ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ПИТАНИЕ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ПИТАНИЕ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Милюкова Е.А. 1, Мелешкова Н.А. 2
1Кемеровский государственный медицинский университет, лечебный факультет ВСО
2Кемеровский государственный медицинский университет, кафедра «Физическая культура»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Одним из основополагающих критериев здорового образа жизни является рациональное питание, оказывающее значительное влияние на умственную работоспособность студентов. Напряжённый умственный труд предъявляет значительные требования к психологическим функциям – восприятию, памяти, мышлению, концентрации и объёму внимания, что требует поддержания в течение учебного дня высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Ключевые слова: здоровое питание, умственная работоспособность, здоровый образ жизни.

Организованное правильное питание способствует длительному сохранения здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, адаптации воздействиям окружающей среды, активному образу жизни человека и его долголетию.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что студенческая молодёжь, не уделяет достаточное внимание своему питанию: не соблюдает распорядок дня, используют перекусы, недостаточное материальное положение, чтобы обеспечить себе полноценное питание и т.д.

В современном мире люди очень часто уделяют слишком малое внимание своему питанию, в частности тому чем они питаются, сколько раз и как плотно. Очень зря, питание занимает огромное значение в том, каковым будет состояние нашего здоровья, ощущения в течение дня и многое другое.

Несмотря на большое внимание исследователей к проблеме организации правильного питания студенческой молодёжи, эта проблема остаётся недостаточно изученной. Следует подчеркнуть и практическую потребность в подобном исследовании, поскольку оно способствует разрешению противоречия между необходимостью организации правильного питания студенческой молодёжи и их неумением организовать себе правильное питание.

Решение этой проблемы определило выбор темы: «Проблема организации правильного питания среди студенческой молодёжи».

Цель исследования: анализ знаний, умений и навыков студентов по организации рационального питания.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили решение следующих задач:

1. Рассмотреть основные понятия выбранной темы;

2. Провести исследования и опросы среди своих ровесников;

3. Сделать выводы на основе полученного материала;

4.Разработать рекомендации по организации правильного питания среди студенческой молодёжи.

Статистика ежегодных медицинских осмотров свидетельствует о том, что у 80-85% студентов отмечаются нарушения в состоянии здоровья, около трети поступающих в вузы имеют серьёзные хронические заболевания, препятствующие их адаптации к новым жизненным условиям и полноценным социальным взаимодействиям. Лидирующие позиции среди заболеваний традиционно занимают патологии опорно-двигательного аппарата, заболевания зрения, нарушения пищеварения и заболевания желудочно-кишечного тракта. Важно отметить, что именно эти заболевания являются «болезнями образа жизни», потому что к их появлению приводит, прежде всего, неправильное поведение в отношении собственного здоровья [3].

Мотивация сохранения здоровья и поддержания правильного питания должна исходить от каждого человека, исходя из осознания необходимости наблюдения за своим рационом, который непосредственно влияет на то, как человек будет чувствовать себя в течении дня, будут ли у него заболевания желудочно-кишечного тракта, на настроение и многое другое.

Правильное питание (здоровое питание) — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, повышенное давление и рак. [1]

Под рациональном питание понимают – хорошо подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывает характер трудовой деятельности, половые и возрастные особенности, климатогеографические условия проживания. Рациональное питание включает соблюдение трёх принципов: первый принцип – это баланс энергии (сколько употребил пищи, столько и израсходовал); второй принцип – удовлетворение потребностей организма в веществах, необходимых для осуществления пластического обмена и регуляции физиологических функций организма: белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществ; третий принцип – это режим приёма пищи и распределение калорийности пищи в течении суток [2].

А также необходимо помнить о безвредности пищи, отсутствие в ней токсических веществ в виде различных добавок (консервантов, красителей, эмульгаторов и т. д.). Ну а самым вредным компонентом пищи Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала транс-жиры, которые образуются в результате определённых технологий приготовления продуктов с использованием растительных жиров. Ими богаты вафли, чипсы (любимая еда студентов), сухарики, чебуреки и т.д., еда, приготовленная во фритюре (овощи, кольца кальмара, «темпура», картошка фри, куриные крылышки и т.д.)

Решение второй задачи на этапе исследование определялось с помощью вопросов, задаваемых респондентам: в нём, принимали участие студенты группы ПИ-172, а также другие студенты, проживающие в общежитии данного учебного заведения возраст опрашиваемых от 16 до 22 лет. Задачей исследования стало рассмотрение и выявление проблем среди студентов в организации правильного питания и нахождения способов их разрешение.

Всем респондентам были заданы ряд вопросов, которые были в свою очередь поделены на блоки, первый блок представлен на рисунках 1-3.

Рис 1. Вопрос: «Завтракаете ли Вы по утрам (если нет, то указать причину)?»

Анализ результатов показал, что большинство опрашиваемых завтракают от случая к случаю (68%), меньшая часть никогда не завтракают (18%) и самая маленькая часть регулярно завтракает (14%). Респонденты прекрасно знают о том, что завтрак является самым важным приемом пищи, но несмотря на это пренебрегают этим. Главной причиной называют то, что пары начинаются очень рано и студентам не хочется вставать раньше для того, чтобы позавтракать, предпочтительнее перекусить чем-либо позже.

Как видно из рисунка 2, что большинство опрошенных ответило, что питаются тем, что есть, рацион не подбирают (54%), позиции от случая к случаю придерживается меньшая, но тем не менее большая часть (36%), самая малая доля приходится на тех, кто тщательно следит за своим рационом (10%). Студенты чаще всего питаются тем, что быстро в приготовлении или же то, что переедают родители для перекуса, к сожалению, это очень редко оказывается тем, что можно назвать продуктами правильного питания. О вреде плотного плотного ужина знают абсолютно все опрашиваемые, но несмотря на это 42% не могут избавиться от этого.

Рис 2. Вопрос: «Следите ли Вы за своим рационом?»

Исходя из данного вопроса можно сделать вывод о том, что студенты знают о том, как нужно организовывается правильное питание, но очень часто пренебрегают этим, в большинстве случаев из-за своего нежелания.

Следующий блок вопросов ориентирован на исследование причин неправильной организации питания в процессе учёбы, предоставленные на рисунках 4-5.

Основными причинами, которые мешают правильно питаться в течение учебного дня, студенты называют: «нежелание питаться в столовой в вузе и предпочтение этому быстрый перекус в ближайшем гипермаркете» (60%), «недостаток материальных средств» (20%), «отсутствие времени в течение дня» (20%).

Основным объективным фактором, влияющим на питание студентов, является «нежелание питаться в столовой в вузе и предпочтение этому быстрый перекус в ближайшем гипермаркете». Более подробный его анализ выявил сложности организационного характера: «наличие больших очередей в столовой» (41%), «высокие цены на блюда» (40%), «недостаточно разнообразный ассортимент блюд» (19%),

Рис 3 Вопрос: «Знаете ли Вы о вреде плотного ужина и следуете ли этому?»

Рис. 4. Вопрос: «Назовите причины, которые негативно влияют на организацию правильного питания во время учебного дня»

Рис 5. Вопрос: «Что является преградой для того, чтобы сбалансированно питаться в студенческой столовой?»

Результаты исследования показали, что на поведенческом уровне у большинства студентов не сформирована потребность и мотивация к организации здорового рационального питания, что свидетельствует об отсутствии действенной заботы о здоровье. Нельзя не согласиться с мнением о том, что для мотивации сохранения здоровья молодежи недостаточно только просветительских мероприятий. Изменения в отдельных элементах поведения могут осуществляться только через изменение установок, потребностей, ценностей. Поэтому процесс мотивации здорового образа жизни студентов предполагает формирование потребности в здоровье через знания, умения, навыки ЗОЖ, полученные, прежде всего, в семье и на занятиях физической культурой в вузе [1].

В ходе нашего эксперимента был проведён анализ научной литературы, студенты прошли теоретический курс по дисциплине «Физическая культура, где подробно рассматривались такие темы как «Здоровье человека, факторы его формирующие», «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Основы рационального питания», включающие основные положения по формированию правильного питания. Для студентов были разработаны универсальные рекомендации по здоровому питанию:

1. Необходимо следить за калорийностью продуктов и своим весом. Ограничивайте получение энергии из жиров. Насыщенные жиры (животные, твёрдые растительные жиры) — должны составлять до 1/3 потребляемых жиров, остальные 2/3 жиров должны быть ненасыщенными, жидкими жирами. Старайтесь не употреблять пищу, содержащую трансжирные кислоты;

2. Необходимо употреблять большое количество фруктов, овощей, орехов и т. д. Именно из этой пищи следует получать 50–60% всей энергии;

3. Примерно треть хлеба, круп, муки в рационе должны составлять продукты, обогащённые микронутриентами;

4. Минимизируйте употребление сахара, газированных напитков и др. простых углеводов — не более 30-40 г в сутки;

5. Ограничивайте употребление поваренной соли и употребляйте только йодированную соль;

6. Старайтесь обеспечить организм витаминами (витамины А, С, Е);

7. Старайтесь питаться маленькими порциями по 5-6 раз в день;

8. Старайтесь больше двигаться, это полезно не только для того, чтобы избавиться от калорий, но и для лучшего усвоения пищи.

Таким образом, в ходе работы были достигнуты следующие результаты: рассмотрены основные понятия выбранной темы; проведены исследования и опросы среди ровесников; сделать выводы на основе полученного материала; разработать рекомендации по организации правильного питания среди молодёжи;

Организация правильного питания важный аспект нашей жизни, и нам необходимо уделить более тщательное внимание ему, так как не только честь нужно беречь смолоду, но и здоровье, иначе это может привести к проблемам с пищеварением и заболеваниям.

Список литературы

1. Ахмерова, С. Г. Здоровый образ жизни студентов - исследования и практики /С. Г. Ахмерова //автореф. дис… канд. мед. наук: 14.00.33. – Москва: НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, 2017. – Библиогр.: с 47. – Текст: непосредственный.

2. Мелешкова, Н. А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания: монография. Кемерово. Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2007. . – Библиогр.: с 203. – Текст: непосредственный.

3. Розенфельд, Л. Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него /Л. Г. Розенфельд, С. А. Батрымбетова // Здравоохранение Российской Федерации. – 2008. – № 4. – Текст: непосредственный.

4.Кибер, Л Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnoe-pitanie-kak-faktor-zdorovogo-obraza-zhizni-studencheskoy-molodezhi. – Текст: электронный.

.

Просмотров работы: 56