Теоретические и практические аспекты стратегического анализа в торговле - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Теоретические и практические аспекты стратегического анализа в торговле

Ванцева А.А. 1, Новиков А. 2
1Ивановский филиал РЭУ им Г. В. Плеханова
2Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова по направлению «Цифровой бизнес»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На данный момент времени, анализ рыночных возможностей и разработка эффективной маркетинговой стратегии очень актуальны. Экономическое развитие страны предполагает активную конкурентную борьбу предпринимателей за рынки сбыта. Требуемые результаты в бизнесе получать становится все сложнее и сложнее. Проблема эффективной маркетинговой стратегии очень важна и актуальна для современного бизнеса. Также это связано и с огромным количеством рекламных сообщений, в которых достаточно сложно выделиться и удивить потребителя, сделать так, чтобы заметили и заинтересовались, чтобы захотели вернуться.

Маркетинговая стратегия задает направление реализации предприятием своей миссии и целей, а политика, которая вытекает из стратегии, определяет четкие ориентиры для менеджеров всех подразделений. Обратная связь в системе стратегического управления обеспечивается путем контроля деятельности предприятия, оценки результатов и корректировки программ, бюджетов, процедур стратегического управления [1].

Конкурентные стратегии – это стратегии, направленные на достижение наиболее устойчивого и привлекательного рыночного положения организации. Они определяют, как обеспечить предприятию конкурентные преимущества на рынке с точки зрения эффективности привлечения потенциальных потребителей и какую политику выбрать по отношению к конкурентам. Одним из главных представителей, занимавшихся изучением конкурентоспособности и конкурентных стратегий, является Майкл Портер, который предложил понимание и определение понятия «конкурентная стратегия» [19, c. 22].

Также М. Портером были предложены стратегии, которые предприятия могут использовать для борьбы с конкуренцией на основе анализа. Эти подходы могут применяться ко всем предприятиям, основанным на продуктах или услугах. Он назвал эти подходы общими стратегиями. К ним относятся лидерство в издержках, дифференциация и фокус. Эти стратегии были созданы для улучшения и получения конкурентного преимущества перед конкурентами [12, c. 12].

Стратегия должна быть выполнима с учетом текущей ситуации и имеющихся ресурсов, интерактивна по отношению к вышестоящим и нижестоящим целям, циклична благодаря корректировкам и дополнениям при получаемых результатах, текущей рыночной ситуации. В качестве основных этапов разработки маркетинговой стратегии можно выделить:

исследование состояния рынка;

оценка текущего состояния;

анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности организации;

постановка целей маркетинговой стратегии;

сегментация рынка и выбор целевых сегментов;

разработка позиционирования;

предварительная экономическая оценка стратегии и инструменты контроля [2].

Актуальность данной работы состоит в том, что общественное питание является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы ее развития, большие объемы финансовых поступлений активно влияют на различные сектора экономики. В связи с этим любому предприятию общественного питания для своего динамичного развития крайне необходим постоянный рост доходов, и как следствие, прибыли.

ПищеваяпромышленностьвРоссийскойФедерацииприусловиипостоянногоспросанапроизводимуюпродукциюсостороныпотребителейобладает некоторымиособенностями,такими как:

дефицит сырья, характерный для молочной, мясной и других отраслей;

широчайший ассортимент производимой продукции, тесная связь с другими секторами экономики;

высокий уровень конкуренции, и, как следствие насыщенность рынков сбыта.[12]

Кроме перечисленных особенностей пищевой промышленности следует учитывать общемировое направление развития в отрасли. Оно заключается в бурном развитии ивнедрении новых технологий обработки исходного сырья, использованием технологийобогащенияранеенекондиционногосырья,принудительноеобогащениепродуктовпитаниявитаминами и минеральнымивеществами.

Такимобразом,стратегияразвитияпредприятияпищевойпромышленностидолжнавключатьвсебямеры,наиболееэффективноустраняющиеимеющиесяпроблемы [3].Вусловияхрыночнойэкономикиособуюзначимостьприформированиистратегии развития, приобретают такиемаркетинговые стратегиикак:

имитационная или защитная стратегия – применяется на предприятиях, которые следуют в продуктовой политике за своими конкурентами. Такие предприятия делают ставку на стабильные и низкие цены. Эта стратегия эффективна, когда выпускаемая продукция однородна, а затраты на маркетинг умеренные. В пищевой промышленности такой стратегии придерживаются предприятия, выпускающие крупяные изделия массового спроса.

стратегия защиты рынка используется предприятиями, отличающимися низкой дифференциацией продукции и высокой ориентацией на ценовую конкуренцию. При такой стратегии маркетингу и повышению качества выпускаемой продукции уделяется мало внимания. Основная стратегическая цель предприятия — сохранить свою долю рынка, на котором оно оперирует. В пищевой промышленности этой стратегии придерживаются предприятия производящие мукомольную продукцию.

стратегия проникновения на рынок. Этой стратегии придерживаются предприятия, которые уделяют большое внимание качеству и разнообразию производимой продукции. При этом предприятиями проводятся рыночные исследования, выделяя для них достаточно большие бюджеты.

стратегия создания новых (инновационных) рынков. В этом случае предприятия ориентированы на создание новых рынков. Для них в наименьшей степени присуща имитация и акцент на низкие цены. Как у предыдущей группы предприятий, «рыночные инноваторы» уделяют большое внимание качеству и дифференциации своей продукции. Для них также характерны большие затраты на маркетинг. Такой стратегии придерживаются пивные компании, дробящие рынок пива на более мелкие сегменты, внедряющие новые технологии производства напитка.

Особое значение для развития, в сегодняшнем динамичном окружении, имеет стратегия инноваций. Стратегия инноваций предполагает приобретение конкретных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров или технологий, или удовлетворение существующих или потенциальных потребителей новым товаром, услугой.

Предприятия, выбравшие данную стратегию, стремятся сформировать конкурентное преимущество за счет осуществления радикальных инноваций в различных сферах. Такое предприятие, осуществившее радикальную инновацию, получает возможность создания сверхприбыли за счет скачка рентабельности продаж или за счет создания нового сегмента потребителя. Альтернативой является продажа новой технологии другим заинтересованным организациям [4].

Важным инструментом анализа развития предприятия пищевой промышленности является анализ конкурентной среды. Для успешной работы организации на рынке важно учитывать факторы внешней среды, которые оказывают влияние на его деятельность. Представим пример влияния внешних факторов на деятельность предприятия пищевой промышленности в форме PEST-анализа в таблице 1.

Таблица 1 – PEST-анализ предприятия пищевой промышленности

Политические факторы

Экономические факторы

Государственные ограничение, вводимые в условиях распространения COVID-19 и санкций.

Действующие стандарты и нормативы документов, сфера применения которых распространяется на производство кондитерской продукции.

Рост частоты покупок в интернет-магазинах, в основе которого лежит формирование лояльной аудитории.

Совершенствование логистических связей

Социально-культурные факторы

Технологические факторы

Становление поколения, выросшего с информационными технологиями;

Нехватка квалифицированного, опытного персонала на рынке труда.

Снижение реальных располагаемых доходов населения в связи с введением санкций и конфликтом в Украине.

Рост числа пользователей, использующих для выхода в интернет мобильные устройства.

Экспансивный рост проникновения интернета трансформировался в рост числа регулярных пользователей̆ и частоты использования интернета, а также в расширение числа используемых устройств. Наличие на рынке новых программных продуктов для повышения эффективности управленческой деятельности

Снижение реальных располагаемых доходов населения приведет к росту спроса на более дешевые товары, что может оказать влияние на снижение товарооборота и доходов кондитерской продукции.

Для предприятия пищевой промышленности это может означать, увеличение продаж более дешевых товаров. Для того, чтобы минимизировать влияние данного фактора следует пересмотреть ассортиментный портфель товаров, снизить линейки дорогих продуктов и ввести новые экономичные предложения [5]. Также следует отказаться от повышения цен на дешевый ассортимент. Предотвратить риски нехватки на рынке квалифицированных, опытных сотрудников поможет регулярное обучение и повышение квалификации специалистов.

В настоящее время наблюдается жесткая ценовая конкуренция на рынке: отсутствуют возможности повышения цен [6]. Предприятиям пищевой промышленности необходимо проводить постоянный мониторинг предложений конкурентов, повышать уровень знания о товаре и снижать влияние ценовой конкуренции на товар. А также развивать уникальность дополнительных преимуществ товара и повышать воспринимаемую ценность товара. Предприятия пищевой промышленности г. Иванова не ограничены в выборе поставщиков и объемах закупок. Данные отраслевого анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Степень конкуренции в отрасли

Угрозы со стороны предприятий, выпускающих товары-заменители

Товары-заменители значительная

Угрозы со стороны
поставщиков

Угрозы со стороны конкурентов

Угрозы со стороны

покупателей

Увеличение цен на сырье.

Улучшение качества и ассортимента реализуемой продукции, снижение цен

1.Низкая покупательская способность населения

2.Предпочтения в пользу более дешевой продукции

Угрозы со стороны потенциальных конкурентов

Высокая степень низкий порог проникновения на рынок новых производителей

Как видно из таблицы 2 наиболее высокая угроза исходит со стороны конкурентов, которые стремятся занять лидерские позиции путём обновления ассортимента и использования более новых технологий. Угроза со стороны покупателей заключается в том, что они могут отдать своё предпочтение качественной и менее дорогой продукции, что вполне логично. Следовательно, предприятию необходимо обновлять и расширять ассортимент продукции, а также повышать качество обслуживания.

На основании проведенного анализа следует выбрать конкурентную стратегию предприятия. Самостоятельная доставка продукции автомобильным транспортом позволит привлечь новых клиентов, которым нужна быстрая доставка продукции. Доставка продукции своим транспортом являются надежным решением для быстрой перевозки.

Открытие отдела маркетинга повысит эффективность деятельности предприятия и снизит нагрузку на руководителей предприятий по выполнению этих функций, а также увеличит их управленческую деятельность. Это позволит предприятию занять место лидера на рынке, ведь оно будет привлекать новый сегмент покупателя.

Таким образом, с целью своего дальнейшего развития предприятию необходимо учитывать все свои сильные и слабые стороны, так как ситуация может измениться в любой момент в любую сторону. Для организации самостоятельной доставки продукции автомобильным транспортом необходимы следующие ресурсы:

Финансовые ресурсы: приобретение транспорта, материальных средств, оплата труда рабочих.

Технология – способ оказания услуги.

Персонал.

Повышение конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности – очень сложная и трудоемкая работа, она приобретает смысл, когда происходит ее успешная реализация. Любое положение предприятия на рынке должно контролироваться руководством, которое в свою очередь составляет планы развития, ставит задачи перед подразделениями [7]. Именно повышение конкурентоспособности позволяет предприятию либо выжить в условиях жесткой конкуренции, либо достичь конкурентных преимуществ на рынке.

Чтобы достигнуть основных маркетинговых задач: увеличение прибыльности организации и объема реализации ее продукции, доли рынка, формирования репутации, высший менеджмент разрабатывает план, показывающий, как маркетинговая деятельность будет способствовать достижению общих стратегических целей. Маркетинговая стратегия и комплекс маркетинга являются взаимосвязанными элементами комплексного маркетингового плана.

Список использованной литературы

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ// Луховская О.К., Малова И.В., Дегтярева И.Н. В сборнике: Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. С. 161-168.

2. Основные аспекты анализа развития бизнеса на потребительском рынке сферы услуг региона в условиях обеспечения продовольственной безопасности // Луховская О.К. Брянский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

3. К ВОПРОСУ О РОЛИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ КАК ИНСТРУМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ // Луховская О.К., Иванов Л.Г. В сборнике: Региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития. Сборник статей по материалам н-пр. конференции ИФ РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках Второго межрегионального экономического форума с межд.участием, посвященного 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова "Плехановская весна". 2017. С. 39-45.

4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА// Луховская О.К. В книге: Современная торговля: теория, практика, инновации. Материалы докладов пленарного заседания VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 15-летию Пермского торгово-экономического образовательного комплекса (ассоциации) «Торговое образование». 2018. С. 29-32.

5. О.K. Lukhovskaya, O.Y. Guryeva, V.I. Perov Conceptual Approaches to Determining, Disgnostics and Forecasting the Region's Consumer Market \\Chapter 29. Specifics of Decision Making in Modern Business Systems: Regularities and Tendencies. 2019 г

6. Киреева, М. М. Оценка товаропроизводящей инфраструктуры для обеспечения продовольственной безопасности на потребительском рынке региона / М. М. Киреева, А. П. Вострова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 12-4(114). – С. 53-57. – DOI 10.23670/IRJ.2021.114.12.127. – EDN IMRSML.

7. Луховская, О. К. Тенденции развития потребительского рынка в современной экономике региона / О. К. Луховская // Современная торговля: теория, практика, инновации : Материалы докладов пленарного заседания VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 15-летию Пермского торгово-экономического образовательного комплекса (ассоциации) «Торговое образование», Пермь, 15 ноября – 12 2018 года. – Пермь: «Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2018. – С. 29-32.

8. Сальникова, Е. В. Тенденции и перспективы развития продовольственного рынка региона / Е. В. Сальникова, Е. В. Воронов // Островские чтения. – 2019. – № 1. – С. 105-109.

Просмотров работы: 31