История французского кино. Новая волна. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

История французского кино. Новая волна.

Масалава В.С. 1
1Гуманитарный институт , кафедра истории, ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кино прошло огромный путь для того, чтобы стать таким, каким представлено сейчас. На данный момент кинематограф позволяет окунуться в абсолютно любую вселенную, будь она даже совершенно не похожей на что-то существующее в реальности. Современные фильмы производят незабываемое впечатление, кажется, что в скором времени, в связи с бесконечно развивающимися технологиями, даже актеры станут частью компьютерной графики. Однако, так было не всегда.

Мир постепенно пришел к тому, что фотографии можно оживлять. Впервые «синематограф», значительно улучшенное изобретение, в сравнении с предыдущими, позволило не только смотреть на находящееся в движении изображение одному человеку, но и выводить его на экран. Так множество людей могли созерцать короткие фильмы, производством которых занимались французы – братья Люмьер. Интересно, что Антуан Люмьер – отец Луи и Огюста, рассказал своим сыновьям о «кинетоскопе», давшем начало великому французскому кино. Изобретение Т. Эдисона было одним из многих попыток оживить статичное изображение, однако, по всей видимости, ученый не смог достичь того уровня производства фильмов, которое позволило бы превзойти его последователей. Впервые в 1895, спустя несколько месяцев после появления в мире изобретения братьев Люмьер, была представлена движущаяся немая картина – Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота. Если опираться на сведения людей, поезд, оживший на экране, производил ужасающее впечатление, удивление и ощущение реальности картины, представшей перед глазами.

Кино развивается, меняется и постепенно приходит к легендарной «новой волне». Середина XX века смогла изменить уже устоявшиеся традиции в кинематографе. Одной из основных особенностей данной эпохи стало то, что посты опытных режиссеров, опирающихся на традиционные сценарии и методы, заняли молодые, раньше работающие в сфере кинокритики, журналистики, некоторые же были просто любителями с огромным энтузиазмом. Неожиданные перемены привнесли на смену стандартам эксперименты, казавшиеся многим не просто необычными, но и слишком радикальными. Сам термин «Новая волна» становится ключевым, он обозначал не только перемены в умах молодого поколения, отказавшихся от жизни по давно устоявшимся традициям, но и основным обозначением для всего нового кинематографа 50-60 годов XX века.

Для того, чтобы погрузиться в атмосферу истинно легендарной «Новой волны», стоит обратиться к фильмам нескольких наиболее популярных режиссеров, тех, кто заложил фундамент для дальнейшего продвижения и популяризации так называемого «авторского кино». 1958 год, впечатленный фильмами Альфреда Хичкока, французский двадцати восьми летний журналист Клод Шаброль показывает миру свою первую картину – «Красавчик Серж» (Le Beau Serge). Данный фильм до сих пор считается одним из самых культовых в серии «новой волны». Местом действия всего кино режиссер выбирает собственный город, где родился – Сардан. Город маленький и провинциальный, фактически, именно о жизни во французской глуши и повествует сюжет «Красавчика Сержа». Фильм впервые поднимает множество настоящих человеческих проблем – неизлечимые заболевания, трудности молодого поколения, потеря смысла в жизни, проблема самоидентификации, вредные привычки и уход глубоко в себя. Сюжет фильма не сложен для понимания обычным человеком, он не похож на те произведения, которые были ранее встречены овациями, не похож на комедию. Фильм повествует о жизни обычного человека для обычного человека со всеми реально существующими проблемами и трудностями. Французский режиссер и кинокритик Франсуа Трюффо отмечал, что дебютная картина Клода Шаброля поставила в тупик, ведь воспринималась не как проба пера, а так, словно молодой режиссер занимается кинематографом не менее десяти лет.

Следующая картина, внесшая огромный вклад в развитие французского кино – «Я – негр» (Moi, un noir). Сейчас фильм может вызвать противоречивые эмоции, в связи с переменами в обществе, однако, фильм представляет из себя и повествование о переменах в обществе того времени. Картина появляется в том же году, что и предыдущая – 1958. Режиссер Жан Руш, один из немногих представителей кино «новой волны», возраст которого был значительно больше 30 лет. На момент съемок «Moi, un noir» этнографу было более шестидесяти лет. Фильм повествует о жизни африканского мужчины, который рассказывает о своих попытках устроиться в жизни, новом мире, герой стремится к тому, чтобы обрести светлое будущее, на которое ему дан шанс – все это происходит от первого лица, что являлось новшеством. Камера не расположена под правильным углом, на фоне реальные люди, продолжающие заниматься своими делами – естественность, вот основная особенность картины, принесшей известность Жану Рушу. В дальнейшем многие экспериментальные методы съемки «Moi, un noir» станут частью кинематографа «новой волны». 

Ранее упомянутый Франсуа Трюффо, спустя два года после триумфа фильма Клода Шаброля снимает картину «Стреляйте в пианиста» («Tirez sur le pianiste»). В свое время она не произвела большого впечатления на критиков и зрителей, в большей степени из-за личности главного героя, в котором было больше негативного, чем тех качеств, что обычно свойственны основным персонажам. Наибольшее удивление критиков состояло в передачи женщинам роли первого плана. Впрочем, следующий фильм Клода Шаброля «Милашки» («Les Bonnes Femmes») тоже не был высоко оценен, многие кинокритики обратили свое внимание на пустоту фильма, подмечая возможную бесполезность фильмов «новой волны» для дальнейшего развития кино. По всей видимости, критики увидели в картине то, что уже стало традицией и классикой «авторского кино» и не столь ярко выражалось на фоне другой классики. Однако, «Милашки» стали примером легкого и простого для понимания фильма, переполненного юмором, за спиной которого стоит полноценная трагическая история, принесшая в жизни героев неожиданные изменения.

Режиссер Луи Маль в 1960 году преподносит миру одну из самых необычных картин – «Зази в метро» («Zazie dans le métro»). Весь фильм – это коллекция противоречий. Главная героиня – маленькая французская девочка Зази, ее путешествие в метро невозможно осуществить из-за забастовок, заполонивших город, ее дядя является танцором кабаре, выступая в женском костюме, скучные и пустые персонажи становятся одними из самых важных, а вся картина переполнена динамичностью. Все это делает фильм не просто гениальной картиной «новой волны», но и показывает, с какой скоростью развивается кинематограф, все чаще переступая через проложенные временем и традициями границы, превращая статичных и шаблонных идеальных героев в обычных людей со своими особенностями.

Спустя два года выходит фильм «Жюль и Джим» («Jules et Jim») режиссера Трюффо. Основой сюжетной линии является – вопрос любви, любовного треугольника. Картина состоит из двух частей – светлой и темной стороны подобных отношений. Впервые Франсуа Трюффо применяет новые методы съемки, о которые режиссеры задумывались и ранее, но не могли их осуществить. Камера не просто создавала красивые кадры, но и позволяла прочувствовать эмоции героев: она кружилась вместе с персонажами, была в ступоре вместе с персонажами. Вместе с героями и их переживаниям застывает и мир, и камера, передавая все их переживания через мимику.

В том же 1962 году появляется и еще одна легендарная картина – «Клео от 5 до 7» Cléo de 5 à 7»). Режиссер Аньес Варда применил новый временной метод в кино, хронометраж фильма происходит соответствует реальному времени, в фильме нет временных скачков, все полтора часа зритель переживал жизнь главной героини, чья дальнейшая жизнь все эти полтора часа ставилась под вопрос. Основа сюжета – проблема рака, переживания основного героя картины. Камера движется по направлению эмоций героини, отображая ее реальное состояние.

Таким образом, «новая волна» представляет собой невероятно эмоциональный кинематограф, отказавшийся от традиций и консервативности, кино стало способно показать истинные чувства героев, позволяя зрителям не просто ассоциировать себя с конкретным персонажем, но и с его переживаниями. Так многие проблемы, которые затрагиваются в фильмах 50-60-годов отражают реально существующие проблемы, реальные жизненные ситуации, которые могут быть у множества людей. Кинематограф теперь совмещает и юмор, и тревожность, а часто закрывает комедией настоящую драму.

Библиографический список:

Бек Де Антуан. Новая волна. Портрет молодости. Rosebud Publishing. – М., - 2016. – 128 с.

Беленький И. Лекции по всеобщей истории кино. Годы беззвучая. ГИТР. – М., - 2008. – 210 с.

Просмотров работы: 19