Термин «нарушенное поведение» очень неоднозначный. Его можно соотнести с такими словосочетаниями как «девиантное поведение», «аномальное поведение», «трудный ребенок», «отклоняющееся поведение». И одной из форм девиантного поведения является агрессия. Агрессия свойственна детям любого возраста. Она является актуальной проблемой современного общества, так как становится нормой в системе воспитания многих семей, детей с агрессивным поведение становится все больше. Их относят к «группе риска».
Понятие «агрессия» очень широкое и многогранное. Большое количество подходов к определению этого психологического феномена не дает исчерпывающего определения. Агрессию (с лат. «нападение, приступ») большинство людей связывают с гневом, злостью, яростью, то есть крайне негативными эмоциями. Большинство ученых определяют детскую агрессию как деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит нормам, как повторяющееся поведение физического насилия (плевание, толкание, удары ногами, кулаками, угрозы), словесного (повторяющиеся оскорбления, угрозы) или невербального (угрожающие жесты, ломка предметов), адресованное родителям, учителям, сверстникам или другим окружающим людям.
Агрессивность, которую понимают, как личностную устойчивую черту человека, является одной из наиболее важных характеристик поступков и действий, которые определяют устанавливаемые между обучающимися младшего школьного возраста взаимоотношения и эффективность личностного индивидуального развития.
Период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет называется младшим школьным возрастом (обучение в 1-4 классах) – это период конкретных операций. На этом этапе дети начинают логически думать о конкретных событиях. Их мышление становится более логичным и организованным, но все же очень специфичным. Дети начинают использовать индуктивную логику. Дети на этой стадии развития склонны бороться с абстрактными и гипотетическими понятиями. Также, они становятся менее эгоцентричными и начинают размышлять о том, что другие люди могут думать и чувствовать. Основной задачей детей в этот период является учебная деятельность, направленная на развитие новых знаний и умение воспринимать новую информацию. Вот почему в это время происходит следующее: наглядно-образное мышление заменяется вербально-логическим мышлением; доминирующей мотивацией является достижение знаний и получение хороших оценок в качестве награды; изменение распорядка дня и референтной группы, а также новые требования приводят к изменению восприятия ребенком своего места в команде, в котором он начинает осознавать себя как человека с независимым мнением.
Важно для детей младшего школьного возраста и общение с их ровесниками. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов школьников отличает их от взаимодействия с взрослыми. Дети больше одобряют своего ровесника и значительно чаще вступают с ним в агрессивные отношения, чем при общении с взрослым человеком. Сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению, чем взрослый. Основу системы личных отношений составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые доминируют над всеми остальными [3].
М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик отмечают, что общий эмоциональный тонус младших обучающихся, преобладающее настроение – жизнерадостное и бодрое. На уроке или на перемене в играх они обычно оживленные и веселые. Это и является, по мнению ученых, возрастной нормой их эмоциональной жизни. И лишь в трудах Л.С. Славиной начинает упоминаться о младших школьниках, имеющих склонность к острым аффективным состояниям. Объясняется это, по мнению психолога, расхождением между претензиями ребенка и возможностью удовлетворить их. Таким образом, из утверждений Славиной, можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте агрессивность еще не является чертой характера, а выражается только как реакция на ситуацию и возникшее в ней переживание [1].
Но, в то же время, ученые отмечают, что учителя детей младшего школьного возраста чаще всего обращаются к школьному психологу с проблемой эмоциональной неустойчивости и неуравновешенности у их учеников.
Существует множество классификаций видов проявления агрессивного поведения младших школьников, основой которых служит их деление по разным критериям:
объект: детская агрессия она может быть внешней (направлена на окружающих) и внутренней (направлена непосредственно на самого ребёнка);
причина появления: причиной могут быть какие-либо внешние раздражители (реактивная агрессия), а также внутренние переживания и эмоции (спонтанная агрессия);
цель: инструментальная (получение желаемого результата) и целевая (причинение физического, материального и психологического вреда);
характер проявления: прямой (направленность на объект) или косвенный характер (на более удобную мишень для выплеска отрицательных эмоций);
форма проявления: словесная агрессию (употребление оскорбительных, нецензурных выражений), несловесную агрессию (угрожающие, гневные жесты и мимика), физическую агрессию (применение физической силы).
У учеников начальной школы соотношения форм проявления враждебности полярно: у девочек главенствует словесная враждебность, а у мальчиков телесная. Позднее у мальчиков направленность изменяется: вербальная враждебность становится ведущей. Кроме того, они чаще прибегают к вербальному способу выражения отрицательных эмоций. Зарубежные ученые считают, что с возрастом враждебность детей приобретает все более экспрессивную окраску [3].
У младших школьников с агрессивным поведением, несмотря на различие их личностных характеристик, есть некоторые схожие черты, среди них: примитивность ценностных ориентаций, бедность, узость и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений. Ученики, которые склонны к агрессивности, выделяются преобладанием прямой физической агрессии, высокой частотой действий жестокости, направленностью на физическую боль или страдание своих сверстников.
Детьми, склонными к агрессии, другой ребенок рассматривается как противник. В зависимости от мотивов можно выделить три основных типа проявления агрессивности: импульсивно-демонстративный, нормативно-инструментальный и целенаправленно-враждебный. Младшие школьники с агрессивным поведением часто теряют контроль над собой. Они могут спорить, ругаться, дразнить окружающих, ломать чужие вещи, вступать в драку и при этом не думать о последствиях своих действий. Такие дети недооценивают собственную враждебность, считают, что в их проблемах виновны окружающие люди и обстоятельства, они выражают свои чувства при помощи действий, а не слов. Их не волнуют страдания других, они общаются чаще с теми, кто младше их и физически слабее [2].Несмотря на это, среди обучающихся с агрессивным поведением от шести до десяти лет встречаются хорошо интеллектуально и социально развитые, агрессия у них может выступать в качестве способа поднятия авторитета, демонстрации своей самостоятельности и взрослости.
Агрессивному ребенку характерны частые ссоры и драки, он не может найти выход даже из самых простых ситуаций. По мнению авторов, существует много причин, способствующих формированию агрессивного поведения: генетическая предрасположенность, неправильное воспитание (родители слишком поощряют детей, выделяют только позитивные или только негативные поступки. Уклон в одну из крайностей приводит к неправильному пониманию ребенком своих поступков), недостаток или переизбыток внимания, гиперопека, жесткая критика поведения, грубое отношение к ребенку, детская ревность, проблемы в отношениях со сверстниками, негативная обстановка в семье, сильные страхи и переживания. Также, агрессивное поведение может сигнализировать о том, что в жизни малыша происходят события, которые его пугают и таким образом он пытается попросить о помощи.
Для коррекции агрессивного поведения важным условием является изучение различных методик по диагностике, которые должны использоваться в совокупности. Рассмотрим некоторые из них:
графическая методика «Кактус» М.А. Памфиловой. Цель – выявление состояния эмоционально-личностной сферы ребенка. С помощью данной методики мы можем определить, предрасположен ли ребенок к агрессии, насколько агрессия интенсивна и на что направлена;
методика Басса-Дарки была предложена еще в 60-х годах прошлого века, но все еще находит много сторонников и активно используется. Создавая собственную анкету, различая проявления агрессии и враждебности, авторы выделили следующие типы реакций: физическая, вербальная, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрение, чувство вины. Методика состоит из 75 утверждений с ответами «да» или «нет». По числу совпадений ответов учащихся с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций;
проективная методика «Несуществующее животное», автором которой является Майя Захаровна Дукаревич. Когда ребенок рисует, он передает, проецирует на бумагу свой внутренний мир, самооценку. Психолог может многое рассказать о настроении, наклонностях ребенка, глядя на его работы. Цель данной методики: диагностика особенностей личности, предрасположенности к агрессивному поведению, выявление страхов, тревоги, степень социализации, отношения в семье, обществе и т.д.
тест руки Вагнера – это проективный метод исследования личности. Тест руки Вагнера направлен на диагностику уровня агрессии как у детей, так и у взрослых. Методика содержит девять карточек с изображениями рук. Обрабатывая полученные ответы, они классифицируются в одну из следующих категорий: агрессия, указание, эмоциональность, страх, коммуникация, демонстративность, зависимость, активная и пассивная безличность и др.
Полученные данные фиксируются в таблице, где указывается время начала реакции, категория, ответы. Общий балл личной агрессивности рассчитывается экспериментатором по следующей формуле: Агрессивность = (Категория «Указание» + категория «Агрессия») – (Страх + Зависимость + Коммуникация + категория «Эмоциональность»).
диагностика уровня школьной тревожности Филлипса. Диагностика позволяет оценивать общую школьную тревожность, отношения ребенка со сверстниками и взрослыми. В зависимости от количества положительных и отрицательных ответов на определенные вопросы оцениваются тревожность, социальный стресс, боязнь самовыражения. Кроме того, этот метод позволяет выявить у ребенка боязнь одноклассников, учителей, низкую устойчивость к стрессовым ситуациям.
шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера-Ханина. Методика может одновременно измерять тревожность и характеристики личности младшего школьника.
тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана – проекционная диагностическая методика, в результате которой можно оценить когнитивное, межличностное или психологическое состояние ребенка. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, оценить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. КРС иногда используется как часть оценки жестокого обращения с детьми.
Таким образом, выделяют следующие особенности проявления агрессивного поведения младших школьников: наблюдаются агрессивные проявления в виде ссор, драк, словесных выпадов, агрессивность еще не является чертой характера, проявляется только как реакция на ситуацию и возникшее в ней переживание. Для коррекции агрессивного поведения важным условием является изучение различных методик по диагностике, которые должны использоваться в совокупности. Детская агрессивность – это явление, требующее усиленного внимания со стороны родителей и взрослых, окружающих ребёнка. Своевременная реакция окружающих на малейшие проявления агрессии у маленького ребёнка поможет предотвратить перерастание естественной агрессии в патологическую, имеющую отрицательные последствия как для ребёнка, так и для общества в целом.
Список литературы:
Бекмаганбетова, Г.Г. Психологический анализ конфликтности младших школьников / Г.Г. Бекмаганбетова – Электрон. текст. данные – Режим доступа URL: https://studylib.ru/doc/3797226/psihologicheskij-analiz-konfliktnosti-mladshih-shkol._nikov, (дата обращения: 10.12.2019). – Загл. с экрана
Кудрявцева, Л. Типология агрессия у детей и подростков [Текст] / Л. Кудрявцева // Народное образование. – 2005. – №9. – С.193 – 195.
Романова, И.И. Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников [Электронный ресурс] / И.И. Романова // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 857-860. – Электрон. журн. – Режим доступа URL: https://moluch.ru/archive/88/17339/, (дата обращения: 11.12.2019). – Загл. с экрана