Экономические итоги объединения Германии. - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Экономические итоги объединения Германии.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Объединение Германии в 1990 году можно считать наиболее важным, заслуживающим особого внимания интеграционным процессом в Европе за последние полвека. Это событие имело не только государственно-правовой, но и международно-правовой характер. Идея единства нации рассматривалась как эффективное средство построения свободной Европы. Продолжение существования раздельной Германии увековечило бы раздел Европы и гонку вооружений. Кроме того, объединение Германии отвечало требованиям исторического развития, прежде всего с точки зрения восстановления справедливости в отношении разделенного народа.

Экономика Германии организована по принципу «социальной рыночной экономики». Ее основным элементом является сочетание принципов свободы на рынке и социального баланса.

Важнейшие элементы концепции социальной рыночной экономики следующие: - частная собственность на средства производства и свободное ценообразование; - создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции); - сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста; - обеспечение полной занятости; - свобода внешней торговли, свободный валютный обмен; - политика стабильной валюты (в т.ч. через независимый эмиссионный банк); - социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т.д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство).

Германия обладает третьей по технологической мощи экономикой мира после США и Японии. Страна является одним из крупнейших в мире производителей металла, цемента, машин, транспортных средств, станков, электроники, продуктов питания и напитков, продукции судостроительной, химической, текстильной промышленности.

В начале века Германия испытывает серьезные экономические проблемы, которые вызваны, прежде всего, довольно низкими темпами роста ВВП (по сравнению с ведущими индустриальными странами) и тяжелым бременем осуществления щедрых социальных программ. 40% чистой прибыли компаний ФРГ идет на оплату труда, на отчисления в многочисленные социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда.

Из-за старения населения расходы на социальное обеспечение пенсионеров и ряда других слоев населения неуклонно растут. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе. Такая реальность на фоне падения темпов экономического роста сделала безработицу проблемой постоянной, а не цикличной.

Высокий уровень социальной защиты населения постоянно требует притока финансов в государственную казну. Налоговый пресс в Германии значительно выше, чем в США, Великобритании и многих странах Европы. Только по этой причине многие германские компании предпочитают развивать свою производственную и экономическую деятельность за пределами своей страны. Такая устоявшаяся система налогообложения и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.

Объединение Германии явилось финалом решения "германского вопроса", который долгое время после второй мировой войны оставался открытым. Опыт Германии показал, насколько сложными и длительными могут быть интеграционные процессы. Объединение Германии породило, помимо положительных, ряд негативных явлений в жизни немецкого народа, преодолеть которые возможно лишь на основе грамотной, эффективной правовой политики государства в области стирания противоречий между бывшими ГДР и ФРГ.

Необходимо отметить, что за последние пару лет в Германии с нарастающей интенсивностью идет обсуждение проблем новой идентичности, обретенной страной в результате ее объединения. В ходе дискуссии на передний план начинают выдвигаться требования более четкой национальной ориентации правительственной политики. Все чаще высказывается мысль о том, что в ФРГ есть предпосылки для создания новой партии, которая способна предложить программу преодоления раскола немецкой нации и готова выступать не от имени Европы и не от имени Запада, а с позиций собственной страны как великой державы.
Просмотров работы: 55