ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ

Казакова Е.В. 1, Кеврель А.Ю. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «психологическое благополучие» с каждым годом становиться все более востребованным в общественной жизни, и связано это с распространением позитивной психологии во всем мире. Например, большинство людей в нашем мире волнуют их социальное, физическое, экономическое и духовное благополучие. Особенно данные положения создают факторы риска для подрастающего поколения, которые могут привести к неблагоприятным рядам проблем [14].

Взаимодействие между учениками и учителями, их родителями или друзьями может складываться по-разному. В данной среде под постоянными ее изменениями соответственно будут и изменяться либо формулироваться новые особенности психологического благополучия подростков. Также состояние психологического благополучия в подростковом возрасте имеет ключевое значение для формирования личности в этом переходном возрасте, и обусловливает развитие личности в зрелом возрасте [5]. Согласно статистическим данным в нашей стране интернет-зависимости у российских подростков к 2018 году уже  56% детей постоянно находятся в Сети. Статистика игромании показывает, что подростки отождествляют себя с игровым персонажем, заводят дружбу от его имени и даже влюбляются [14]. Данный феномен в современном мире может говорить о том, что возможно ребенок не может позитивно оценивать себя в жизни. По данным ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, у 60% подростков обнаруживаются «предболезненные психические расстройства» например, церебрастения – быстрая утомляемость, проблемы с памятью, сосредоточенностью, головные боли [3]. Также образование является наиболее общей формой заботы о психологическом благополучии школьников. Существующая структура проблем здоровья российских подростков показывает, что более 65% из них имеют ограничения в выборе профессии и профиля обучения в средней и высшей школе. В связи с чем многие осваивают профессию, которая была выбрана вынужденно и не вызывает большого интереса [3]. Также влияние экстремальных условий жизнедеятельности на психологическое благополучие неоднозначно. Такие исследователи, как О.С. Ширяева, Ю.А. Александровский, указывают на негативное влияние небезопасных мест на психологическое благополучие личности, например, на состояние тревожности, наличие страхов [3;4]. Таким образом, данные показатели доказывают, что в целом уровень психологического благополучия подростков достаточно низок и тема исследования является социально значимой.

В современной психологии изучению психологического благополучия посвящено много тем [3; 8; 15; 20]. Но исследование психологического благополучия подростков, в отличие от исследований взрослых, началось относительно недавно. Также в изучении психологических характеристик подростков есть несколько противоречий. На данный момент крайне мало исследований в этом направлении – с одной стороны, нет четкого, принятого большинством определения данного феномена, до сих пор имеется терминологическая путаница, с другой стороны, сама проблема психологического благополучия не имеет теоретической завершенности. Кроме того, есть проблема практического исследования – достаточно сложно изучать психологическое благополучие в подростковом возрасте, который является кризисным. Именно поэтому, следует изучить характеристики психологического благополучия подростков. В настоящее время изучены следующие характеристики психологического благополучия подростков: общительность; автономия; управление окружением; личностный рост; цель в жизни; самопринятие [33]. а остаются до конца не изученными, эмоциональная устойчивость, психическое здоровье.

В нашем исследовании психологическое благополучие рассматривается интегральное образование, отражающее удовлетворенность и смысловую наполненность жизни, принятие себя и окружающего мира, стремление к самореализации, общительность и автономию, так как оно является наиболее точным и обширным [19].

Цель нашего исследования – проанализировать и описать характеристики психологического благополучия подростков.

Результаты анализа психологами теоретических и эмпирических исследований проблемы психологического благополучия показывают, что в настоящее время данный феномен понимают как: позитивное функционирование личности и интегральный показатель степени направленности личности на реализацию основных компонентов позитивного функционирования человека [33]. Автором термина «психологическое благополучие» является Н. Бредберн (1969), который считал, что структура психологического благополучия состоит из 2 компонентов: позитивного и негативного аффекта) [30]. Э. Динер (1984) добавил к данной структуре ещё одну составляющую – «удовлетворенность жизнью», как более глобальный и когнитивный компонент и назвал благополучие субъективным, делая акцент на том, что для изучения благополучия только эмоционального компонента недостаточно. В позиции авторов привлекает рассмотрение психологического благополучия как некой субъективной реальности. Субъективная реальность, с позиций известного российского философа и психолога Д. И. Дубровского (2011), — это психическое состояние индивида, удостоверяющее для него факт его существования [7], включающее в себя как отдельные психические явления, так и целостное образование — «я», оно несет в себе когнитивное содержание, интенциональные и ценностные измерения. Основными проявлениями психологического благополучия, по мнению Н. К. Смирнова, являются открытость окружающему миру, способность эмоционально насыщено реагировать на него, способность к преодолению отчуждения и ощутить единение с окружающим миром, способность испытывать полную гаму чувств и эмоциональных переживаний [24]. В диссертации Я. И. Павлоцкой (2015), автор узазывает, что в основу концепта психологического благополучия положен тезис о постоянной потребности и способности человека к развитию, самореализации и самоактуализации, в зависимости от степени осуществления которых он и ощущает собственную психологическую целостность и удовлетворённость. Таким образом, множество подходов к психологическому благополучию определило потребность исследователей их систематизировать. Так, А.Е. Созонтов (2006) выделяет два основных подхода к пониманию психологического благополучия – гедонистический и эвдемонистический, получившие свое название благодаря основным концепциям счастья, зародившимся в античной философии. Гедонистическая сторона предполагает главной целью наслаждения, радость и позитивные чувства как главную цель человеческого существования. Эвдемонистическое направление определяло счастье как полноценное, осмысленное и целостное бытие [17]. Однако у современных исследователей есть тенденция к тому, чтобы психологическое благополучие рассматривать как интегральный феномен, включающий аспекты гедонистических и эвдемонистических представлений. Современные зарубежные исследования выделяют два похода к пониманию психологического благополучия: индивидуально-ориентированный и социальноориентированный, что в некоторых аспектах соотносится с гедонистическим и эвдемонистическим подходами [17]. Таким образом, возможно говорить о двух четко выделяющихся подходах к пониманию психологического благополучия. Первый – это определение психологического благополучия как переживания, проявляющегося в субъективном ощущении счастья, удовлетворѐнности жизнью, целостности личности. Второй подход определяет психологическое благополучие как ресурсное состояние личности, включающего совокупность компонентов, характеризующих степень позитивного и полноценного функционирования.

На основе анализа научного материала, мы выяснили, что единого положения о структуре психологического благополучия нет. Более востребованной в психологических исследованиях является структура К. Рифф (1995), которая включает в себя самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост [33]. Также были выделены уровни психологического благополучия, такие как психосоматическое здоровье как отражение взаимосвязи психической и соматической сферы человека; социальная адаптированность как состояние уравновешенности с социальной средой; психическое здоровье как проявление внутренней целостности и определённости, гармонии с окружающей средой, личной зрелости и согласия с самим собой; психологическое здоровье как способность к нахождению смысла своего существования. Также психологическое благополучие имеет компоненты, такие как аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный. В психологические характеристики благополучия входит средний уровень суверенности психологического пространства, высокая оценка значимости мира и своих возможностей, удовлетворение базовых психологических потребностей, реальные отношения с миром, самоэффективность. Таким образом, исследовав структуру, уровни и компоненты и характеристики психологического благополучия, мы выявили, что данный феномен является сложным комплексным понятием.

Исследование психологического благополучия подростков и старшеклассников, в отличие от исследований взрослых, началось относительно недавно. В американской психологии Р. Гилман и С. Хюбнер (2006) разработали ряд методик определения школьного благополучия [31]. В отечественной психологии разработкой методик диагностики психологического благополучия занимается И. А. Баева (2013) [2]. Как пишет отечественный психолог С. А. Водяха (2013), большинство лонгитюдных исследований показывают, что чувство самоэффективности положительно влияет на уровень благополучия. Школьники, которые обладают внутренним локусом контроля, демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия, чем с внешним локусом контроля. Другими личностными характеристиками, связанными с психологическим благополучием, являются оптимизм и высокие личностные стандарты. Подростки, которые в большей степени ожидают позитивных результатов учебной деятельности и имеют высокие личностные стандарты, демонстрируют и повышенную удовлетворенность жизнью [3]. Одним из самых надежных оснований исследования детского и подросткового психологического благополучия является склонность соотносить положительную самооценку и самоэффективность с восприятием высокого уровня глобальной удовлетворенности жизнью. Ш. Салдо и Э. Шейффер (2008) выявили, что подростки, демонстрирующие зависимость между высокой эмоциональной регуляцией и социальными и академическими способностями, также показывают повышенный уровень психологического благополучия [34]. Также С. А. Водяха (2013) пишет, что положительные отношения со сверстниками взаимосвязаны с высокой удовлетворенностью жизнью. Учащиеся, которые сообщают о высокой удовлетворенности жизнью, также сообщают о более высоких уровнях привязанности к своим сверстникам. Удовлетворенность жизнью отрицательно связана с виктимным поведением подростков и отчужденностью от сверстников, а также с делинквентным поведением [3]. О. А. Идобаева (2011) обращается к исследованию и формированию психлогического благополучия в подростковом, юношеском и зрелом возрасте. Так А. И. Подольский, О. А. Карабанова (2011) получили следующие данные – около 30% подростков эмоционально неблагополучны, что авторы связывают, в первую очередь, с областью детскородительских отношений [8; 20]. Неблагополучие по результатам диагностического этапа является следствием ряда обстоятельств, с которыми сталкивается подросток - недопонимание со стороны родителей, трудности в общении со сверстниками, трудности в области принятия решений, связанных с моральной зрелостью, эмоциональная нестабильность, как результат недостаточной саморегуляции [5]. В исследовании Я. И. Павлоцкой (2016) можно выделить характеристики психологического подростка, такие как принятие себя, то есть признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Также самооценка, которая противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Позитивное отношением с другими, когда человек не может любить другого, если сам не обладает здоровым чувством любви к себе, что ведет к отклонению в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе. Это приводит к недостатку близких, доверительных отношений с другими; ребенок замыкается, стремится к изоляции, фрустрирован в межличностных отношениях, не стремится идти на компромисс для поддержания важных связей с другими. Также рефлексия, которая в подростковом возрасте – это анализ обучающегося собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее со своим «Я». В содержание рефлексии входит и размышление о связи своего «Я» с другим «Я» [17]. Таким образом, в исследованиях по психологическому благополучию подростков изучено: факторы, оказывающие влияние на здоровое психологическое благополучие подростка; личностные характеристики, которые положительно коррелируют с данным феноменом, модель психологического благополучия. Также характеристики психологического благополучия подростка, такие как позитивное принятие себя, целостная самооценка, позитивное отношение с другими, рефлексия. Основными подходами изучения данного феномена явились эвдемонистический (подчеркивают важность процессов самореализации личности) и гедонистический (аффективные переживания в качестве центрального компонента) [3]. Так по психологическому благополучию достаточно много исследований, но остаются не изученными: его единое понимание; методы контроля психологического благополучия.

Таким образом, нами был выполнен теоретический анализ психологического благополучия подростков, его характеристик, уровней, компонентов, структуры и подходов к исследованиям данного феномена. Было выявлено, что данное понятие является достаточно сложным в психологии как науке, так и практике.

Список литературы:

1 Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1.– С. 142-147.

2 Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. Результаты профилактических медицинских осмотров несо-вершеннолетних в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. – 2016. – № 5. – С. 287-293.

3 Водяха С.А. Психологическое благополучие современного человека // Уральский государтсвенный педагогический университет. – 2018. – 412 с.

4 Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в си-стеме профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. … на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук : 19.00.04 / [Место защиты : Том. госуд. ун – т.] – Томск, 2002. – 220 с.

5 Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыта структурно-уровневого анализа // СПЖ. – 2005. – № 21. – С. 142-147.

6 Дубровский Д.И. Субъективная реальность и мозг. К вопросу о «трудной проблеме» // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 136 - 149.

7 Карабанова О.А., Поскребышева Н.Н. Развитие личностной автономии подростков // Вестн. Моск. Ун – та. – 2011. – № 2. – С. 36 - 47.

8 Минюрова С.А. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Образование в России. – 2013. – № 1. – С. 94 - 101.

9 Морозова, Т.В., Белая Р.В., Мурина С.Г. Оценка качества жизни на основе индикаторов социально-экономического благополучия населения // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. – 2015. – № 5. – С. 150 -156.

10 Орлова, Д.И. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования // Психологические и педагогические науки . – 2015. – № 1. – С. 28 - 36.

11 Павлоцкая Я.И. Соотношение психологического благополучия и соци-ально-психологических характеристик личности: дис. ...на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук : 19.00.05 / [Место защиты: Саратовский госуд. ун - т им.Н. Г. Чернышевского]. – Саратов, 2016. – 183 с.

12 Панова Н.В. Роль психологического благополучия педагога на жизнен-ном пути // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2011. – № 3. – С. 99–105.

13 Персиянцева Е. Н. Проявление субъектности ребенка в зависимости от уровня психологического благополучия матери [Текст]: автореф. дис. … на соиск. учен. степ. канд. психол. наук : 19.00.01 / [Ме-сто защиты: Российский госуд. педагогический ун - т им. А. И. Герцена]. СПб, 2017. – 216 с.

14 Подольский А.И, Карабанова О.А. Психоэмоциональное благополучие современных под-ростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. – 2011. – №2. – С. 9 - 20.

15 Прохоров О. А. Определение понятия «психологическое состояние»; Феноменология неравновесных состояний // Психология состояний : хрестоматия. СПб. – 2004. – № 4. – С. 34-39

16 Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психоло-гии. – 2006. – № 4. – С. 105–114.

17 Смирнов Н.К, Валюжевич М.В Формирование пространства психологического благополучия как актуальная задача современной школы [Текст] // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. – Москва, 2012. – 86 с.

19 Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности [Текст]: автореферат дисс. … на соиск. канд. психолог. наук / [Место защиты: Дальневосточный госуд. ун-т путей сообщения]. Хабаровск. – 2008. – 26 с.

20 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис // М.: Прогресс. – 1996. – 197 с.

21 Bradburn, N. The Structure of Psychological well-being // Chicago : Aldine Pub. Co., 2069. ― 320 p.

22 Gilman R. & Huebner E.S. Characteristics of adolescents who report very high life satisfaction // Journal of Youth and Adoles-cence. – 2006. – V. 35. – Р. 311–319.

23 Rigby B.T. & Huebner E. T. Do causual attributions mediate the relationship between personality characteristics and life satisfaction in adolescence // Psychology in the Schools. – 2005. – V. 42. – Р. 91–99.

23 Ryff C.D. The contours of positive human health // Psycho-logical Inquiry. – 1998. – Vol. 9. – P. 1-28.

25 Suldo S. M., Shaffer E. S. & Riley K. A social-cognitive-behavioral model of academic predictors of adolescents’ life satisfaction // School Psychology Quarterly. – 2008. – V. 23. – Р. 56–69.

Просмотров работы: 516