Современное общество предъявляет высокие требования к личности учителя и его профессиональной культуре. В педагогической культуре выделяют три основных компонента – аксиологический (ценностный), личностно-творческий и технологический (деятельностный).
Остановимся подробнее на третьем компоненте. Технологический (деятельностный) компонент профессионально-педагогической культуры – это способность выбрать из культурного многообразия педагогических технологий те, которые адекватны педагогической ситуации и выстроить систему действий по ее решению. Он осваивается и создается личностью в процессе деятельности и отражает умение педагога осуществлять переход с философско-педагогического уровня на праксеологический (деятельностный) уровень. Это – соединение духовного содержания педагогической деятельности с совершенной формой ее реализации, которое имеет свои ценности и достижения.
Педагогическая деятельность по своей сути технологична. Технологическая культура проявляется не только в способности осваивать разработанные в педагогической культуре технологии, но и вносить собственный вклад в их развитие, технологично воплощать педагогические стратегии и замыслы[5].
Под технологией педагогической деятельности понимается решение совокупности педагогических задач по педагогическому анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции. К их числуможно отнести:
– аналитико-рефлексивные, связанные с осмыслением педагогического процесса, его элементов и своей, в том числе инновационной, деятельности;
– конструктивно-прогностические, основанные на построении педагогического процесса и прогнозированию результатов;
– организационно-деятельностные,требующие непосредственного осуществления действий, создания оптимальных условий для их реализации;
– оценочно-информационные, включающие сбор, обработку, и хранение информации, необходимой для осуществления педагогических задач и инноваций, объективной оценки хода и результатов деятельности;
– коррекционно-регулирующие задачи для коррекции и регулирования деятельности с целью улучшения результатов, оптимизации хода инновационных преобразований [3].
Приемы и способы решения данных задач и составляют технологию профессионально-педагогической культуры учителя. Деятельностный (технологический) компонент раскрывает её технологический аспект, способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, в том числе и речевого, активное использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий.
Этот компонент культуры учителя характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных способов развития педагогических способностей. Культура педагогической деятельности формируется в процессе практической работы путём более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта [4].
К элементам деятельностной культуры педагога обычно относят:
– знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-воспитательной работы;
– педагогическое мышление;
– педагогические умения (коммуникативные, гностические,проективные, экспрессивные, перцептивные, конструктивные,организаторские);
– педагогическую технику;
– педагогическую саморегуляцию [2].
Наличие у педагога деятельностной культуры предполагает его знание физиологических и гигиенических основ трудовой деятельности, в том числе: влияния разных режимов нагрузки на организм человека и отдельные его органы, современных теорий утомления и факторов, приводящих к утомлению и переутомлению, с простейшими приёмами предупреждения утомления и восстановления работоспособности (использование массажа, сауны, приёмов релаксации, эмоциональной разгрузки, физических упражнений). Педагог создаёт безопасные и гигиенически целесообразные условия для обучения и воспитания детей с учетом допустимых корм освещения, температуры, шума и т.д.
Немаловажно для учителя владение культурой демонстрирования наглядных пособий, приборов и установок: знание, как нужно стоять у доски, демонстрируя приборы и пособия; как удобнее их располагать в плоскости обозрения; как использовать различные подставки, приборы для увеличения изображения объектов, замедленную и ускоренную съёмку процессов, оформлять записи на доске, использовать цветные мелки, фланелеграф, магнитную доску, раскрывающиеся и передвигающиеся доски.
Культура труда проявляется в стремлении и умении личности вносить в свой труд красоту, изящество, в овладении безопасными приёмами труда, в способности воплощать в своей деятельности опыт методистов и вносить элементы творчества, фантазии, в аккуратности выполненного изделия; в художественной грамотности исполнения; в стремлении к экономии; в соблюдении правил техники безопасности и производственной санитарии [1].
В формировании технологического компонента немаловажную роль играют методические объединения учителей, педагогический и методический советы, школы начинающего педагога, рабочие и творческие группы. Включение педагога в научно-методическую деятельность, в работу в межаттестационный период, повышение квалификации способствуют развитию технологического компонента педагогической культурыпедагога.
Концептуальность – опора на определенную педагогическую концепцию.
Системность – логика процесса, взаимосвязь всех его частей.
Управляемость – диагностическое целеполагание, проектирование процесса, поэтапная диагностика, своевременная коррекция.
Эффективность – эффективность по результатам, оптимальность по затратам, гарантированность достижения определенного уровня.
Воспроизводимость – возможность применения на других этапах, в других условиях, другими людьми [4].
Обладая технологическим компонентом педагогической культуры, учитель с успехом может создавать на занятиях проблемные ситуации, ситуации эмпатии с компонентами природы и свободного выбора поступков, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека. Осуществление практической деятельности будет вести в направленности применения исследовательских заданий, игровых занятий, практикумов, опытнической работы, диагностических методик. По форме организации деятельности детей будет использовать не только индивидуальную, групповую, фронтальную, но и звеньевую, кружковую с привлечение родителей и различных специалистов.
Таким образом, технологический компонент педагогической культуры формируется у педагога как минимум в трех отношениях:
– когда усваивает технологическую культуру педагогической деятельности, вступая объектом социально-педагогического воздействия;
– он живет и действует в определенной культурно-педагогической среде, как носитель и транслятор педагогических ценностей;
– он создает и развивает технологическую профессионально-педагогическую культуру, как объект педагогического творчества.
Список литературы:
1.Алова, H.H. Основные противоречия формирования и развития педагогической культуры / Н.Н. Алова // Международная конференция «Современные научные достижения». – Прага, Чехия, 2012. – С. 16-19.
2. Булынский, Н.Н. Структуризация содержания педагогического компонента профессионально-педагогического образования как фактор формирования компетентности студентов вуза / Н.Н. Булынский // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2 (121). – С. 94-97. – Библиогр.: с. 97.
3. Ермоленко, М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / М.Н. Ермоленко, В.А. Мижерикова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.
4. Минияров, B.M. Характеристика компонентов профессиональной педагогической деятельности / B.M. Минияров, A.Л. Лосев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10 (часть 2) – С. 353-356.
5. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.