Одной из важной составных частей жизнедеятельности любого региона является пассажирский транспорт, основная цель функционирования и которого заключается в обеспечении потребности населения в перевозках при максимально высоком качестве обслуживания пассажиров. Параллельно развитию региона растет транспортная подвижность жителей и дальность их поездок. В нашем регионе пассажирские потоки распределяются между автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом, именно между этими перевозчиками существует жесткая конкуренция.
Коммуникации внешнего автомобильного транспорта региона находятся на высоком уровне. Автомобильные дороги общего пользования федерального значения в Курганской области протянулись на 700 км. (автомобильная дорога федерального значения Р-254 «Иртыш»; автомобильная дорога федерального значения «Подъезд к г. Тюмени от автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» (М-51 "Байкал")» (Курган - Тюмень); автомобильная дорога федерального значения Р-354 Екатеринбург - Шадринск – Курган). Протяженность дорог, относящихся к областному значению равна 8077 км., из них имеют твердое покрытие 5817 км., и в процентном выражении равны 72. Кроме того, внутри региона функционирует значительная по протяженности сеть, являющаяся дорогами муниципального значения. Общее количество пассажирских автобусных маршрутов, действующих в Курганской области, составляет примерно 360, из них межмуниципальных – 80, с регулярностью сообщения 89,9%. Регулярным автобусным сообщением охвачено 950 населенных пунктов, что составляет 77,6%.
Двадцать восемь маршрутов железнодорожных поездов ежедневно выполняют пассажирские перевозки в Курганской области. Обеспечение же пригородных пассажирских железнодорожных перевозок осуществляется 13 ежедневными и 5 дополнительными маршрутами.
ОАО "Аэропорт Курган" осуществляет авиационные перевозки в Курганской области по двум маршрутам Москва-Курган и Курган-Москва, в летний период - по маршруту Курган-Сочи. Из-за высокой стоимости билетов наполняемость рейсов не превышает 40%, исходя из этого, делаем вывод, что роль воздушных перевозок в регионе незначительная.
Мы видим, насколько важным и существенным является железнодорожное сообщение. В соответствии с этим дальнейшее развитие, совершенствование и улучшение качества обслуживания пассажирских перевозок железнодорожным транспортом актуально для изучения и реализации.
История появления железной дороги в Курганской области уходит далеко в прошлое. В апреле 1891 года императором Александром был подписан Указ о начале строительства Великого Сибирского пути, а уже 4 октября 1893 года в одиннадцать часов окрестности Кургана впервые огласил громкий свисток локомотива. «Тобольские губернские ведомости» сообщали: «На участке Западносибирской железной дороги между Челябинском и Курганом в настоящее время в товарных поездах перевозятся не только товары, но и пассажиры, частью за небольшую плату ¾ копейки с версты, частью же совершенно бесплатно (переселенцы)». Сейчас Курганская железнодорожная станция обслуживается 76 поездами и 20 электричками. 74 из них являются проходящими.
На современном этапе крупнейшим транспортным предприятием области является Курганское территориальное управление Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» с протяженностью главных путей 746,1 км. Это устойчиво работающая, развивающаяся организация, которая вносит значительный вклад в бюджет области.
Рисунок 1. Курганский регион Южно-Уральской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» (схема)
Южно-Уральская железная дорога является частью Транссибирской железнодорожной магистрали, что через южноуральский ход «Самара – Челябинск – Курган – Омск» обеспечивает связь с Центральной Россией, Сибирью и Дальним Востоком.
Рисунок 2. Транссибирская железнодорожная магистраль
Осуществляется пригородное железнодорожное сообщение в пределах Курганской, Свердловской, Челябинской областей ( таблица 1). Обслуживается 4 направлениями: западным (через Шумиху, Щучье, Каясаны, Челябинск), северо-западным (через Шадринск, Каменск-Уральский, Екатеринбург), восточным (через Макушино, Петухово), южным (через Зауралье, Зерновую, Пресногорьковское).
Таблица 1. Направления пригородного сообщения.
Номер поезда |
Маршрут |
Протяженность участка, км., в том числе по КПТО, км. |
Соответствующее направление по КПТО Курганской обл. |
|
1 |
направление Курган - Шадринск |
147\147 |
направление Курган - Шадринск |
|
6382, 6384, 6286 |
Курган - Шадринск |
Курган, Иковка, Кособродск, каргаполье, Шадринск |
||
2 |
направление Шадринск – Каменск-Уральский |
115\96 |
направление Шадринск, Катайск (на Каменск-Уральский) |
|
6355 – 6352, 6353 - 6354 |
Шадринск – Каменск-Уральский |
Шадринск, Далматово, Катайск |
||
3 |
направление Курган Шумиха |
134\134 |
направление Курган Шумиха |
|
6331, 6332, 6333, 6336, 6338 |
Курган - Шумиха |
Курган, Введенское, Юргамыш, Мишкино, Шумиха |
||
4 |
направление Шумиха - Челябинск |
125\81 |
направление Шумиха – Каясан (на Челябинск) |
|
6205, 6206, 6212, 6213, 6214, 6218, 6201 |
Шумиха - Челябинск |
Шумиха, Щучье, Каясан |
||
6215 |
Каясан - Челябинск |
|||
5 |
направление Курган - Макушино |
130\130 |
направление Курган - Макушино |
|
6301, 6302, 6303, 6306, 6307, 6308 |
Курган - Макушино |
Курган, Варгаши, Лебяжье-Сибирское, Макушино |
||
6 |
направление Макушино - Петропавловск |
136 |
направление Макушино – Горбуново (на Петропавловск) |
|
6411, 6412, 6415, 6416 |
Макушино - Петропавловск |
Макушино, Петухово, Горбуново (граница с Казахстаном) |
Поезда дальнего следования отправляются с вокзала «Центральный», электропоезда пригородного сообщения от вокзала «Пригородный». Здания построены в строгом современном стиле и имеют все необходимое для комфорта: залом ожидания повышенной комфортности и эконом-класса; справочной (1 этаж); информационными табло; пандусами и лифтом для маломобильных пассажиров; медпунктом и прочим.
Тем не менее можем выделить ряд проблем в сфере организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Курганской области:
отсутствие или неудовлетворительное состояние линейных сооружений (вокзалов, железнодорожных платформ);
слабо развито железнодорожное сообщение, оно представлено только пригородными поездами, ходящими с довольно большим интервалом и отсутствует сообщение между частью районов;
сокращение количества поездов вследствие дефицита подвижного состава и отсутствия средств на его содержание и закупку.
Основным критерием создания оптимальной транспортной сети является повышение качества обслуживание пассажиров, то есть совокупность таких параметров, как скорость перевозки, безопасность поездки, комфорт проезда и тариф. Для решения выявленных проблем правительством РФ с 2008 года реализуется «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», утверждена на заседании государственной думы от 28 июня 2017г. № 114 и реализуется Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Кургана на период до 2028 года.
Список используемой литературы:
Шальнова Н. С. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 61-64. — URL https://moluch.ru/archive/35/3976/
Официальный сайт Южно-Уральской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» http://yuzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=1&layer_id=3290&refererLayerId=3290&id=2146
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Кургана на период до 2028 года http://docs.cntd.ru/document/450284443
https://ural-meridian.ru/news/46147/ © ИА «Уральский меридиан»