Сколиоз (от гр. scolios — «изогнутый, кривой») - стойкое деформирование позвоночника, характеризующееся его боковым искривлением в левую, правую или обе стороны. Другой особенностью сколиоза является торсионное (скручивающееся) вращение позвоночника вокруг своей оси, из-за чего данное заболевание опорно-двигательного аппарата способствует серьезным нарушениям строения и функционирования многих внутренних органов [1, 3].
I степень сколиоза характеризуется незначительными искривлениями позвоночника во фронтальной плоскости. Эти искривления наблюдаются как в положении больного стоя, так и лежа. Угол сколиотической дуги находится в пределах 1-10°.
Имеется легкая нестойкая асимметрия надплечий и лопаток при грудной локализации дуги искривления и асимметрия линии и треугольников талии при поясничном искривлении. На рентгенограмме, сделанной лежа, намечаются признаки торсии, совпадающие с направлением клинически определяемой дуги искривления [2].
Сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний. Он опасен своими последствиями: снижение вентиляции лёгких, сбивание деятельности сердечно - сосудистой системы. Это ведёт к недостаточному снабжению растущего организма кислородом. Дети с искривлением позвоночника хуже учатся, быстрее устают, страдают от головных болей, раздражительны [4].
Такая проблема, как сколиоз детей младшего школьного возраста, приобретает все большую значимость не только в нашей стране, но и в мире. Возникает необходимость изучения, исследования новых методов, обобщение предыдущего опыта, сравнение их и выявление более эффективных методов коррекции сколиоза.
Цель работы: оценка физического развития детей младшего школьного возраста со сколиозом I степени.
Для определения цели были поставлены следующие задачи:
Определить физическое развитие детей младшего школьного возраста со сколиозом I степени;
Выявить функциональное состояние мышц спины, живота и кистей у исследуемых детей.
В эксперименте приняли участие ученицы ГБОУ АО «Архангельская санаторная школа - интернат № 1» 4 класса. Сравнивал с их прошлогодними показателями физического развития. Все дети в качестве основного диагноза имели сколиоз I степени, различные по направленности: левосторонние и правосторонние, также почти все дети имели сопутствующие заболевания.
Методы исследования:
Оценка физического развития: измерение длины, массы тела, окружности грудной клетки (ОГК);
Оценка функционального состояния мышц спины, живота и кистей у детей младшего школьного возраста: измерение силовой выносливости мышц спины (СВМС), живота (СВМЖ), кистевая динамометрия.
Анализ результатов исследования:
1. Оценка физического развития: Оценка физического развития выполнялось по следующим показателям: антропометрические данные (длина и масса тела); окружность грудной клетки. Все полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка физического развития детей младшего школьного возраста со сколиозом I степени
Показатели |
Результат |
Длина тела (см) |
141,57±1,68 |
Масса тела (кг) |
36,50±3,04 |
ОГК (см) Пауза |
68,71±2,61 |
Полученные данные проанализированы по центильным таблицам.
Средняя длина тела детей составляет 141,57 см, масса тела 36,50 кг, окружность грудной клетки 68,71 см.
Значения полученных показателей длины тела попадают в центильный интервал от 25 до 50, что свидетельствует среднему показателю ФР. Массы тела от 50 до 75 данные показатели свидетельствуют гармоничному ФР. Окружность грудной клетки детей попадает в центильный интервал от 50 до 75, что свидетельствует о гармоничном физическом развитии и соответствует возрасту.
2. Функциональное состояние мышц спины, живота и кистей:
Функциональное состояние мышц спины, живота и кистей выполнялось по следующим тестам: силовая выносливость мышц спины (СВМС), живота (СВМЖ), кистевой динамометрии. Все полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Оценка функциональное состояние мышц спины, живота и кистей у детей младшего школьного возраста со сколиозом I степени
Показатель |
Результат |
СВМС, с |
3,42±0,85 |
СВМЖ, с |
2,33±2,03 |
Динамометрия (правая рука), кг |
14,29±0,56 |
Динамометрия (левая рука), кг |
13,57±0,57 |
Анализируя представленные данные исследования у детей СВМС и СВМЖ, можно сделать следующие выводы: у некоторых детей с I степенью сколиоза наблюдается повышение силовой выносливости мышц по сравнению с прошлогодними результатами, а именно функциональное состояние СВМЖ, была (1,4 – 2,33), с этим тестом справились все дети, что составляет 100%. Мы можем предположить, что дети выполняют на занятиях ЛФК много подводящих упражнений для выполнения данной пробы и в период контрольного тестирования показывают наилучшие результаты.
Должный критерий для СВМС был (1,94 – 3,42). С этим тестом справились большинство детей. Мы можем предположить, что это связано с тем, что некоторые дети совсем недавно поступили в данную школу и находятся на начальном этапе реабилитации, так же выявлена быстрая утомляемость мышц спины у некоторых детей в силу их основного диагноза.
Так же был проведен тест на измерение кистевой динамометрии правой и левой руки. По результатам данного теста у исследуемых: правая рука – (14,29), левая рука – (13,57). По сравнению с прошлогодними результатами показатели динамометрии детей увеличились.
Увеличение силовой выносливости, говорит нам о том, что дети с нарушением осанки I степени выполняют упражнения в полном объеме, и прогрессируют для данного возраста. Кроме того, уменьшилась утомляемость детей, что приводит к более высоким показателям.
По данным динамометрии, правой и левой руки исследуемых, среднее значение выше прошлогодних показателей, что говорит о гармоничном развитии силовых возможностей. Жизненная емкость легких выше прошлогодних показателей, что говорит о развитии легких.
На основании проведённых исследований можно сделать следующие выводы:
Проведенный анализ результатов данных исследуемых ГБОУ АО «Архангельская санаторная школа-интернат № 1» показал, что физическое развитие гармоничное.
Силовая выносливость мышц спины, живота и кистей увеличилась, что показывает физическое развитие гармоничное.
По итогам проведенных контрольных проб и тестов, все дети наблюдаемой нами группой имеют должные значения для своего возраста и данного заболевания (сколиоз I степени). В ходе проведения исследования жалоб от детей на плохое самочувствие и быструю утомляемость не поступало, все дети справились с тестами.
Список литературы:
Амосов, В.Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых / В.Н. Амосов. – СПб.: Вектор, 2010. – 128 с.
Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие для вузов / В.А.Епифанов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 559 с
Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. Проф. Образования.-М.: Издательский центр «Академия»,2012.-304 с
Красикова, И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение. /И.С Красикова. - Спб.: Корона-принт, 2008. - 192с.