Невербальное поведение: жестовая коммуникация - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Невербальное поведение: жестовая коммуникация

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жестовая коммуникация - один из ведущих способов невербального поведения. На­ряду с ольфакторной коммуникацией, мимической, и тактильной она является составляющей бессловесного общения, языка тела. На­ука, изучающая язык тела, называется кинесикой и является одним из частных разделов семиотики [2, 167].

Жестовая коммуникация играет важную роль в человеческом общении. На протяжении всей своей эволюции человек применял жестовый канал коммуникации, понимая эмоциональное состояние соплеменников по спонтанным движениям их тела, рук и ног. В семиотике под словом «жест» понимается движение телом (головой, глазами и т.д.) которое служит конвенциональным знаком. В такой трактовке указательный палец, приложенный к губам (в значении «тише»), является жестом - в от­личие, например, от непроизвольного почесывания, которое относится к разряду физиологических движений и знаком не является. В этологии человека под жестами чаще понимают только движения руками [1, 135].

Все жесты можно подразделить на две большие группы - эмоциональные выражения и сигналы диалога. Эмоциональные выражения являются прямым отражением внутрен­него состояния исполнителя. Например, улыбка, смех, плач, выражение страха или удивле­ния более или менее одинаково понимаются европейцами и представителями индустри­альных культур Новой Гвинеи, Южной Америки или Южной Африки [3, 98].

Культура предписывает своим членам определенные правила демонстрации, или пра­вила жестового поведения - правила выражения эмоций, зависящие or социального кон­текста. Современные исследования показали, что, оставаясь наедине, представи­тели всех культур реагируют эмоциональным сходным образом на одинаковые стимулы, тогда как в присутствии посторонних их эмоциональные выражения подчиняются прави­лам демонстрации, принятым в данной культуре. Вместе с тем культуры резко различают­ся по степени выраженности эмоций при общении, в частности по интенсивности жести­куляции. Известно, что в России интенсивность жестикуляции возрастает с севера на юг: минимальное использование жестов характерно для поморов, карелов, коренных жителей Новгородской области, а макси­мальная интенсивность жестикуляции отмечается у народов Кавказа [5, 154].

Правила демонстрации показывают, что выразительные эмоциональные универ­сальные движения могут модифицироваться в социальном контексте до такой степени, что это создает впечатление культурной специфичности выражения эмоций. Однако важно понимать, что культуры различаются, прежде всего, по способу принятого в них выражения эмоций, а не по набору самих базовых эмоций как таковых. Долгое время считалось очевидным, что интенсивность жестикуляции коррелирует с интенсивностью телесных контактов общающихся, а также с размерами так называемого личного пространства. На этой основе культурный американский антрополог Э. Холл (основопо­ложник науки проксемики, изучающей роль пространства в коммуникации) предложил разделить культуры на контактные и неконтактные. Контактными он назвал культуры, носители которых общаются, располагаясь на небольшой дистанции, друг от друга (т.е., имеют малое личное физическое пространство). К числу контактных культур были отне­сены итальянская, испанская, греческая, арабская - тогда как норвежская, голландская, английская и американская рассматривались как культуры неконтактные. Современные исследования Е. Макданиела и А. Андерсона однако, говорят о том, что зависимость меж­ду размерами личного пространства, частотой тактильных контактов и интенсивностью жестикуляции носит достаточно сложный характер. Так, например, культуры народов Дальнего Востока - китайская, корейская и японская - по критерию контактности попа­дают в разряд контактных культур (общение на минимальном расстоянии между партнерами), но при этом частота тактильных контактов и интенсивность жестикуляции у них минимальны. С другой стороны, например, для арабской культуры традиционные ожи­дания полностью подтверждаются: это контактная культура, уровень жестикуляции и тактильных контактов при общении исключительно высок.

В отличие от эмоциональных выражений, сигналы диалога осваиваются путем науче­ния и варьируют от культуры к культуре. Большинство сигналов диалога выполняются с помощью движений руками (жест-приглашение присесть, отстраняющий жест, жест-приказание и т.п.). Мимика также может служить сигналом этого рода. Например, под­нятые брови, нахмуренные брови, поднятые или опущенные уголки губ, служат четкими сигналами для собеседника. Способность к общению с помощью жестов заложена в че­ловеке от рождения. Именно благодаря этому в случае необходимости люди могут даже без предварительной тренировки изъясняться знаками. Правда, их диалог будет содержательно весьма ограничен. Во всех культурах наравне со словами имеется определенный набор жестов, универсально понятных и применяемых самостоятельно, независимо от звуковой речи [4, 142].

Литература:

1. Биркенбил, В. А. Язык интонации, мимики, жестов/В. А. Биркенбил. - СПб, 1997.-35с.

2. Фаст, Д. С. Язык тела/Д. С. Фаст. - М., 2003. - 167с.

3. Холл, Э. И. Как понять иностранца без слов/Э. И Холл. - М., 2005. - 98с.

4. Крейдлин, Г. Е. Семиотика или азбука общения./Г. Е. Крейдлин. - М., 2003. - 42с.

5. Крейдлин Г. Е. Семантические типы жестов/Г. Е. Крейдлин - М., 2004. - 154с.

Просмотров работы: 54