Внутренний аудит в государственной сфере - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Внутренний аудит в государственной сфере

Збиняков Ф.Н. 1, Храпкин М.Р. 1
1РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в РФ действует система аудита, которую можно разделить на четыре уровня (рисунок 1). [6]

Рисунок 1 – Уровни аудита в государственной сфере

Внутренний государственный аудит – процесс направленный на получение достаточной уверенности, в том числе, в том экономический субъект (то есть в данном случае государственное учреждение) обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [3].

Проще говоря, внутренний аудит – это процесс, который организовывает само учреждение.

Субъектами внутреннего государственного аудита являются специализированное структурное подразделение, либо уполномоченное юридическое лицо. Задачами данных органов являются:

- пресечение финансовых правонарушений на всех этапах бюджетного процесса, влекущих причинение ущерба, неэффективные расходы бюджета;

- подтверждение достоверности отчетности о реализации государственных программ, государственных заданий, отчетности о результатах использования межбюджетных трансфертов;

- анализ систем внутреннего финансового контроля и аудита, рекомендации по их совершенствованию.

Объекты внутреннего государственного аудита представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Объекты внутреннего государственного аудита

Существует два основных вида внутреннего государственного аудита:

1. Предварительный аудит – направлен на устранение ошибок и нарушения действующего законодательства Российской Федерации в процессе исполнения бюджета. То есть, данная проверка предшествует совершению фактов хозяйственной жизни (например, при использовании имущества);

2. Последующий аудит - данная проверка происходит после совершения фактов хозяйственной жизни (например, после осуществления операций по использованию имущества). Он также направлен на устранение нарушений действующего законодательства Российской Федерации в процессе исполнения бюджета, а также на установление достоверности учета и отчетности.

Обязанность государственных учреждений организовывать и совершать внутренний аудит совершаемых фактов хозяйственной жизни, закреплена в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [2] и Приказе Минфина России «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» [3]. Так, в частности, в Федеральном законе в статье 19 сказано, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни».

Безусловно, когда есть положение о том, что государственные учреждения должны проводить аудит, необходимы и положения предусматривающее ответственность экономического субъекта за отсутствие данной деятельности. Так, например, существует ряд положений относительно данного вопроса в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, статья 15.11, которая регламентирует непосредственно финансовую ответственность, в том числе и по государственным учреждениям [1].

Кроме того, важно отметить информационное сообщение Минфина России «Об изменении порядка привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности», которое дополняет положения Кодекса об административных правонарушениях, и согласно которому на государственную организацию будет наложен штраф за один факт грубого нарушения требования по бухгалтерскому учету, а именно:

1. Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта в регистрах бухгалтерского учета (понятие мнимых и притворных объектов трактуется в Федеральном законе № 402-ФЗ);

2. Ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

3. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета [5].

Все три позиции есть абсолютно в каждом государственном учреждении. Например, можно представить ситуацию, когда бухгалтер корректирует остатки по заработной плате работников государственного учреждения. Например, он начинает сводить финансовую отчетность, и на счете 302 11 отображается сальдо, которого быть не должно. В таком случае бухгалтер может оформить бухгалтерскую справку, в которой делается корреспонденция, то есть производится корректировка данного счета в ноль. По факту это регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни. Относительно второго пункта, стоит отметить, что речь идет о ведении двойной бухгалтерии. В государственном учреждении такое можно отметить крайне редко, но такие случаи так же бывают.

Планирование внутреннего аудита в государственной сфере содержит:

1. Годовой план, который включает определение предметов (тем) аудиторский проверок (что проверяется и с какой целью), риск-ориентированный отбор аудиторских проверок и объектов аудита;

2. Программа проверки, который содержит тему аудиторской проверки, наименование аудиторской проверки, вопросы аудита (например, проверка организации бюджетного учета).

Таким образом, государственные учреждения, как и другие хозяйственные субъекта, обязаны проводить внутренний аудит. Однако возникает необходимость разработки единый подхода к проведению внутреннего аудита в государственных организациях, а также единого методологическое обеспечение данного процесса.

Список литературы:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Р. № 50. 12.12.2020. ст. 7344.

Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 14.09.2020) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Российская газета. № 8. 19.01.2020.

Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/.

Информационное сообщение Минфина России от 07.04.2016 № ИС-учет-3 «Об изменении порядка привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196515/.

Васина Н. В., Данилов А. Н., Иванова Н. Г. Проблемы нормативного регулирования и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в учреждениях государственного сектора // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. С. 160-167.

Просмотров работы: 81