В условиях современных социально-экономических и культурных преобразований в стране проблема качества высшего образования студентов представляется актуальной и перспективной. Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими, включающими такие понятия как: наличие государственного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации; качество профессионально-преподавательского состава вуза; качество организации процесса обучения; качество методического обеспечения учебного процесса, а также качество субъектов обучения.
Качество образования самым непосредственным образом зависит от личностных характеристик обучаемого. Здесь огромную роль играют мотивация в выборе факультета, в выборе специальности, ориентация на достижение поставленных целей, интеллектуальный потенциал студента и многие другие факторы, составляющие индивидуальное воспитательное пространство личности.
Однако индивидуальное воспитательное пространство личности, и его воздействие на качество высшего образования исследовано слабо. Первая попытка систематизировать различные подходы к пониманию категории воспитательного пространства была предпринята Н.Л. Селивановой. Она указывает на недостаточную представленность в таком понимании субъектной роли воспитанника в воспитательном пространстве, так как оно регламентируется определенным, заданным образом жизни студента [5].
Большое внимание проблемы воспитательного пространства личности уделяли Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, Д.В. Григорьев.
В педагогике воспитание рассматривается как гуманитарная практика в трех аспектах, отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное, индивидуальное и взаимодействие. Трем аспектам бытия соответствуют три ведущих воспитательных пространства: социальное, индивидуальное и пространство взаимодействия или пространство культуры.
Индивидуальное воспитательное пространство личности включает в себя такие проявления студента как: самопознание, самоопределение, самосовершенствование, самоактуализация, самопреображение [1].
Назовем возможности индивидуального воспитательного пространства личности для повышения качества образования:
Итак, совершенствуя индивидуальное воспитательное пространство личности, мы тем самым воздействуем на качество образование в целом. Так как субъекты образовательного процесса его неотъемлемая составляющая.
1.Воспитательное пространство как объект педагогического исследования/ Под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга, 2000.
2. Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997.
3. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996
4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2007.
5.Селиванова Н.Л. Воспитание: теория и реальность // Известия РАО. 1999. № 2/