СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье проведен анализ зарубежных исследований в области психологической подготовки спортсменов. Выявления лидеров в команде, роль тренера и как эмоции могут влиять на результат.

Ключевые слова: лидерство, эмоции, тренер, баскетбол, спортсмены.

Целью нашей работы является рассмотреть современные зарубежные исследования, связанные с психологической подготовкой баскетболистов.

В исследовании Лиат Куффлер-Бакало с соавторами «Речь тренера в большом перерыве и его влияние на результативность игроков» главные акцент делается на важности данного аспекта психологического воздействия тренера на игроков [1].

Исследование проводилось по смешанной методике. Участниками были 9 баскетболистов из высшей мужской элитной лиги в Израиле, тренер команды и два помощника тренера.

Результаты продемонстрировали особые модели разговоров тренеров, которые в основном были связаны с разницей счета в игре, достигнутым командой до перерыва. Результаты показали, когда команда ушла на перерыв проигрывая, то большое количество отрицательных высказываний в разговоре тренера с игроками повысило вероятность проигрыша в игре.

Таким образом, авторы исследования делают заключение о том, что речь тренера в условиях проигрыша, если она имеет негативные оценки игроков не обеспечивает повышение результатов, а скорее наоборот снижает эффективность игры.

В следующем исследование Хуэйли Ли, Личжун Чи из Пекинского спортивного университета, Китайская Народная Республика изучали «Поляризационный эффект нехватки времени: влияние эмоций на результативность принятия решений в баскетболе» [2].

Цель данного исследования - проверить влияние эмоций, особенно нейтральных, на принятие решений в спортивной обстановке и влияние эмоций в условиях нехватки времени.

Первый тест изучал эффективность принятия решений и динамическую несогласованность принятия решений баскетболистами-непрофессионалами в разных эмоциональных состояниях. Результаты показали, что исходное качество участников и среднее качество вариантов нейтральных эмоций значительно лучше, чем у отрицательных и положительных эмоций. Во втором исследовании сократили интервал времени и время принятия решений, чтобы повысить экологическую обоснованность, и попытались изучить влияние эмоций на принятие решений в баскетболе. Результаты показали, что влияние эмоций на принятие решений профессиональными спортсменами аналогично влиянию у непрофессиональных баскетболистов, также было обнаружено, что нехватка времени поляризует эмоции в процессе принятия решений.

Таким образом, можно заключить, что в условиях дефицита времени наилучшее решение будут принимать те спортсмены, которые умеют управлять своими эмоциями.

Еще одно исследование Нильс Мертенс, Филипп Боэн и Катриен Франсен из университета KU Левен, Бельгия, Алекс Хаслам, Никлас К. Штеффенс из университета Квинсленда, Австралия, Стюарт Коттерилл из университета Винчестера, Англия «Вместе идти к более сильному «МЫ»: экспериментальная проверка программы совместного лидерства 5RS в баскетбольных командах» [3].

Цель этого исследования было создать структуру совместного лидерства, который помогает получить конкурентное преимущество. Хотя преимущества совместного лидерства хорошо задокументированы, фактических данных о том, как реализовать такую ​​структуру совместного лидерства, немного. В спортивных командах это ставит тренеров перед тремя ключевыми задачами:

1) определение «правильных» членов команды;

2) определение ролей, которые должны выполнять эти лидеры;

3) как развивать лидерские навыки.

Программа совместного лидерства 5RS решает эти проблемы путем определения лучших лидеров в команде по задачам, мотивационному, социальному и внешнему лидерству (посредством анализа социальных сетей).

Затем выбранные лидеры укрепляют навыки лидерства в течение пяти этапов (подготовка, отражение, представление, реализация и отчетность).

Чтобы проверить эффективность этой программы, авторы набрали восемь бельгийских баскетбольных команд на национальном уровне (N = 96). Приняли экспериментальный план, в котором команды были равномерно распределены по двум условиям (то есть по вмешательству и контрольному условию), каждое из которых измерялось в два момента времени (до и после теста). Результаты повторных измерений показывают, что по программе 5RS удалось создать эффективную структуру совместного руководства и укрепление способности воспринимаемых лидеров создавать общее чувство «МЫ» в своей команде. Кроме того, программа укрепила идентификацию команды, мотивацию, приверженность целям команды и ее благополучие по сравнению с контрольной группой. Совместное лидерство является лучшим фактором эффективности команды, чем вертикальное лидерство.

Представленные выше результаты исследований доказывают с одной стороны роль тренера и его речи на эффективность и успешность команды, значимость формирования совместного лидерства в команде баскетболистов и необходимости как тренерам, так и игрокам в условиях неопределенности управлять собственными эмоциями.

Списоклитературы

1. Liat Kuffler-Bakalo Coach halftime speech and its influence on players performance // Liat Kuffler-Bakalo, Sima Zach // Abstract book, 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology 15-20 July 2019, FEPSAC, Munster, Germany. – P. 171.

2. Huili Li, Polarisation effect of time pressure: the effect of emotion on decision-making performance in basketball//Huili Li, Lizhong Chi//Abstract book, 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology 15-20 July 2019, FEPSAC, Munster, Germany. – P. 296.

3. Niels Mertens Leading together towards a stronger ‘Us’: an experimental test of the 5RS shared leadership program in basketball teams //Niels Mertens1, Filip Boen1, Alex Haslam2, Niklas K. Steffens2, Stewart Cotterill3, Katrien Fransen1//Abstract book, 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology 15-20 July 2019, FEPSAC, Munster, Germany. – P. 91.

MODERN FOREIGN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF BASKETBALLERS

R.A. Vichuzhanin

(UrFU named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, Russia)

Abstract: This article analyzes foreign research in the field of psychological training of athletes. Identifying leaders in the team, the role of the coach, and how emotions can influence the outcome.

Keywords: leadership, emotions, coach, basketball, athletes.

Просмотров работы: 9