По мнению В.А. Борисова, много было написано и рассказано о школе старинной суздальской иконописи. Но где, когда и как она возникла и развивалась - точно неизвестно. Некоторые факты указывают, что иконопись могла зародиться в двух селах, некогда бывших в суздальском уезде, а именно Холуй и Палех. Борисов В.А. утверждает, что началась она в суздальском пригороде Шуя, и приводит следующие факты и документы.
Первый документ - это челобитная царю Михаилу Федоровичу Романову от Ивана Яковлева. В ней он просит заступиться за него и обязать священнослужителя Якова выплатить ему деньги за реставрацию 36 икон. Второй документ - Шуйская писцовая книга 1629 г. А. Векова. В ней сказано, что в дворике В. Иванова торгуют иконами. Третий документ - описание Троице - Сергиева монастыря, иноки которого пишут святые иконы(сочинение И.М. Снегирева). В 1670 г, по указу царя А.М. Романова из Троицкой обители присланы в оружейную палату 12 иконописцев. На основании челобитной И. Яковлева и писцовой книги А. Векова, Борисов. В.А делает заключение, что иноки Троице - Сергиева монастыря иконописи обучались в Шуе.
В 1654 г. Шуя сильно пострадала от эпидемии чумы. Иконописец Герасим Тихонов, сын художника - Тихона Дмитриева, упомянутого в описи Шуи за 1623 год. написал икону Шуйской Смоленской Богоматери, признанной чудотворной(1667 г.). Икона находилась в Воскресенском храме г. Шуи и помогла жителям справиться со страшной болезнью. К сожалению, подлинник был утрачен, но чудотворной силой наделены и копии. Только за первое десятилетие после написания иконы в Шуе и в округе произошло свыше ста связанных с нею чудотворений.
В 1676 г. из Владимирской Чети был прислан воевода И.И. Борков за иконописцами г. Шуи. (Челобитная иконописца П. Зубкова царю Федору Алексеевичу Романову о том, чтобы царь заступился за иконописцев и не позволил их забрать).
В описи Шуи (1717г), перечислены семьи, занимающиеся иконописанием. (Иван Болотов, Козьма Артемьев, Андрей Плесянинов, Иван Артемьев, Федор и Семен Иконниковы). Из икон, написанных Шуйскими мастерами, известны такие иконы как Казанская Богоматерь (находившаяся в Троицкой церкви), крест в Спасской церкви (вероятно, выполненый иконописцем Иваном Болотовым), иконы в Воскресенском соборе и Воздвиженской церкви, икона Владимирской Богоматери, написанная Герасимом Иконниковым.(храм села Взорново).
Таким образом, знакомство с документами 17 века в книге В.А. Борисова «Описание города Шуи и его окрестностей» подтверждает, что иконопись появилась в начале в Шуе, а потом уже в Палехе и Холуе. Палехских иконописцы, оказывается, заимствовали свое мастерство от Шуйских изографов, а именно от братьев Ивана, Бориса и Федора Ивановых Болотовых.
Список литературы: