Формирование навыков ЗОЖ у студентов вуза - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование навыков ЗОЖ у студентов вуза

Клюшун К.К. 1, Фетищев Н.И. 2
1Кемеровский государственный медицинский университет
2КемГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно уставу ВОЗ, «здоровьем является состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [4].

В последнее время многие люди стали осознавать значимость своего здоровья и начали уделять этому большое внимание, потому сейчас все активно стали заниматься обеспечением здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие [2].

Особое внимание на формирование здорового образа жизни общество стало уделять для студентов, т.к. общество заинтересовано в выпуске здоровых специалистов из высших образовательных учреждений (для предотвращения снижения дееспособности в трудовой сфере, для повышения производительности труда, и, следовательно, для положительной динамики экономического развития общества). И это действительно важно. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на III — до 83,1%, на IV курсе — до 75,8% [5]. Различные факторы влияют на формирование здоровья студентов: их окружение, создающее определенный тип поведения в обществе (могут навязываться вредные привычки), психологическое состояние человека (связанное с повышением психоэмоциональной нагрузки, а также необходимостью адаптации к новым условиям проживания и общения с окружающими), наследственность, влияние факторов окружающей среды (экологическая обстановка, климат, погода) и многое другое.

Итак, каковы основные составляющие здорового образа жизни студента? Попробуем в этом разобраться.

Первое, и основополагающее, - режим труда и отдыха. В соответствии с биологическими ритмами человеку необходимо соблюдать хорошо организованный режим труда и отдыха. Согласно допустимым гигиеническим нормам обучающийся должен тратить на учебные занятия 12 часов и 12 часов на восстановление организма. Одним из важнейших компонентов режима труда и отдыха является сон. Наиболее важен полноценный сон, который должен составлять 7,5-8 часов. (Также рекомендуется вставать и ложиться спать в определенное время, чтобудет способствовать выработке организмом полезной привычки). Недостаток сна приводит к нарушениям работы отделов головного мозга, так появляется невнимательность, быстрая утомляемость, раздражительность, снижение иммунных функций организма.

Второе, - режим питания. Пища служит источником энергии для всех органов и систем органов человека. В среднем энергозатраты составляют 2000-2400 ккал/день, но во время экзаменационных сессий энергозатраты увеличиваются, т.к. повышается работа мозга (на умственную работу уходит больше всего энергии) [5]. Поэтому важно соблюдать (контролировать) расход калорий. Так же необходимо распределять калории в течение дня (рекомендовано употреблять пищу 6 раз в день: 3 основных приема пищи и 3 дополнительных), так на 1-й и 2-й завтраки (суммарно) – 20-30%; обед – 35-40%; полдник – 10-15%; 1-й и 2-й ужины (суммарно) – 20-30% [3].

Третье, - обеспечение двигательной активности. Нормальная физическая активность способствует правильной работе сердца, дыхательной системы, развитию мускулатуры и повышает умственную активность (что немало важно для студентов). При отсутствии физических нагрузок снижается иммунитет, появляется апатия, нарушается сон.

Четвертое, - отказ от вредных привычек. Понятно, что вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотических средств, малоподвижный образ жизни, неправильное (несбалансированное) питание негативно влияют на организм). Злоупотребление этими привычками приводит к изнашиванию сердца и сосудов, нарушению работы мозга и нервной системы, сильно страдает печень, развивается гастрит, язва желудка. Курение – нарушает работу легких и сердечно-сосудистой системы. Исследователи США, изучающие проблему с 1995 года, отмечают, что сравнение состояния здоровья так называемых «лёгких курильщиков» (постоянное курение небольшого количества сигарет – от одной до десяти) с состоянием здоровья «тяжёлых курильщиков» и некурящими людьми показало, что подобная манера курения не спасает. Употребление даже одной сигареты в день повышает вероятность смерти на 69%, а шансы развития рака лёгких – в 9 раз. У людей, куривших до десяти сигарет, повышалась вероятность смерти на 87%, а вероятность развития рака – в 12 раз [1].

В заключении необходимо отметить, что в нашем стремительно развивающемся мире медицина сделала огромный прорыв, и теперь многие болезни поддаются лечению. Но все мы также прекрасно понимаем, что предупредить болезнь намного легче, чем лечить ее. Этому и способствует ЗОЖ! Также это выбор сильной личности, которая может противостоять влиянию большинства, отстоять свою точку зрения и сделать свою жизнь полноценной, интересной и насыщенной. И самым благоприятным периодом для этого является студенчество.

Формированию ЗОЖ у студентов способствуют консультационно-просветительские часы о влиянии пагубных привычек на здоровье организма, о значении ЗОЖ в их дальнейшей жизни; реклама в СМИ (радио, телевидение, Интернет); посещение спортивных секций.

Список использованной литературы

Глушанко, В.С. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб.-метод. пособие /В.С. Глушанко, А.П. Тимофеева, А.А. Герберг, Р.Ш. Шефиев /Под ред. проф. В.С. Глушанко. – Витебск: ВГМУ, 2017 . – 301 с.

Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - Москва : Академия, 2012. - 191 с.

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. - Текст: электронный // Информационная система МЕГАНОРМ: [сайт]. – URL: https://meganorm.ru/Index2/1/4293756/ 4293756229.htm (дата обращения 20.11.2020).

Основные документы (с поправками по состоянию на 31 мая 2019 г.). - Текст: электронный // Всемирная организация здравоохранения: официальный сайт. - 2020. URL: https://apps.who.int/gb/bd/pdf_files/BD_49th-ru.pdf (дата обращения 20.11.2020).

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2000. – 448 с.

Просмотров работы: 11