Инновационное развитие муниципальных образований Красноярского края - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Инновационное развитие муниципальных образований Красноярского края

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В целом ряде российских регионов начинает активно осознаваться необходимость формирования политики инновационного развития, совершенствование ее правового сопровождения, инвестирования, концентрации ресурсов на реализации высокоэффективных инновационных проектов.

Актуальность темы исследования вытекает из необходимости решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснование повышения результативности регулирования инновативной сферы и развития инновационного процесса в регионе в условиях экономического кризиса и формирования механизма и системы регулирования развития инновационного процесса в регионе, как основы перспектив рыночных преобразований в России.

В данном исследовании разрабатывается подход к оценке инновативности территорий и последующей дифференциации городских округов для разработки рекомендаций по улучшению инновативности деловой среды городских округов.

В связи с этим основной целью работы является разработка методики и информационного обеспечения мониторинга инновативности деловой среды городских округов на примере Красноярского края.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  • - определить инновативность как комплексную характеристику восприимчивости территорий к инновационному росту;
  • - разработать методику оценки инновативности деловой среды;
  • - провести дифференциацию городских округов по инновативности деловой среды;

Информационной основой исследования являются паспорта социально-экономического положения муниципальных образований за 2004-2007 гг., автоматизированная информационная система мониторинга социально-экономических показателей муниципальных образований (АИС ММО) Департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края.

В современных условиях существует зависимость между конкурентоспособностью региона и интенсивностью их инновационной деятельности. Инновативность становится одним из основных факторов конкурентоспособности регионов.

Инновативность деловой среды, в свою очередь, способствует расширению потенциала экономического роста территорий и перевода его на инновационный путь.

Актуальность инновационного развития регионов продиктована не только внешними вызовами, но и внутренними проблемами, а именно, необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны. В последнее время одним из эффективных инструментов решения таких задач становятся рейтинги.

Рейтинги позволяют через количественные оценки в агрегированном виде представить качественное состояние изучаемых объектов.

Исследователи, работающие в рамках проекта «Регионы России» проводя оценку инновативности регионов, в числе индикаторов инновативности выделили показатели, характеризующие состояние информационно-коммуникационной среды:

- уровень проникновения сотовой связи в регион;

- уровень интернетизации региона.

Оценка инновативности регионов ведется только по косвенным показателям, отражающим «готовность» социально-экономической среды к инновациям.

Для этого были выделены две группы индикаторов:

  • 1. Базовые факторы, способствующие формированию более инновативной среды (урбанизированность, качество населения, модернизированность структуры экономики);
  • 2. Состояние информационно-коммуникационной среды, для оценки которого использованы показатели распространения новейших видов связи и информации, применяемые в международных методиках (например, в индексах, разработанных Всемирным экономическим форумом, индексе технологических достижений Программы развития ООН).

Для комплексной оценки инновативности среды предлагается следующий алгоритм действий:

  • - выбор показателей и их обоснование;
  • - описание методики расчета показателей и определение меры сравнения для них;
  • - комплексная оценка уровня инновативности на основе обобщенного показателя.

Выбор показателей инновативности среды осуществлялся на основе анализа используемых в российской и зарубежной теории и практике подходов.

Разработанная структурная модель показателей инновативности среды позволила сгруппировать их по элементам и блокам.

Содержательная основа включения показателей инновативности среды в тот или иной элемент и блок инновативности определялась принятыми в статистике показателями, обобщениями теоретического и методического характера, практикой работы в социологических исследованиях.

Для комплексной характеристики инновативности среды выделены три группы, к каждой группы свои блоки и показатели (рисунок 1).

Каждый из структурных элементов блоков инновативности среды характеризуется своим набором статистических показателей. Таким образом, создана основа для многоуровневой детальной оценки инновативности деловой среды городских округов Красноярского края, позволяющая не только охарактеризовать инновативность среды и осуществлять ее мониторинг, но и определять показатели, снижающие инновативность среды и вырабатывать соответствующие управленческие решения краевого и муниципального уровня, создающие условия для роста инновативности деловой среды в целом.

Методика оценки инновативности среды городских округов Красноярского края основывается на: выборе показателей и построение структурной модели; описание методики расчета показателей инновативности и определении меры их сравнения; комплексной оценке инновативности среды на основе обобщающих и интегрального показателя инновативности; позиционировании объектов оценки относительно инновативности и скорости его изменения.

Дифференциация городских округов основывается на распределении частных индикаторов инновативности деловой среды и выделении ряда стандартных положений территорий Красноярского края. Для распределения городских округов по индексу инновативности необходимо определить те критериальные значения индикаторов, которые и определяют принадлежность городских округов к той или иной группе. В качестве критериальных значений индекса инновативности принимались городские округа с высоким уровнем, среднем уровнем и низким уровнем.

Критериальные значения индекса инновативности деловой среды городских округов Красноярского края в 2004 г.

Высокий уровень: 0,38-0,42; Средний уровень: 0,30 - 0,37; Низкий уровень: 0,25-0,29. Критериальные значения индекса инновативности используются при сравнительной оценке городских округов. Дифференциация городских округов Красноярского края по индексу инновативности деловой среды в 2004 г. представлены в таблице 1, за 2005 г. в таблице 2, за 2006 а таблице 3, за 2007 г. в таблице 4.

Критериальные значения индекса инновативности деловой среды городских округов Красноярского края в 2005 г.

Высокий уровень: 0,47-0,55; Средний уровень:  0,43 - 0,46; Ниже среднего: 0,34-0,42

Критериальные значения индекса инновативности деловой среды городских округов Красноярского края в 2006 г.

Высокий уровень: 0,52-0,60; Средний уровень: 0,47 - 0,51; Ниже среднего: 0,42-0,46.

Критериальные значения индекса инновативности деловой среды городских округов Красноярского края в 2007 г. Очень высокий уровень: 0,66-0,70; Высокий уровень: 0,61 - 0,65; Выше среднего: 0,58-0,60.

В результате была сформирована система показателей инновативности среды, состоящая из блоков интегральных и частных индикаторов, а также единичных показателей. Разработана методика оценки инновативности по частным и интегральным индикаторам. Проведена дифференциация городских округов по показателям инновативности среды, с выделением и ранжированием территорий по занимаемой позиции по определенным группам.

Просмотров работы: 9