Роль государственного финансового контроля в среднесрочной перспективе: вектор развития - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль государственного финансового контроля в среднесрочной перспективе: вектор развития

Шелепун С.С. 1
1ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет экономики и торговли"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Роль государственного финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования государственного финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности деятельности органов его осуществляющих, то есть увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов).

Главные проблемы, предстоящие перед государственным финансовым контролем в настоящее время:

- отсутствие полноценной и качественной законодательной базы контроля.

- несоответствие контрольной деятельности государственных органов требованиям сегодняшнего дня.

- не определено место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе.

- пересечение направлений в деятельности контролирующих органов, отсутствие соответствующей координации, что порождает неоправданное дублирование.

Органы государственного финансового контроля в реальной практике слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними не организованы.

В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля, законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих ор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в Российской Федерации, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления государственного финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер:

-по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью;

-по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов;

- по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд.

Важным направлением повышения эффективности деятельности органов государственного финансового контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, - Министерства финансов Российской Федерации, органов федерального казначейства, Счетной палаты Российской Федерации, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности деятельности органов государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Актуальными остаются вопросы координации деятельности органов государственного финансового контроля и уточнения перечня его объектов. Особую значимость имеет разработка единой системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности его органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТЫ

1.Конституция Российской Федерации. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.02.2018)

2.Бюджетный Кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 22.10.2014) //Справочно-правовая система консультант плюс (дата обращения: 18.02.2018)

3. Федеральный Закон от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.02.2018)

4. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Бюджетное финансирование и контроль эффективности расходов в учреждениях культуры //Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20. № 14 (428). С. 810-827.

5. Меликсетян С.Н. Развитие программно-целевого метода планирования в сфере образования //Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 26 (746). С. 1545-1562.

6. Юсупов М. Г. Государственный финансовый контроль: состояние, проблемы и пути модернизации //Евразийский Научный Журнал №11. 2015

7. Кузькин А.П., Лукин А.Г Современные проблемы организации государственного финансового контроля в российской федерации // Государство и право. Юридические науки. 2016

8. Шейхислямова С.Б. Пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ // Таврический научный обозреватель № 5(10) —2016

9. Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 53-57.

Просмотров работы: 28