В мировой миграционный процесс трудящихся вовлечены практически все страны. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет себе наиболее эффективное применение не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики. К причинам экономического характера следует отнести следующие: различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем); наличие национальных различий в размерах заработной платы; существование органической безработицы в некоторых странах, и, прежде всего, в слаборазвитых; международное движение капитала и функционирование международных корпораций.
К ним следует отнести миграцию: из развивающихся в промышленно развитые страны; в рамках промышленно развитых стран; рабочей силы между развивающимися странами; рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
Экономические последствия миграции различны для стран, находящихся в разных позициях на международном рынке труда. Стране - донору (экспортеру рабочей силы) международная трудовая миграция приносит некоторые преимущества:
В странах, принимающих рабочую силу:
Рост масштабов международной миграции и особенно рост масштабов нелегальной международной миграции объективно поставили вопрос об усилении роли государств в регулировании данного процесса, а также о межгосударственном, многостороннем регулировании.
Правительство каждой страны вправе самостоятельно определять направления и цели миграционной политики при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции. С этой целью во многих странах мира разработаны и приняты соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, действуют национально-государственные органы или службы иммиграции (такие службы, как правило, создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел). Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.