Международная миграция рабочей силы. - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Международная миграция рабочей силы.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К началу XXI столетия международная миграция рабочей силы приобрела значительные масштабы, что отражает общее возрастание международной мобильности факторов производства в современной мировой  экономике (рис. 1).

В мировой миграционный процесс трудящихся вовлечены практически все страны.  Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет себе наиболее эффективное применение не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики. К причинам экономического характера следует отнести следующие: различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем); наличие национальных различий в размерах заработной платы; существование органической безработицы в некоторых странах, и, прежде всего, в слаборазвитых; международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

К ним следует отнести миграцию: из развивающихся в промышленно развитые страны; в рамках промышленно развитых стран; рабочей силы между развивающимися странами; рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Экономические последствия миграции различны для стран, находящихся в разных позициях на международном рынке труда. Стране - донору (экспортеру рабочей силы) международная трудовая миграция приносит некоторые преимущества:

  • 1. Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию.
  • 2. Граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть своего дохода на родину, улучшая платежный баланс страны.
  • 3. Эмигрантами нередко осуществляется личное инвестирование в отечественную экономику (путем покупки средств производства, земли, недвижимости, ценных бумаг и т.д. у себя на родине).
  • 4. Государство (страна - экспортер рабочей силы) получает налоги с прибыли фирм-посредников, работающих в данной сфере деятельности.
  • 5. Страны - экспортеры получают валютные поступления от стран - импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу, на образование и т.д.

В странах, принимающих рабочую силу:

  • 1. Повышается конкурентоспособность производимых товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой рабочей силы.
  • 2. Иностранные рабочие, обеспечивая дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост объемов производства и дополнительную занятость.
  • 3. При импорте квалифицированной рабочей силы имеет место существенная экономия затрат на образование и профессиональную подготовку.
  • 4. Иностранные рабочие часто рассматриваются как своеобразный амортизатор в случае кризисов и сопровождающей из безработицы (они первыми могут быть уволены).
  • 5. Иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ;
  • 6. Иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, для которых характерен большой удельный вес населения преклонного возраста.

Рост масштабов международной миграции и особенно рост масштабов нелегальной международной миграции объективно поставили вопрос об усилении роли государств в регулировании данного процесса, а также о межгосударственном, многостороннем регулировании.

Правительство каждой страны вправе самостоятельно определять направления и цели миграционной политики при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции. С этой целью во многих странах мира разработаны и приняты соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, действуют национально-государственные органы или службы иммиграции (такие службы, как правило, создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел). Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.
Просмотров работы: 11