Эффективная работа системы обеспечения качества подразумевает наличие четырех обязательных компонентов согласно циклу Деминга: планирование качества; обеспечение качества; контроль качества; корректирующие действия.
Необходимо регулярно, с привлечением внешнего аудита и экспертизы, оценивать результаты деятельности вуза. В принципе функции такого внешнего аудита ежегодно должны выполнять государственные аттестационные комиссии. Но они явно не справляются с этой задачей. В лучшем случае Министерство образования назначает председателя такой комиссии по представлению вуза, а все остальные члены комиссии - те же самые преподаватели вуза, профессиональную деятельность которых и призваны оценивать ГАКи.
Сравнительно давно педагогическая общественность осознала, что итоговый контроль- функция не самого вуза, а независимой инспекции, но практическая реализация создания такой инспекции задерживается. Следует признать, что более эффективной была бы инспекция, проводимая не министерствами и ведомствами, а профессиональными корпорациями. В первом приближении функции координатора могли бы взять на себя УМО по направлениям подготовки, которым следовало бы делегировать большую часть функций, связанных с лицензированием, аттестацией и аккредитацией вузов.
Должен быть разработан механизм самоанализа, позволяющий максимально объективно выделить недостатки и слабые места вуза. На основе самоанализа и оценки экспертов разрабатываются управленческие решения, позволяющие последовательно преодолевать выделенные недостатки и улучшать работу системы. Определяются стратегические, долгосрочные и краткосрочные направления деятельности по обеспечению качества образования.
В Ставропольском государственном университете этап осознания проблемы уже прошел. Анализируя итоги деятельности университета за последние пять лет, наряду с успехами нетрудно отметить все болевые точки развития. В университете фактически сложилась система проведения самоанализа, нашедшая свое отражение в самоаттестации специальностей, тестировании остаточных знаний студентов, ежегодном мониторинге кадрового, научного, информационного потенциала специальностей и кафедр. Оценка качества подготовки выпускников ориентирована как на внутривузовский контроль, так и на внешние отзывы потребителей.
На основе накопленного материала можно сформулировать основную цель в стратегии управления - создание системы обеспечения качества высшего профессионального образования при условии сохранения его фундаментальности на основе поиска новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательным процессом.
Список литературы