Проблема качества подготовки специалистов всегда являлась весьма актуальной, а в период перехода к рыночным отношениям стала крайне острой в силу следующих причин: ликвидация государственного распределения выпускников вузов; неустойчивость рынка труда; сокращение госбюджетного финансирования образовательной и научной деятельности; снижение мотивации к овладению инженерными знаниями, так как приоритет в основном отдается более «престижным» специальностям - юридическим и экономическим.
В системе высшего образования России более развита внешняя оценка качества, ориентированная на стандарты и показатели эффективности. Основными элементами которой являются стандартизация, лицензирование, аттестация, аккредитация, комплексное оценивание образовательных учреждений и отдельных специальностей на основе рейтинговой системы. Эти процедуры включают проведение внутренней проверки.
В Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» указано: государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) качества высшего и послевузовского профессионального образования. Систематичная работа оценивания качества, направленная на его усовершенствование, - достаточно новое направление в российском высшем образовании.
Эффективность исследований по оценке качества образования зависит от понимания качества образования. Это понятие трактуется различными исследователями довольно неоднозначно. Можно выделить три основных подхода к оценке качества образования. Первый - теоретический, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретико-методологического исследования. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс.
Второй, практический подход, подразумевает, что его представители идут по пути создания средств для оценки подготовки обучаемых, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования.
Представители третьего направления сочетают в проводимых исследованиях теоретико-методологическую и практическую составляющие. Они идут по самому трудному пути, однако именно такой подход к данной проблеме наиболее приемлем.
Однако, до настоящего времени не разработана и не утверждена единая научно-обоснованной система показателей качества подготовки обучаемых, так же, как и не существует единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества образования.
При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается совокупность свойств предмета удовлетворять определенным потребностям. Следовательно, качество - комплексная характеристика. По определению профессора Э. Короткова, - «Качество образования: - это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития».
Однако, проанализированные методики оценки качества образования, как и само понятие «качество образования», представляемые различными авторами, на наш взгляд, далеки от совершенства и фактически не учитывают вышесказанное.
Многие авторы определяют качество образования как качество функционирования системы образования. Однако некоторые специалисты трактуют его как достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня обучения (подготовленности).
Литература