Психосберегающие технологии в обучении иностранному языку - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Психосберегающие технологии в обучении иностранному языку

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют сегодня все новые и более высокие требования к человеку и уровню его образованности. Однако реальные возможности обучающихся, перегруженных образовательной информацией, уже не позволяют им сегодня усвоить на высоком уровне предлагаемые аспекты социального опыта, возникает снижение качества образования. Все возрастающие нагрузки и перегрузки обучающихся делают весьма реальной угрозу для их физического и психического здоровья.

Психосберегающие технологии организация обучения и воспитания студентов высших учебных заведений в ситуации всё нарастающих перегрузок являются необходимой предпосылкой как сохранения психического здоровья обучающихся, так и повышения эффективности образовательного процесса. Под ними подразумевается совокупность наиболее рациональных приёмов и способов научной организации труда, обеспечивающих не только сохранение психического здоровья обучающихся, но и высокую эффективность учебно-воспитательного процесса, в котором выполняются как минимум три требования:

- учет индивидуальных особенностей студента;

- обеспечение морально-психологического климата в  коллективе;

- недопускание чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки.

Психосберегающие технологии обучения в системе высшего языкового образования являются не чем иным как политехнологией, включающей комплексное использование неотъемлемых ее частей: коммуникативной, игровой, проектной, аудиовизуальной и компьютерной технологий.

При обучении иностранному  языку педагогу  необходимо решать одновременно две задачи. С одной стороны он предъявляет учебную информацию, а с другой ему нужно создать соответствующие психолого-педагогические условия обучения, способствующие учету индивидуальных особенностей обучающихся и их способностей в плане усвоения языкового материала и формирования иноязычноречевых навыков и умений с тем, чтобы создать благоприятную и комфортную образовательную среду для достижения состояния психического благополучия студентов.

В результате исследования, проведенного в рамках Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета и в котором принимало участие 20 преподавателей, было установлено следующее. Самым известным компонентом психосберегающей технологии обучения среди преподавателей является коммуникативный метод обучения. Все признавали его важность в учебном процессе. Коммуникативная направленность осуществляется как посредством стимулирования интереса студентов к изучаемому предмету, так и минимизации возможных ситуаций психологического дискомфорта. Так же преподавателями широко используются аутентичные материалы: фильмы, аудиозаписи, газеты и журналы. Они позволяют погрузиться в среду изучаемого языка, снять психологические трудности и облегчить получение информации.

Судя по данным анкетирования, при обучении иностранному языку часто используются такие формы обучения как игры, драматизация, дискуссии. В их основе так же лежит коммуникативный подход, позволяющий имитировать реальные ситуации и общаться без возникновения трудностей, также такие виды деятельности позволяют закрепить усвоенный материал и выявить  слабые и сильные стороны в знаниях учащихся без создания для них стрессовой ситуации в виде контрольных или тестовых работ.

Сами преподаватели отмечают, что процесс овладения иноязычнеречевыми навыками и умениями осуществляется гораздо эффективнее в группах, где используются психосберегающие технологии, чем в тех, где обучение проводится по программе с применением традиционных технологий. Менее широко используются компьютерные средства. Так при наличии на факультете компьютерного зала, медиатеки на самом деле ими пользуется всего 15% преподавательского состава.  Хотя и выявлено, что психосберегающие технологии позволяют сберечь время и повысить эффективность обучения и усвоения знаний, а также не допустить чрезмерную интеллектуальную, эмоциональную и нервную нагрузку в образовательном процессе; многие преподаватели предпочитают работать по давно устоявшимся методическим планам, не привнося в них никаких изменений. 

Наименее же используемой, да и менее известной была проектная технология, в большинстве своем напрямую связанная с использованием компьютеров, информационных систем и развитием творческого потенциала обучающихся. Так же респондентами было отмечено, что так как психосберегающие технологии являются комплексом наиболее продуктивных технологий, направленных на обеспечение психического благополучия студентов, эффективность их внедрения зависит от ряда причин, прежде всего, от материально-технической базы учебного заведения, от наличия мультимедийных средств обучения в вузе.

Просмотров работы: 7