ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ

Штырхунова Е.А. 1
1БГУ им. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эра информационных технологий очень быстро набирает обороты. Могли ли мы десять лет назад представить себе все то, что будет происходить сейчас. А сколько еще впереди ждет нас открытий в информационной среде

В ХХІ веке преобладает огромное количество информативных потоков в обществе, посредством активной деятельности средств массовой информации, улучшения способностей Интернета, а также, появлениям новых цифровых технологий, их незаменимости в создании картины мира.

«Компьютер – это самый невероятный инструмент, который мы когда-либо видели. Его можно использовать в качестве текстового процессора, центра коммуникаций, супер-калькулятора, планировщика, художественного инструмента и так далее. Ни один предмет не обладает мощью и универсальностью компьютера... С каждым годом они будут делать для нас все больше и больше» [5, c.118].

Воспитанная в такой информационно-культурной среде молодежь является носителем ценностных ориентаций, норм, установок, правил поведения и форм восприятия окружающего мира современности, и, как следствие, обитателем, сформированной таким образом, новой культурной реальности.

Личность – это система социальных ролей, приобретенных человеком в ходе социализации, общения с разными группами людей. Поскольку этот процесс у современных поколений во многом происходит в информационным пространстве, с применением инфокоммуникационных технологий (ИКТ), его принято называть инфосоциализацией.

Исследователи выделяют следующие особенности взаимодействия пользователей в Интернете: невидимость субъектов коммуникации, анонимность, разнообразие сред общения, видов деятельности и способов самопрезентации, слабая регламентированность поведения, а также нарушение привычной субординации и ощущение вседозволенности.

Еще одна особенность Интернет-среды: она является пространством культурного многообразия, формирующимся вследствие различия доминирующих ценностей участников тех или иных сетевых сообществ. В современном мире существует проблема поиска человеком сообщества, с которым он может себя идентифицировать. Также появляется вопрос влияния виртуальной реальности на самоопределение субъекта в условиях многообразия ценностных ориентиров.

Перечисленные особенности Интернет-среды создают как новые возможности, так и новые риски. Среди возможностей: практически неограниченный доступ к любой важной для обучения и развития информации, конструирование новых миров – создание нового контента; приобретение новых друзей и знакомых из любой точки мира; поиск единомышленников и членство одновременно в большом количестве групп по интересам.

Есть и отрицательные аспекты виртуализации образа жизни: утрата ценности реального мира в сознании и жизни человека; ослабление реальной коммуникации, снижение личной ответственности за действия в виртуальном мире; мифологизация мировоззрения; усиление этического и нравственного плюрализма; размывание границ между "добром" и "злом" в виртуальной деятельности, ослабление моральных регуляторов и замена их правилами "пользователя" (геймера).

Положительные факторы:

Появление новых образовательных технологий. Предполагается, что внедрение подобного рода технологий существенно сэкономит время школьников и студентов, затрачиваемое на поиск и обработку информации. Тысячи обучающих курсов по разнообразным темам существуют в режиме онлайн, позволяя человеку получить дополнительное образование, не выходя из дома.

Возможности для познания мира. Сейчас, чтобы полюбоваться видами Ниагарского водопада или красотой пляжа в Майами, не обязательно покупать билеты на самолет, а можно увидеть все это и многое другое, не выходя из дома.

Возможности для работы. Интернет способствовал появлению десятка новых профессий и тысяч новых рабочих мест, что, некоторым образом, помогает решать проблему безработицы. Удивительно то, что 10 самых востребованных работ в 2013 году не существовало в 2004. В эту десятку как в 2014, так и в 2015 году входят IT - специалисты, логисты, руководители IT - проектов, инженеры и специалисты по нанотехнологиям. [4]

Возможности для времяпровождения. Кроме вышеупомянутых социальных сетей, в интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет - магазинов, сайтов с фото, музыкой и видео.

Отрицательные факторы:

Воздействие социальных сетей на процесс социализации молодых людей. И действительно, социальные сети занимают важную часть в жизни современной молодёжи, так как общение в сети является для них важнее всего и именно на это они тратят всё своё свободное время.

Мошенничество в сети. Все больше подростков начинают заниматься компьютерным мошенничеством, предупреждают специалисты по сетевой безопасности. А в самом Интернет – пространстве вообще бытует мнение о том, что «хакерство – это круто».

Вред для здоровья. Почти все специалисты призывают пользователей с осторожностью относиться к Интернету и компьютеру, чтобы предотвратить возможные негативные последствия для здоровья. Педиатры не устают повторять, что длительное сидение за компьютером портит зрение и осанку; психологи сообщают, что дети и подростки, проводящие много времени за компьютером, чрезмерно возбудимы, у них развивается агрессия, фобии, выйдя из компьютерного зазеркалья, они с трудом ориентируются в реальном мире [1, c.80].

Зависимость. Пожалуй, самый большой минус информационных технологий - это зависимость: кибермания, игромания, киномания, интернетмания, мания социальных сетей, уже давно стали обыденной данностью. Современный человек уже не представляет свою жизнь без техники, делающей его жизнь в сотни раз проще. Что же касается молодежи, самая большая их зависимость – это Интернет. Сегодня интернетманией страдает каждый второй посетитель Сети. Психологи считают ее психическим заболеванием, не менее опасным, чем алкоголизм и наркомания.

Новейшие информационные технологии дают возможность освоить новые области знаний, которые, например, были закрытии или недоступны в прошлом, еще 20 лет назад. В то же время, такая вседоступность является соблазном для не до конца культурно- сформированной молодежи. «…превратиться в поколение «интеренет-идиотов», не способных к принятию разумных решений или слишком пассивных, чтобы воплощать их в жизнь» [5, c.121].

Список литературы

1.     Александров Р.Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры / Р.Ю. Александров // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. –1. С. 77-81.

2.     Бобахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? //Общественные науки и современность. 2006. № 3. С. 56-65.

3.     Балла О. Человек Возможный: Компьютерная игра как этап в истории человека /О.Балла.//Знание-сила.- 2012.-N8.-С. 23-31.

4.     Виртуальная реальность vs реальная жизнь: выбор интернетчиков// ВЦИОМ Пресс выпуск № 2090. 2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://wciom.ru/index.php

5.     Зулькорнеева Л. И. Ценности современной молодежи и научно технический прогресс // «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки». Астрахань, Смена, 2014, N 1 .- С. 117-121.

Просмотров работы: 88