Меры социальной поддержки людям с ограниченными возможностями - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Меры социальной поддержки людям с ограниченными возможностями

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном российском обществе, несмотря на глобальное цивилизованное развитие, остро встают вопросы решения проблем и всесторонней помощи инвалидам.

Одним из направлений социальной поддержки инвалидов является то, что государство должно предоставлять возможность людям с ограниченными возможностями участвовать в жизни общества по мере своих возможностей, способностей и желаний. Для этого необходимо, во-первых, изучать потребности инвалидов, а во-вторых, организовывать и воплощать в жизнь те услуги, в которых они остро нуждаются. Это могут быть вопросы различного характера: медицинские, педагогические, психологические, трудовые и пр.

Кто же такие люди с ОВЗ? Это лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"дается более полное определение инвалидности.

Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровьясо стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Несмотря на все более впечатляющие успехи медицины,численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно растет, причем практически по всем типам обществ ивсем социальным категориям населения.

В своем учебном пособии «Социальная работа с инвалидами» Е.И. Холостова выделяет основные причины возникновения инвалидности. И в зависимости от причины возникновения, Е.И. Холостова выделяет три основные группы:

1) наследственно обусловленные формы;

2) формы, связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;

3) формы, приобретенные в процессе развития инвалидав результате заболеваний, травм, иных событий, повлекшихза собой стойкое расстройство здоровья.

Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г. Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. «Цит. по: Е.И. Холостова Социальная работа с инвалидами. М. 2006 с.16»

Государственная помощь людям с ограниченными возможностями заключается в ряде мер, которые помогают им преодолеть сложности, связанные с организацией жизнеобеспечения в современном обществе и социуме:

обеспечение инвалидов жильем, льготы по его оплате;

помощь в получении образования (особые условия при сдаче вступительных экзаменов, специализированные образовательные учреждения для людей с ограниченными возможностями, повышенная стипендия и т.д.);

обеспечение людей с ограниченными возможностями трудовыми местами, особые условия труда;

право на санаторно-курортное лечение;

материальная помощь инвалидам в виде пособий, выплат, компенсаций, пенсий;

социальная поддержка людей с ограниченными возможностями включает в себя и медико-социальную помощь, которая может быть оказана социальными работниками на дому или в виде сопровождения нуждающегося в медицинском осмотре человека в медицинское учреждение.

Меры социальной поддержки от государства людям с ограниченными возможностями достаточно многочисленны. Также специалист по социальной работе может оказать помощь в решении бытовых вопросов – например, в стирке, уборке, покупке продуктов или медикаментов. Для того чтобы получить поддержку от государств, достаточно написать заявление (в случае просьбы о дополнительной материальной помощи, необходимо будет предоставить документы, доказывающие, что человек в ней действительно нуждается).

Сложности в получении социальной поддержки от государства в том, что лицам с ограниченными способностями приходится доказывать свою беспомощность. Кроме того, зачастую материальных средств, предоставляемых государством, просто не хватает на полноценную поддержку и на обеспечение инвалидов всем необходимым для обычной человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, можно сказать, что проблемы людей с ОВЗ в нашей стране рассмотрены не особо тщательно, а существующие меры государственной поддержки инвалидов не достаточны. Часто не хватает психологической и социальной помощи, а также материального обеспечения.

Государственная помощь людям с ОВЗ оказывается всесторонне. Однако, что делать, если им этой помощи не хватает? Существуют благотворительные фонды, готовые оказывать поддержку людям с ОВЗ, особенно детям-инвалидам, ведь в юном возрасте возможность справиться с недугом гораздо выше.

Оказание безвозмездной помощи людям с ОВЗ основано на гуманистической этике. Помощь нуждающимся должна быть предоставлена не потому, что это чья-то обязанность, а потому что человеку свойственно испытывать радость от возможности поддержать других людей, ничего не требуя взамен.

Как писал Фромм Эрих в своей книге «Человек для себя»: любовь к ближнему – это не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это то, что свойственно самому человеку и благодаря чему он живет и действует в этом мире.

Благотворительные фонды помощи инвалидам призывают граждан к пожертвованию. На сайтах некоммерческих благотворительных организаций можно прочитать информацию о людях с ограниченными возможностями, узнать историю каждого конкретного человека и пожертвовать деньги именно тому, чья судьба особенно затронула. Поддержка людей с ОВЗ в виде пожертвования всегда доходит до адресатов, подтверждение тому можно получить в виде финансового отчета от организации.

На что идут пожертвованные деньги? Узнать об этом можно даже прежде, чем будет совершено пожертвование. Помощь людям с ОВЗ обычно требуется для:

приобретения оборудования, например, удобной складной инвалидной коляски;

прохождения курсов реабилитации, в том числе самых своеобразных – к примеру, курса дельфино-терапии;

оплаты реабилитации в специализированных центрах для инвалидов;

оплаты дорогостоящих операций и др.

Психологическая помощь людям с ОВЗ необходима в первую очередь детям, потому что именно дети острее воспринимают свое отличие от других. Безусловно, можно оставить ребенка на домашнее обучение, опасаясь, что в школе он столкнется с непониманием сверстников, что большая психологическая нагрузка окажется ему не по плечам. Однако специалисты в один голос твердят, что лучше адаптироваться в будущем к социальной среде помогает именно нахождение в ней на равных с другими людьми. Конечно, многое зависит от самих людей с ограниченными возможностями, - от их характера, силы воли, способности и желания развиваться. Но и семьи, а также окружающие их посторонние люди вне стен родного дома несут на себя ответственность за то, насколько комфортно инвалиды будут себя чувствовать.

Подводя итоги исследовательской работы, можно сказать, что как государственная, так и социальная поддержка людей с ОВЗ не настолько развита, как хотелось бы. Проблемы инвалидов становятся особенно актуальными, когда для возвращения к полноценному существованию требуется дорогостоящая операция или оборудование, на которое собираются деньги в благотворительных фондах, потому что в России отсутствует это оборудование или специалисты не берутся за определенную операцию и отправляют инвалидов за границу… Что уж говорить о психологической помощи, в которой так нуждаются инвалиды, особенно если они находятся в детском возрасте.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

2. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ

3. ХолостоваЕ. И. Социальная работа с инвалидами:Учебное пособие. — М.:Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К°»,2006. — 240 с.

4. Дети с ограниченными возможностями здоровья: коррекция, адаптация, общение [Текст] / Междунар. Федерация дет. орг., Дет. Орден милосердия, Фонд Форда, Моск. представительство. – М.: Кошкин дом, 1999. – 122с.

5. Ерошенков, И.Н. Культурно досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: Лекция / И.Н. Ерошенков. – М.: МГИК, 1994. – 32 с.

6. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы : учеб. / под общ. ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.

7. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие /Е.И.Холостова. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2007, -668с.

8. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации / Под ред. проф. Е.И. Холостовой, проф. Г.И. Климантовой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 824 с.

Просмотров работы: 423