АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, АДАПТИВНОГО СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, АДАПТИВНОГО СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

Апарин В.А. 1, Родин М.А. 2
1Кемеровский государственный медицинский университет, лечебный факультет
2Кемеровский государственный медицинский университет, кафедра «Физическая культура»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Несмотря на то, что в последние годы сохраняется общая тенденция снижения количества инвалидов, детская инвалидность, напротив, ежегодно растет. Очень важно с самого детства сформировать у ребенка с ОВЗ ощущение вовлеченности, это определит его место в социуме в дальнейшем.

Люди с ограниченными возможностями сталкиваются с множеством проблем в своей повседневной жизни, и данному факту уделяется все больше внимания. В настоящее время наблюдается рост социальной интеграции людей с инвалидностью: мы все чаще встречаем мотивирующие статьи в СМИ о людях с ОВЗ, по всей стране получают развитие специализированные школы адаптивного спорта, где готовят спортсменов для участия в соревнованиях различного уровня, а также проводят занятия физкультурной направленности для разных групп населения. На местном уровне реализуются программы обеспечения доступной среды, чтобы любой человек имел возможность посещать объекты культуры, досуга, транспорта и прочие объекты инфраструктуры.

Адаптивная физическая культура в РФ начала развиваться с 1995 года, тогда же и был введен этот термин. Адаптивная физическая культура в первую очередь направлена на возвращение людей с ограниченными возможностями и инвалидов в нормальную среду. С помощью АФК можно помочь человеку реабилитироваться как физически, так и социально [1]. В Российской Федерации огромное количество инвалидов и людей с ограниченными возможностями, поэтому актуальность АФК очень высока.

Для возвращения человека в общество нужно дать ему доступ ко всем благам, чтобы он чувствовал себя наравне со всеми остальными людьми. Значит, мы должны дать возможность людям с ОВЗ возможность участвовать в социальной жизни общества, включая спорт. [2]

Нужно дать инвалидам возможность заниматься спортом и участвовать в соревнованиях, т.к. через них эти люди могут приобрести определенные навыки, которые помогут им войти в социум. Интегрируя инвалида в общество, мы помогаем ему вернуться в главные сферы жизни, такие как быт, досуг и т.д. Следовательно, суть состоит в восстановлении возможности социального функционирования инвалида [5, c.28].

Самыми массовыми видами спорта среди инвалидов являются баскетбол, волейбол, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, тяжелая атлетика и футбол. На данный момент в России существует приблизительно 1200 спортивных клубов для людей с ОВЗ [3].

Один из хороших способов вернуть человека с ОВЗ в жизнь общества это инвалидный спорт. Он имеет огромные перспективы развития. В РФ уже выделяется большое количество внимания на развитие инвалидного спорта и АФК: увеличилось количество спортивных сооружений для людей с ОВЗ; разрабатывались нормативно-правовые документы для обеспечения инвалидам доступа на спортивные объекты; создавались финансовые условия для развития спортивных клубов для инвалидов и людей с ОВЗ; осуществлялось финансирование различных спортивных мероприятий. С 2019 года начался ввод Всероссийского комплекса ГТО для людей с ОВЗ [4, с.4].

Тем не менее, развитие АФК и инвалидного спорта сталкивается и некоторыми проблемами:

Отсутствие тренеров-преподавателей по АФК и инвалидному спорту. Очевидно, что к людям с ОВЗ требуется специальный подход, включающий в себя не только знания в области спорта, но и способность на психологическую и моральную поддержку [5, c.43].

Малое количество программ, направленных на работу с инвалидами и людьми с ОВЗ в учебных заведениях. Это может быть связано с малым финансированием и отсутствием специалистов в данной области [2].

Не существует программы пропаганды АФК и инвалидного спорта, что сильно осложняет вовлечение в него лиц с ОВЗ.

Неразвитость инфраструктуры АФК. Хоть количество специализированных спортивных клубов растет, многие из сооружений не соответствуют современным нормам.

Таким образом, необходимо усовершенствовать работу образовательных учреждений с целью создания условий для обучения специалистов в области АФК. Нужна разработка новых теоретических положений об управлении адаптивным спортом. Модернизировать процесс обеспечения физического воспитания в спортивных и образовательных учреждениях. Повысить внимание к развитию параолимпийского спорта [2].

Усовершенствование системы развития АФК возможно проводить за счет повышения осведомленности населения о наличии объектов инфраструктуры, которые реализуют программы АФК и адаптивного спорта. Так, в 2010 году при Министерстве спорта РФ был сформирован Совет по развитию АФК. Важно, чтобы рекомендации Совета соблюдались и на местном уровне, поэтому должен быть организован надлежащий контроль со стороны администрации территориального образования.

В рамках программы вовлечения населения в адаптивный спорт и АФК возможно привлекать местные СМИ, которые могли бы анонсировать запланированные мероприятия и рассказывать об историях успеха учеников школ и клубов адаптивного спорта.

Перечисленные меры также сыграют роль в привлечении специалистов в данную сферу. Возможно организовать программы переподготовки тренеров для работы с учениками в рамках повышения квалификации.

Так, за счет взаимодействия федерального и местного управления реально наладить эффективную систему развития АФК, адаптивного спорта и физической рекреации. Кроме того, не стоит забывать о современных технологиях и источниках, которые имеют наибольшее влияние на сознание и мотивацию участников АФК – это СМИ, социальные сети. Совокупность всех этих средств будет способствовать развитию АФК и спорту в каждом отдельно взятом городе, где реализуются подобные программы.

Список литературы

Ворожбитова А.Л. «Адаптивная физическая культура» и «физическая реабилитация» как виды физической культуры в интерпретации ученых и будущих специалистов [Электронный ресурс] // Известия Сочинского государственного университета. – 2013. - №3 (26). – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20781595 (дата обращения: 16.11.2020).

Гавриляко А.А. Инвалидный спорт как феномен современной реабилитации // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. – Омск: ФГБОУ ВО «СибГУФК», 2016. – С. 203-206. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26408203 (дата обращения: 16.11.2020).

Гуркова В.С. Становление адаптивного спорта в России и странах зарубежья // Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры: Сборник материалов V Международной студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск: ООО "Центр развития научного сотрудничества", 2016. - С. 24-27. [Электронный ресурс] / под ред. С.С. Чернова // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26092956 (дата обращения: 16.11.2020).

Долгова Е.К, Зотин В.В. Научно-методические проблемы физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. – 2017. - №4 (22). – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29460486 (дата обращения: 16.11.2020).

Мелихов, В.В. Современные проблемы адаптивной физической культуры и её видов [Электронный ресурс]: метод. рекомендации по самостоят. изучению дисциплины / В.В. Мелихов. – М.: РГУФКСМиТ, 2016. – 91 с. – Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/586376 (дата обращения: 16.11.2020).

Просмотров работы: 453