Развитие творческих способностей младших школьников - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Развитие творческих способностей младших школьников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе со стремительным развитием науки, техники, информационных технологий очень нужны люди с новым мышлением, новой мотивацией, стилем жизни и активной гражданской позицией. На рынке труда растет спрос на людей с творческим подходом, способных быстро входить в новые ситуации и решать проблемы. Чтобы воспитать будущих специалистов с творческими способностями, эти навыки необходимо развивать в младших классах. Это требует совершенствования и изменения системы образования. Современная школа должна готовить детей к жизни. Развитие творческих способностей обучающихся является важной задачей современной школы.

Сегодня исследования ученых показывают, что способности тех, кого называют одаренными или гениями, не являются аномалией, а воспринимаются как должное. Задача состоит в том, чтобы раскрепостить человеческую мысль, повысить коэффициент ее полезности и использовать возможности, предоставляемые природой, о существовании которых многие даже не подозревают.

Как правило, все определения творчества подчеркивают, что это деятельность человека, направленная на создание чего-тонового в науке, искусстве, технике, производстве и организации. Суть творчества заключается в стремлении создать нечто, чего раньше не существовало, или сделать это в новой и улучшенной форме.

Психологи считают, что творчество- это выход за пределы существующих знаний, преодоление и разрушение границ. Творчество является высшей формой активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение и самораскрытие личности ребёнка.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие возможности заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

От ребенка, учебная деятельность требует новых достижений в развитии – внимания, памяти, речи, воображения, и мышления. Уровень психофизиологического развития позволяет детям решать задачи на новом социальном этапе. Анализируя особенности, с точки зрения возможности развития творческих способностей, младшего школьника, можно заметить то, что в этом возрасте, в воображении ребенка, возникают целый комплект различных ситуаций. Воображение, создаваясь в игровых замещениях одних предметов другими, переходит и в другие виды деятельности. По словам В.В. Давыдова: «В условиях учебной деятельности, к воображению ребенка, предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения». –2016. – № 1. – С 69. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://reallib.org/reader?file=1351661&pg=3

Познавательная деятельность

Важным вопросом для развития творческих способностей в последние годы стало формирование познавательной деятельности. Познавательный интерес– направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Это характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным знаниям. Систематически развиваясь и укрепляясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес в творческой деятельности носит поисковый характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. Поэтому поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает радость от удачи, эмоциональный подъем. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают активность и направленность.

Без развития познавательного интереса детям не только трудно, но и практически невозможно развивать свои творческие способности. Познавательный интерес- одна из главных мотиваций к обучению. Под влиянием познавательного интереса слабые ученики учатся более продуктивно. Познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника при правильной педагогической организации деятельности учащихся и целенаправленной, систематической учебной работе. Когда дети не хотят учиться, создаётся трудность в обучении.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, проанализировав особенности учащихся начальной школы, я пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление- это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся, с другой стороны, это результат специальных усилий учителя по организации познавательной деятельности учащихся.

При организации познавательной деятельности учащихся важно знать возрастные и личностные особенности ученика, чтобы установить исходный уровень развития творческих способностей и диагностические умения, контролирующие их совершенствование.

Развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературное чтение – это предмет, которому принадлежит важная роль в духовной жизни младшего школьника. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения.

Развитие творческих способностей и интеграция творчества во все учебные и внеучебные мероприятия имеют решающее значение. Важно осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов. Работа по развитию творчества должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий мотивируя учащихся к самостоятельности в достижении новых результатов деятельности.

Предлагаемые задания, побуждающие обучающихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата можно разделить на этапы.

Первый этап: распознавание и классификация.

Подбор слов с похожими и противоположными значениями. Определение словосочетаний и родственных слов. Создание новых предложений с заданными словами или словосочетаниями.

Второй этап: Создание и интерпретация.

Создание предложения, описания и рассказы на основе картинок, фотографий и схем. Составление словесных картинах и иллюстрации. Озаглавление текстов и стихов.

Третий этап3: Расширение и обогащение.

Придумывание истории на основе вопросов и иллюстраций. Совместное создание рассказа или стихотворения, добавление альтернативных строк, предложений. В процессе обучения особое внимание уделяется независимости и активному участию учащихся. Учащимся предоставляется свобода в выборе тем и способов исполнения, что способствует развитию творческого мышления.

При работе с научно-познавательными и научно-образовательными текстами в начальной школе целесообразно использовать нетрадиционные методы работы в приемах развития критического мышления.

Навыки критического мышления включают в себя методы и приемы, которые интегрируют процесс обучения в поэтапное выполнение каждого этапа урока. Существуют специфические приемы и методы работы на этапах вызова, рефлексии и анализа.

Прием «Верные и неверные утверждения».

Прием «Верные и неверные утверждения» используется для систематизации информации, заложенной в тексте, выявления пробелов в понимании и отдельных аспектов текста. Младшие школьники сначала читают научный текст, затем отвечают на поставленные вопросы и отмечают правильные и неправильные утверждения.

Данные приёмы развивают умения строить логические цепочки, увидеть наглядно взаимосвязи изученного и нового. Прием "Верные и неверные утверждения" повышает мотивацию при изучении нового материала, помогают лучше понять текст.

Прием «Пометки на полях».

Данный прием можно назвать технологией эффективного чтения. Он осуществляется в несколько этапов и используется на стадии осмысления. Во время чтения данного текста ученикам дается целевая установка: по ходу чтения делать в тексте пометки. Таким образом ученик сам отслеживает понимание прочитанного им текста. Учителю необходимо перед работой над текстом определить какой фрагмент предназначен для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время работы, проверить работу.

Прием «Синквейн» одна из форм творческой деятельности учащихся. В первую очередь, необходимо рассказать, что «Синквейн» – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации и выразить свое мнение, которое и будет являться главной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. В качестве примера можно попробовать составить один общий «Синквейн», записав его на доске.

Составляя синквейн, каждый развивает свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Допускается работа в парах, но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Прием «Лови ошибку». Учитель заранее выбирает научно-популярный или научно-учебный текст, который содержит ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы в задании были ошибки двух уровней:

- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

- скрытые, которые можно найти только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, делают свои выводы. Затем изучают новый материал, после этого возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить на начальном этапе урока.

Одним из важнейших учебных умений, которые формируются у младших школьников, является работа с научно-популярным и научно-учебным текстом, на что указывают образовательные стандарты начального общего образования. Младший школьник должен учиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать еѐ для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях.

Особой формой работы является подготовка познавательного журнала. Журнал может выходить как в устной, так и печатной форме.

Дополнительным в развитии творчества является проведение коллективных проектов или занятий, способствующих обмену идеями и совместному творчеству. Интеграция этих подходов в учебный процесс способствует всестороннему развитию творческих способностей учащихся, что поможет им успешно справляться с вызовами современного мира, основанного на инновациях и креативности.

Развитие творческих способностей включает в себя развитие навыков наблюдения, улучшение речевой и общей активности, развитие общительности, тренировку памяти, умение анализировать и осмысливать информацию, развитие воли и воображения. Это также предполагает создание ситуаций, которые позволяют ученикам выразить свою индивидуальность, систематическую организацию исследовательской работы в учебном процессе. Уроки должны быть разнообразными по активностям, материалу и методам работы, чтобы стимулировать детей к творчеству.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, навыки творчества в конечном итоге воспитываются взрослыми, такими как учителя и родители, где очень важно глубокое знание индивидуальности ребенка. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Список используемой литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - М. Академический Проект, Деловая книга, 2009, - 624с.

2. Барышева Т.А. Психология творчества. Учебное пособие для студентов вузов. -Москва 2024. -с.7-10.

3. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. // «Завуч начальной школы». – 2016. - №2. – с.14-20.

4. Бурмистрова Е., Мануйлова. Л.М. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Учебное пособие для студентов вузов. --Москва 2024. -с 39

5. Бухарова И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Учебное пособие для студентов вузов.-Москва 2024. -с 7-16.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов – Москва: ИНТОР, 2016. – 249 с.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

8. Зиновкина М.М, Гариев Р.Т., Горев П.М., Утемов В.В. Основы исследовательской деятельности Трис. Учебное пособие для вузов. Москва 2024.-с 34.

9. Петрушин В.И. Развитие творческих способностей. Учебное пособие для студентов вузов--Москва 2024. -с. 64.

10. Самигуллина Г.С. Развитие творческого потенциала личности.: автор. дисс. канд. пед. Наук. - Казань, 2008. – 98 с.

11. Симановский А.Э. Развитие творческих способностей. Монография. -Москва 2024. -с. 12-20.

12. Цыпин Г.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Учебное пособие для студентов вузов. - Москва 2024.с.57- 66

13. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности учащихся.: Педагогика, 2011. – 137 с.

Просмотров работы: 13