УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В реалиях сегодняшнего дня, значительная часть производителей сталкиваются с необходимостью решения задач по управлению дебиторской задолженностью ввиду повседневной потребности взаиморасчетов с клиентами, потребителями, налоговиками и бюджетом.

Зачастую оплата произведенной продукции или услуг потребителем происходит растянутой по времени из-за финансовых особенностей контрагента и, поэтому, реализуя свою продукцию или услуги в долг, компании приходится производить вложение собственных финансовых средств в экономику потребителей.

Предприятие производитель не может распоряжаться своими денежными средствами, формально являясь их владельцем, а фактически находящимися в активах предприятия потребителя. Так происходит образование дебиторской задолженности.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видом продукции и степенью насыщенности ею рынка, емкостью рынка, договорными условиями и принятой системой расчетов на конкретном предприятии, платежеспособностью и аккуратностью дебиторов.

Доминирующим фактором в управлении дебиторской задолженностью являются условия и порядок составления договоров и видов расчетов существующие на конкретном предприятии, платежеспособностью и аккуратностью дебиторов.

В статье раскрываются проблемы управления дебиторской задолженностью и пути снижения возможных рисков.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, покупатели и заказчики

MANAGEMENT OF ACCOUNTS RECEIVABLE OF TRANSPORT COMPANIES

Melnikova T.A.

Siberian Transport University, Novosibirsk

Novosibirsk, Russia (630049, Novosibirsk, Dusi Koval'chuk, 191) [email protected]

In the realities of today, a significant part of manufacturers are faced with the need to solve the problems of managing receivables due to the daily need for settlements with customers, consumers, tax authorities and the budget.

Often, payment for products or services by a consumer is time-consuming due to the financial characteristics of the counterparty and, therefore, selling its products or services in debt, the company has to invest its own financial resources in the consumer economy.

The producer enterprise cannot dispose of its money, formally being its owner, but actually located in the assets of the consumer enterprise. This is how the formation of receivables.

The level of receivables is determined by many factors: the type of product and the degree of saturation of the market with it, the capacity of the market, contractual conditions and the accepted system of payments at a particular enterprise, solvency and accuracy of debtors.

The dominant factor in the management of receivables is the conditions and procedure for drawing up contracts and types of settlements existing at a particular enterprise, solvency and accuracy of debtors.

The article reveals the problems of receivables management and ways to reduce possible risks.

Keywords: accounts receivable, buyers and customers

Дебиторская задолженность подразделяется на следующие виды:

- дебиторская задолженность за товары (работы и услуги) с ненаступившим сроком оплаты;

- дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), неоплаченная в сроки, указанные в договоре. Её, в свою очередь, можно подразделить на:

- ожидаемую;

-труднореализуемую;

- сомнительную;

-безнадежную.

Методы работы с каждым элементом имеют значительные отличия. В связи с тем, что проблема связана с задолженностью потребителей, покупателей, в свою очередь, необходимо разделять на постоянные и единичные (прочие).

Несвоевременная оплата со стороны постоянных покупателей может происходить случайно или спонтанно. Поэтому, для взыскания долга может быть достаточным напоминания заказчику о сроках оплаты. Для взыскания других видов задолженности необходимо предпринимать следующие шаги:

При согласии должника со своей просрочкой платежа, но отсутствием финансовой, возможности ее своевременного погашения, возникает вероятность создания альтернативного пути реализации проблемы, к обоюдному удовлетворению обоих сторон. Вероятнее всего, здесь может иметь место изменение сроков платежей - их пролонгация или рассрочка.

Кроме того, пролонгация или рассрочка платежей, как правило, приводят к увеличению клиентской базы, тем самым способствуя потенциальному росту объемов реализации. Однако же, необходимо тщательно анализировать возможность отсрочки платежей – в случае, если организация для материального обеспечения своей финансовой деятельности, приобретения сырья и материалов привлекает заемные средства в части краткосрочных кредитов, то несомненно, что, получив кредит банка в среднем на 40 дней, неразумно предоставлять покупателям отсрочку платежа на 60 дней.

Предприятию, определяя порядок условий кредитования, необходимо определиться по следующим моментам:

- срок кредитования;

- уровень платежеспособности;

- порядок создания резервов по сомнительным долгам;

- система сбора платежей;

- варианты и возможность предоставления льгот, бонусов, скидок.

Тема для обсуждения – «Управление дебиторской задолженностью транспортных компаний» – выбрана не случайно. Проблема взыскания дебиторской задолженности в целом для ОАО «РЖД» и его филиала, в котором я работаю - «Трансэнерго», стоит очень остро, как и для любой сетевой организации. Сегодня ситуация с тарифами на услуги по передаче электроэнергии, с её потерями и закупками достаточно лабильна. Общими усилиями работников «Трансэнерго» за шесть месяцев этого года от передачи электроэнергии сторонним потребителям по сетям ОАО «РЖД» весьма хорошие результаты. Однако, руководство «Трансэнерго» выражает тревогу в последний квартал года, так как положительные результаты необходимо удержать, и даже улучшить по итогам работы за год.

Одним из способов решения руководство «Трансэнерго» считает своевременное взыскание дебиторской задолженности – вопрос, который коснулся ОАО «РЖД» как сетевой компании. Однако, опираясь на опыт предыдущих лет, становится всё проблемнее взыскать деньги с должников – ситуация меняется, предприятия банкротятся, а долги остаются.

ОАО «РЖД» в своей практике достаточно широко работает по регламентации расчетов между покупателями и заказчиками

С целью урегулирования расчетов между покупателями и заказчиками разработана методика № 356р, утвержденная Распоряжением ОАО «РЖД» от 21.02.2009, рекомендующая проведение экспресс-оценки бонитета покупателей и заказчиков на этапе рассмотрения оферты договора.

Пользование данной методики подразумевается не только структурными подразделениями ОАО «РЖД», но и широким кругом сторонних пользователей.

Особенности расчетов в методике разнятся исходя из трактовки условий договоров.

Важнейшей целью профилактики возникновения дебиторской задолженности является персонализация системы расчетов в зависимости от вида договора. Наличие в условиях договора формулировки об условиях предоплаты и внесения авансов, является основополагающим моментом предотвращения возникновения дебиторской задолженности.

В то же время, нечистоплотность партнера не может быть нивелирована только работой по предоплате. Не каждый клиент готов работать на жестко устанавливаемых условиях поставщика. Кроме того, если предоплата в условиях отдельного договора и выступает гарантом экономической стабильности, но не всегда свидетельствует о порядочности покупателя и возможной продолжительности взаимоотношений. По этим причинам, управляя дебиторской задолженностью, совместно с авансом, необходимо предусмотреть иные варианты подстраховки.

В качестве примера можно рекомендовать, оперативный мониторинг (экспресс-анализ) финансовой состоятельности партнеров проводимый на предварительной стадии договорных отношений. Это позволит прийти к безошибочному выводу о совместной деятельности или отказе от продолжения взаимоотношений, а также детализировать факторы, повлиявших на конечную оценку принятого решения.

В итоге, обозначенные выше концепции, могут способствовать минимизации убытков, обусловленных списанием безнадежной ко взысканию дебиторской задолженности, повысить результативность расчетов с заказчиками.

Литература:

1. Бородин В. А. Бухгалтерский учет: учебник - М.: Юнити-Дана, 2015. -376 с. (http://biblioclub.ru)

2. Финансовый учет для магистров: Учебник / под ред. Петрова А.М. –М.: Вузовский сборник: ИНФРА-М,2015.-343 с.

3. Новоселова Т. Н. Краткий курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»: учебное пособие - М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. -177 с. (http://biblioclub.ru)

4. Чернов В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Чернов; под ред. М.И. Баканова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-127 с. (http://biblioclub.ru)

5. Финансовый учет и отчетность: продвинутый уровень: учеб.пособие под рел. Н.А. Каморджанова. - М.: издательство Проспект, 2017.-256 с. (http://biblioclub.ru)

Воронина, М.В. Финансовый менеджмент : учебник / М.В. Воронина. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 399 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

Финансовый менеджмент на железнодорожном транспорте : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / О. Э. Гнедкова [и др.] ; ред. О. Э. Гнедкова [и др.]. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2009. - 341 с. [34 экз].

Финансовый менеджмент : курс лекций / Н.А. Толкачева. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 144 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

Просмотров работы: 24