Современные технологии управления качеством образования в ВУЗах - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Современные технологии управления качеством образования в ВУЗах

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Article is devoted a problem of realisation modern to technology of quality management of formation in higher educational institutions.

Эффективная работа системы обеспечения качества подразумевает наличие четырех обязательных компонентов согласно циклу Деминга: планирование качества; обеспечение качества; контроль качества; корректирующие действия.

Необходимо регулярно, с привлечением внешнего аудита и экспертизы, оценивать результаты деятельности вуза. В принципе функции такого внешнего аудита ежегодно должны выполнять государственные аттестационные комиссии. Но они явно не справляются с этой задачей. В лучшем случае Министерство образования назначает председателя такой комиссии по представлению вуза, а все остальные члены комиссии - те же самые преподаватели вуза, профессиональную деятельность которых и призваны оценивать ГАКи.

Сравнительно давно педагогическая общественность осознала, что итоговый контроль- функция не самого вуза, а независимой инспекции, но практическая реализация создания такой инспекции задерживается. Следует признать, что более эффективной была бы инспекция, проводимая не министерствами и ведомствами, а профессиональными корпорациями. В первом приближении функции координатора могли бы взять на себя УМО по направлениям подготовки, которым следовало бы делегировать большую часть функций, связанных с лицензированием, аттестацией и аккредитацией вузов.

Должен быть разработан механизм самоанализа, позволяющий максимально объективно выделить недостатки и слабые места вуза. На основе самоанализа и оценки экспертов разрабатываются управленческие решения, позволяющие последовательно преодолевать выделенные недостатки и улучшать работу системы. Определяются стратегические, долгосрочные и краткосрочные направления деятельности по обеспечению качества образования.

В Ставропольском государственном университете этап осознания проблемы уже прошел. Анализируя итоги деятельности университета за последние пять лет, наряду с успехами нетрудно отметить все болевые точки развития. В университете фактически сложилась система проведения самоанализа, нашедшая свое отражение в самоаттестации специальностей, тестировании остаточных знаний студентов, ежегодном мониторинге кадрового, научного, информационного потенциала специальностей и кафедр. Оценка качества подготовки выпускников ориентирована как на внутривузовский контроль, так и на внешние отзывы потребителей.

На основе накопленного материала можно сформулировать основную цель в стратегии управления - создание системы обеспечения качества высшего профессионального образования при условии сохранения его фундаментальности на основе поиска новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательным процессом.

Список литературы

  1. Афанасьева  Т. П., Ерошин В. И. Предпринимательство в образовании. - М.: АПО, 2005.
  2. Бабаян С. А., Зуев В. М.    Кадры экономистов в условиях рынка. -           М.: Экономика, 2008.
  3. Балашов Г.В. и др. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы.  - Спб., 2007.
  4. Балашов Г.В., Виноградов Н.М. Трансформация экономического механизма высшей школы в современных условиях. - Спб., 2007.
  5. Видяпин В. Позвольте вузам "поиграть" в рынок .// Аlma mater, 2007, №7.
  6. Днепров Э. П. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России.//Педагогика, 2006, №5.
  7. Жильцов Е.Н., Ломанов П.Н. Деятельность университетов в условиях рыночной экономики. - М.: МГУ, 2006.
  8. Савельев А. , Романкова Л. О будущей Доктрине высшего образования. // Высшее образование в России, 2005, № 3.
Просмотров работы: 14