ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Краснопёрова А.Г. 1, Пломодьяло П.Р. 1
1МАОУ СОШ №55
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная работа актуальна, так как формирование экологического сознания обучающихся связано не только с факторами окружающей среды или здоровья человека, но и с проблемами личности, ее внутреннего мира, ее духовности.

Цель исследованияразвить когнитивные способности обучающихсяпосредством изучения иностранного языка (английского) путём расширения осознанности личностью решения экологических проблем региона, страны, планеты.

Задачи:

  1. Рассмотреть и охарактеризовать понятие «экологическое сознание» личности, проанализировать особенности экологического сознания обучающихся среднего звена школы.

  2. Организовать и провести диагностику уровня сформированности экологического сознания обучающихся среднего звена школы, опираясь на изучение экологических тем по предметам « Иностранный язык (английский) и предмету «Биология».

  3. Обсудить результаты исследования среди обучающихся среднего звена школы.

Цель работы заключалась в повышении уровня экологического сознания обучающихся.

Основными показателями, по которым определялась эффективность исследовательской работы, выступали: когнитивность личности, уровень интеллектуального развития учащихся, интенсивность отношения учащихся к природе и качество знаний по теме «Экологические проблемы» по предмету «Иностранный язык (английский)».

Результаты исследования показали, что соблюдение определённых педагогических условий формируют экологическое сознание обучающихся.

На контрольном этапе исследования уровень интеллектуального развития в экспериментальной группе увеличился в ходе эксперимента почти вдвое ( 6а класс на 90 баллов и 7 д - на 89 баллов). Интенсивность отношения учащихся к природе также возросла ( в 6а классе на 190 баллов и в 7 д классе - на 131 балл). Активность учащихся по изменению окружающей среды немного изменилось( в 6а на 100 баллов и в 7 д - на 70 баллов).Следовательно, наблюдается широкая зона развития по расширению экологического сознания как контрольной, так и экспериментальной групп.

Ключевые слова: когнитивность личности, уровень интеллектуального развития учащихся, интенсивность отношения учащихся к природе, качество знаний, экологическое сознание.

FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF SCHOOL STUDENTS THROUGH THE ENGLISH LANGUAGE

Krasnoperova A.G., Plomodyalo P.R

Municipal autonomous educational organization "Secondary educational school № 55", Krasnodar, e-mail: [email protected],[email protected]

This work is relevant, since the formation of students’ environmental consciousness is associated not only with environmental factors or human health, but also with the problems of the individual, his inner world, his spirituality.

The purpose of the study is to develop the cognitive abilities of students through learning a foreign language (English) by expanding the individual’s awareness of solving environmental problems of the region, country, and planet.

The tasks are:

1. to consider and to characterize the concept of “ecological consciousness” of an individual, analyze the features of the ecological consciousness of middle school students.

2. to organize and to conduct diagnostics of the level of formation of environmental consciousness of middle school students, based on the study of environmental topics in the subjects “Foreign Language (English)” and the subject “Biology”.

3. to discuss the results of the study among middle school students.

The goal of the work was to increase the level of environmental consciousness of students.

The main indicators by which the effectiveness of the research work was determined were: personal cognition, the level of intellectual development of students, the intensity of students’ attitude towards nature and the quality of knowledge on the topic “Environmental problems” in the subject “Foreign language (English)”.

The results of the study showed that compliance with certain pedagogical conditions shapes the ecological consciousness of students.

At the control stage of the study, the level of intellectual development in the experimental group almost doubled during the experiment (grade 6a by 90 points and grade 7d by 89 points). The intensity of students' attitude towards nature also increased (in grade 6a by 190 points and in grade 7d - by 131 points). The activity of students in changing the environment has changed slightly (in the 6a form by 100 points and in 7d form - by 70 points). Consequently, there is a wide area of development in expanding environmental awareness of both the control and experimental groups.

Keywords: personal cognition, level of intellectual development of students, intensity of students’ attitude towards nature, quality of knowledge, ecological consciousness.

Согласно гуманистическому, личностно - ориентированному подходу, характерному для современных исследований экологического образования, экологические проблемы человечества связываются не только с факторами окружающей среды или здоровья человека, но и с проблемами личности, ее внутреннего мира, ее духовности. Поэтому вопрос формирования экологического сознания посредством иностранного языка становится актуальным.

Объект исследования– процесс формирования экологического сознания посредством иностранного языка учащихся среднего звена школы.

Цель исследованияразвить когнитивные способности обучающихсяпосредством изучения иностранного языка путём расширения осознанности личностью решения экологических проблем региона, страны, планеты.

Гипотеза– процесс формирования экологического сознания обучающихся среднего звена школы будет иметь положительную динамику при обеспечении следующих условий:

- внедрения в практику разработки и защиты экологических проектов на английском языке,

- углублённого изучения терминологии и понятий по вопросам экологии планеты на английском языке,

- развития неподготовленной речи обучающихся по вопросам экологии на английском языке в форме диалогической и монологической речи.

Методы исследования:

- эмпирические: наблюдение и тестирование;

- методы математической обработки данных, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.

Экспериментальная база исследования:учащиеся 6-7 классовМАОУ СОШ № 55 г.Краснодара. В исследовании приняли участие ученики 6-А , 6 Б, 6 Д классов(40 учеников) и 7-Д, 7 Г классов (22 ученика), в общем количестве 62 обучающихся.

В ходе исследования были решены все сформулированные в исследовательской работе задачи, получены и проанализированы результаты, которые заключались в следующем.

  1. Было изучено состояние исследуемой проблемы в практике работы общеобразовательной школы на базе 6-7 классов. Нами была проанализирована результат обученности учащихся по предметам Иностранный язык (английский) по темам экологической направленности.

  2. Выяснена степень актуальности этой проблемы путем беседы с обучающимися и выявлен характертрудностей,имеющийместовформированииэкологического сознания учащихся; проведен опрос среди обучающихся для выявления конгруэнтности когнитивности личности обучающихся к их уровню интеллектуального развития и к их интенсивности отношения к природе.

Результаты исследовательской работы свидетельствует о том, что в экспериментальной группе, где нами была реализована гипотеза работы, наблюдается положительная динамика в уровне экологического сознания. Итак, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Список используемой литературы:

  1. Аргунова, М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования / М.В. Аргунова: автореф. дис… д-ра пед. наук. – Москва, 2014. – 44 с.

  2. Колесник, Н. А. Формы, средства иметоды экологического воспитания обучающихся/Н.А.Колесник//Экологическийвестник.-2016.- №3.-С.15-19.

  3. Колток, Л. И. Формирование экологической культуры обучающихся начальной школы как педагогическая проблема / Л. И. Колток // Сборник научных трудов молодых ученых Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко.-2014. -Вып. 1. -С. 115-122.

  4. Селевко,Г.К.Энциклопедияобразовательныхтехнологий/ Г. К. Селевко. Том 1 В 2-х томах. – Москва: Народное образование, 2015. — 556 с.

  5. Сухомлинский,В.А.Избранныепроизведения:в5-тит./ В. А. Сухомлинский. Т. 3: Сердце отдаю детям. – Киев: Рад. шк., 2014.-670с.

Просмотров работы: 7