Исследование уровня эмпатии у школьников подросткового возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Исследование уровня эмпатии у школьников подросткового возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Тема эмпатии вызывает интерес исследователей, потому что имеет большое значение для жизни как одного человека, так и общества в целом. Её изучают и учёные-теоретики совершенно разных направлений – психологи, психиатры, социологи и практики, например работники психологических центров, в чьей работе необходимым является общение с людьми. Сейчас в отечественной психологии существует множество исследований проблемы эмпатии, истории развития представлений о ней. Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общении.

Актуальность изучения эмпатии в подростковом возрасте обусловлена, во-первых, тем, что эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в этот возрастной период, в дальнейшем выступает как стимулятором просоциального, то есть полезного для общества поведения и альтруизма, и, во-вторых, тем что, эмпатия является условием, необходимым для успешного межличностного взаимодействия.

В разное время вопросом эмпатии и её особенностей занимались такие зарубежные ученые как: П. Массен, Н. Айзенберг Л. Мерфи, А. Валлон, М. Хоффман и многие отечественные специалисты - И.М. Юсупов, Т.П. Гаврилова, Л.А. Сивицкая, В.В Зеньковский, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михальченко, М.В. Осорина. Специфику эмпатии в пубертатный период были подробно описаны в исследованиях Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЭМПАТИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Общая характеристика подросткового возраста

Понятием «возраст» в психологии определяется как «конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей» [3, с.20].

В настоящее время принята следующая возрастная периодизация:

Младенчество – от рождения до 1 года;

Преддошкольное детство – 1-3 года;

Дошкольное детство – 3-6 лет;

Младший школьный возраст – 6-10 лет;

Подростковый возраст – 10-15 лет;

Юность:

первый период (старший школьный возраст)- 15-17 лет;

второй период – 17-21 год;

Зрелый возраст:

первый период – 21-35 лет;

второй период – 35-60 лет;

Пожилой возраст – 60-75 лет;

Старческий возраст – 75-90 лет;

Л.Ф.Обухова пишет, что «Л.С.Выготский различал три точки созревания: органическое, половое и социальное. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста» [10, с.359]. Далее дадим общую характеристику понятию подросткового возраста.

Подростковый возраст – «teenageperiod, adolescence) – возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности» [13, с.291].Этот возраст становится переходным моментом от детства к взрослой жизни. Его можно назвать одним из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Его границы четко не обозначены, потому что он наступает у каждого в свое время: у кого-то раньше, а у кого-то позже.

В периодизации Л. С. Выготского пубертатный период приходится на 14–18 лет. Д. Б. Эльконин, исходя из теории о том, что каждому возрастному этапу характерна своя ведущая деятельность, обозначает подростковый возраст как период 11–17 лет. Внутри этого временного отрезка, он выделяет два этапа: средний школьный возраст (11–15 лет) и старший школьный возраст (15–17 лет). Л. И. Божович также считает, что подростковый возраст делится на две фазы: 12–15 лет и 15–17 лет. С.Холл полагал, что стадию развития человека от 11 до 14 лет следует относить к подростничеству.

«Здесь закладываются основные черты характера, стили поведения, привычки, жизненные ориентации и многое другое. Соответственно, от того, насколько положительно личностью будет пройден этот этап, зависит вся дальнейшая взрослая жизнь человека». [7, с.1036].

Пубертатный период характеризуется бурным и неравномерным ростом и развитием организма, интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность желез внутренней секреции, как отмечает Д.И.Фельдштейн, «часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении» [15, с.124]. Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под их воздействием часто приходит в состояние сильного торможения или возбуждения.

Половое созревание оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются, часто неосознанное, половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Особенности физического развития в подростковом возрасти определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна, питания, спорта.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от той, что была на предыдущем этапе, больше не внешними обстоятельствами, а внутренними причинами. Подросток продолжает жить в семье, ходить в школу. Но начинает думать и чувствовать по-другому. Отношения с семьей уходят на второй план, главным становится общение со сверстниками.

В период отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к учению. Так, если в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь для него гораздо больший интерес представляют собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно интимно-личностные взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в подростковом возрасте.

«Для них важно: умение знакомится с теми, кто интересен; ощущение свободы и спокойствия в кругу друзей, принятия норм и ценностей значимой (приоритетной) группы; ощущение того, что он — индивидуальность и может высказывать свои мысли и идеи, выражать чувства; желание, чтобы из взрослость была признана окружающими; важно, чтобы их форма поведения не принималась как детская; своим образцом поведения подросток желает видеть — активного, целеустремленного и успешного человека; склонен к мечтанию и фантазированию» [17].

«Придавая особое значение общению, подростки могут начать игнорировать учебную деятельность, что впоследствии может привести к проблемам в школе и дома, усилению давления на него со стороны старших. В общении со сверстниками, подростки расширяют границы своих знаний, они развиваются в умственном отношении, делясь знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельной. Общаясь «в кругу своих», они постигают разные формы межличностного взаимодействия, учатся рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления. Если в детстве особая школа социальных отношений — это игра, то в отрочестве такой школой становится общение. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на какие-то ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия. Социальная ситуация обладает большим разнообразием условий для провокаций и для испытания подростком самого себя. Взрослые, в силу уже сложившихся ценностей, зачастую даже не могут их представить себе. Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых приводит к возникновению стрессового состояния. Он очень впечатлителен и любой конфликт может обернуться душевной травмой» [7, с.1038].

Одним из важнейших моментов для подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к своим личностным качествам, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. «На основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у него часто возникает стремление развить у себя положительные качества личности, преодолеть отрицательные черты. Однако сравнительно небольшой опыт и жизненный кругозор подростка нередко приводят к возникновению у него своеобразного противоречия между потребностью в самовоспитании и неумением реализовать ее» [15, с.126].

Развивающаяся и удовлетворяющаяся в общественно полезной деятельности потребность подростка в признании его «Я» со стороны общества, в реализации себя для других, перерастает в потребность самореализации, что ведет к «повороту на себя» - на построение своих жизненных планов, определение своей личностной и профессиональной перспективы, что «позволяет осуществлять наиболее активное воздействие на развитие мотивационно-потребностной сферы растущего человека, который на протяжении подросткового периода проходит большой путь от приобщения себя к обществу в 10-11 лет, через самоопределение в общественно значимых делах в 12-13 лет, до выбора определенной социальной позиции в 14-15 лет» [14, с.340].

1.2. Общая характеристика эмпатии

В настоящее время общепринятым является определение эмпатии, приведённое в психологическом словаре:

«ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. — необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. — вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия — теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова.)» [1].

Также можно привести другие примеры определения понятия «эмпатия» психологами, занимавшимися изучением этой проблемы, например:

«Эмпатия(empathy) – по определению Хоффмана, «замещающая аффективная реакция, которая не всегда полностью соответствует аффективному состоянию другого человека, но более соотнесена с ситуацией другого, чем со своей собственной» [16, с.285].

Эмпатия - это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций - в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.

Огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого и др.

Можно выделить несколько направлений определений эмпатии:

- знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

- переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

- активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли);

Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: « Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого человека, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь».

«З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии человека осуществляется с помощью двух механизмов - заражения и подражания. Он отмечал важность эмпатического взаимодействия, и писал, что проникновение в суть этого механизма даст возможность понять, как взаимодействуют люди друг с другом при тесном, личном общении» [4, с.365].

Т. Липпс активно разрабатывал теорию вчувствования, которая тесно связана с понятием эмпатии. Для него вчувствование - это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же свойства, как у самого объекта, оно происходит путем подражания.

«В американской психологии понятием «симпатии» занимались такие ученые, как У. МакДауголл и Ф. Олпорт. МакДауголл выдвинул теорию инстинктивного происхождения эмпатии, как важного фактора для выживания стада. По его мнению, симпатия - чисто аффективный процесс, осуществляемый по типу заражения или индукции. Олпорт подверг критике эксперименты МакДауголла, он обратил внимание, что «заражались экспрессивно выраженными эмоциями менее 50 % испытуемых, в то время как симпатия как инстинкт должна была проявиться у всех» [4, с.368].

В. Штерн придерживался мнения о том, что симпатия является первичной эмоцией. Он разделяет «чувства к другим» (нежность, любовь) и «чувства с другими». Первые служат предпосылкой возникновения вторых. Только через сострадание к другим людям, через альтруистическое поведение, у ребенка может развиться чувство любви к близким.

Анализируя существующие определения эмпатии, Т.П. Гаврилова (1975) , пишет, что можно выделить четыре наиболее часто встречающихся:

1) понимание чувств, потребностей другого человека;

2) вчувствование в событие, объект искусства, природу;

3) аффективная связь с другими, разделение состояния другого или группы;

4) свойство психотерапевта.

Р. Даймонд исследовала, в основном, способность людей воспринимать друг друга, предсказывать ответы в определенной ситуации. Такая способность принять роль другого и предсказать его мысли, чувства, действия получила название предиктивной эмпатии.

Немаловажной является также классификация видов эмпатии. Рассмотрим несколько подходов к данной проблеме.

Т.П. Гаврилова выделяет два вида эмпатии: сочувствие и сопереживание.

· Сопереживание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним.

· Сочувствие - переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств.

М. А. Пономарева предлагает рассматривать кратковременную и долговременную эмпатию.

· Кратковременная - рассчитана на ограниченный контакт с другими людьми в общении, в процессе которого человек встает на позицию другого.

· Долговременная эмпатия протекает в течение длительного времени и требует более тесного общения с другим человеком.

«Возможна дифференцировка на адекватную и неадекватную эмпатию. В этом случае, последняя проявляется как радость при неблагополучии другого, а эмоциональный отклик на эмоциональное состояние другого идет с противоположным знаком» [11, с.73].

Выделяют различные критерии определения видов и форм эмпатии. В качестве примеров таких критериев можно назвать:

1) модальность ведущего компонента в структуре эмпатии. Согласно данному критерию различают эмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию. К. Роджерс, Труакс определили обязательный коммуникативный компонент эмпатии как способность передавать партнёру понимание его переживания или внутренней ситуации. Киф и Баррет-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачи понимания на доступном языке, вербально или невербально.

2) генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);

3) критерий диспозиционности эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия);

4) критерий уровня развития эмпатии (элементарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии).

Один из примеров использования первого основания для выделения видов эмпатии, содержится в работе А.П. Сопикова. По его мнению, существует три вида эмпатии:

1) эмоциональная, если доминирует эмоциональность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;

2) познавательная, если доминирует информативность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;

3) поведенческая если доминирует волевой аспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь расчет на его ответную эмпатию.

В.В. Бойко различает следующие этапы эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии:

1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому интенсивной аналитической переработки информации о нем;

2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;

3) интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.

Отмечают, что эмпатия проявляется уже на первых этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища», ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Доказано, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

1.3. Особенности эмпатии в подростковом возрасте

Изучением проблемы эмпатии в подростковом возрасте занимались многие отечественные психологи Л.П. Стрелкова, В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, А.А. Бодалев, А.Д Кошелева, Ю.А. Менджерицкая, Я.З. Неверович, В.К. Котырло .

Относительно подросткового возраста понятие эмпатии рассматривают как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого и включающую: умение верно распознавать эмоциональное состояния другого, выражать сочувствие, стремление к содействию и реальное содействие. Однако проблема структуры и механизмов эмпатии, эмпатийного процесса у подростков, остается недостаточно изученной.

Принято считать, что механизмом способности к сопереживанию - является идентификация. По поводу механизма второго звена - сочувствия, возникают разногласия. Для того, чтобы сочувствовать необходимо разделять позицию свою и другого человека, поэтому Т.П. Гаврилова считает, что механизмом сочувствия можно считать эмоциональную децентрацию.

Для пубертатного периода особенно велика потребность в дружбе, которая предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. Эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. «Секрет успешных отношений между людьми заключается в использовании эмпатии в ее конструктивном, положительном, дружеском, созидающем значении» [9, с.64].

Исходя из понятия, предложенного И. М. Юсуповым, согласно которому эмпатия - целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого - «проникновение» во внутренний мир другого человека. «Феномен эмпатии имеет социально - психологическое происхождение и многоуровневую структуру с психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и предстает в ипостасях процесса, свойства и состояния. Одним из составляющих процессов эмпатии является эмпатийное понимание, имеющее свою специфику. Эмпатийное понимание рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов» [18, с.253].

«Центральное социально-психологическое новообразование подросткового возраста - развитие Я-концепции. Подростковый возраст характеризуется И. М. Юсуповым как период маргинальной социализации. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику человека и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д.» [8, с.314].

«Исследования, проводимые в подростковой среде, обнаруживают половые различия в проявлении эмпатии. Девочки-подростки в целом проявляют большую степень сочувствия к животным, чем мальчики. Это можно считать результатом того, что девочки раньше усваивают нравственные нормы и в целом более ориентированы на общение, в то время как у мальчиков больше оринтация на предметные достижения» [18, с.140-141]. Подобные различия И.М. Юсупов объясняет особенностями социализации девочек, проявляющимися у них в конформности и поиске социального одобрения. Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают значимое место в общении подростков. Эмпатия, в свою очередь, основывается, как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, «потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать» [5, с.537].

«По мнению Н. Айзенберг девочки также в подростковом возрасте более проникаются заботой и состраданием, эмпатия у них развивается раньше, чем у мальчиков этого возраста. Он связывает это с более быстрыми темпами созревания девочек. Мальчики достигают этого уровня только к юности» [8, с.536-537].

Велико влияние эмпатии на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум. Подросток вступает в общение всегда как личность, поэтому он воспринимается и своим партнером по общению также как личность. Представление о другом человеке у подростка тесно связано с уровнем собственного самосознания. Представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Подросток «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своим действиями (не обязательно положительными), утвердиться в их глазах. Важным становится умение познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы, а также ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства.

Необходимо обратить особое внимание на невербальный компонент общения, который является эмоционально значимым для подростков. Они начинают подолгу изучать себя перед зеркалом, изображая какие-то мимические и пантомимические средства. Эта потребность в самопознании ярко выражается в исследовании проявления своих телесных возможностей, своего физического «Я». Способность понять себя и других по невербальному поведению имеет ключевое значение для успешного общения. Вместе с возросшей потребностью в общении сталкиваются с большими сложностями в этой сфере. Данные средства общения отличаются наличием сугубо индивидуальных выражений, это усложняет их понимание. Недостаток соответствующего опыта и навыков невербальной коммуникации осложняют как понимание себя, так и понимание других людей по невербальным сообщениям, эмоциональной и двигательной экспрессии, что ограничивает развитие опыта межличностного взаимодействия, взаимопонимания, а также презентацию своего физического «Я».

Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация партнера по общению «прочувствуется». Поэтому, подростки с развитой способностью к эмпатии быстрее смогут достичь взаимопонимания при общении.

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с точки зрения другого не обязательно означает отождествить себя с ним. При отождествлении себя с кем-то человек стоит своё поведение также как и тот, с кем он себя отождествляет. При проявлении же эмпатии поведение другого принимается, но своё стоится по-другому. В обоих случаях очевидно будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но вот результат совместных действий будет различным: одно дело -- понять партнера по общению, встав на его позицию, другое дело ­­- понять его, приняв в расчет его точку зрения, но действовать иначе. Если присутствие и слушание - это навыки общения, которые позволяют подростку установить связь с миром других людей, то эмпатия - это навык, который позволяет передать собеседнику свое я.

«Для подростков с разным уровнем развития эмпатии характерны свои особенности. Если подросток умеет прощать окружающих, мало конфликтен, старается искать компромиссные решения, адекватно реагирует и способен переносить критику в свой адрес, то мы можем говорить о высоком уровне эмпатии. Кроме перечисленных характеристик высокий уровень эмпатии предполагает чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, чувства и интуиция стоят на первом месте. Такие подростки большую часть времени проводят в компании людей, много общаются. Среди минусов можно отметить, что подростки с высоким уровнем эмпатии постоянно нуждаются в одобрении своих действий не только со стороны родителей, друзей, близких, но и со стороны незнакомых людей, и расстраиваются, если его не получают. При выполнении точной и кропотливой работы подростки не всегда аккуратны и внимательны.

Если подросток судит о других людях по их поступкам, не обращая внимания на личное впечатление, сложившееся о человеке, высказывает свое мнение в компании только тогда, когда уверен в его принятии остальными, то уровень эмпатии средний. Такому подростку не чужды проявления эмоций, но они стараются держать их под контролем и редко проявляют. В общении такие подростки внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, однако, если собеседник проявляет излишние чувства и эмоции они теряют терпение. При просмотре фильмов и чтении художественных произведений переживания героев, их чувства не играют для них важной роли, а следят за их поведением. Подросткам со средним уровнем эмпатии не характерна спонтанность, они не могут прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому случается, что они не понимают поступков других. Они испытывают трудности при восприятии людей, поскольку у них  отсутствует раскованность чувств.

Для подростков с низким уровнем развития эмпатии свойственно испытывать затруднения в установлении контактов с людьми, они неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся подросткам с низким уровнем эмпатийности непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Такие испытуемые являются сторонниками точных формулировок и рациональных решений. Как правило, у таких подростков мало друзей, а из тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Подростки чувствуют свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют их вниманием» [2].

Исследованием психологических особенностей эмпатии у подростков так же занималась С. М. Ситяева. В своем исследовании она выявила ряд взаимосвязей между особенностями эмпатии подростков и их отношением к членам семьи и животным. С. М. Ситяева установила, что «особенности отношений подростков с матерью в большей степени влияют на уровень эмпатии: чем ближе эмоциональная связь с матерью, тем более эмпатийным является подросток в целом, а также его эмпатия проявляется к окружающим. С возрастом у подростков общий уровень эмпатии повышается, за счет общения со сверстниками, новых знакомств» [12, с.151].

«Развитая эмпатия — один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют тонкого понимания партнера по общению, способности ощущать душевное состояние другого человека, умения ставить себя на его место в самых трудных ситуациях: в управлении, в торговле, в сфере обслуживания, в психологии, педагогике, медицине и т. д. Таким образом, эмпатия играет важную роль в становлении личности подростка. Она способствует установлению межличностного взаимодействия, определяет нравственные качества, круг общения подростка. С ее помощью подросток приобщается к миру переживаний других людей, формирует представление не только о своих ценностях, но и о ценностях других людей» [6].

Вывод

Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности. Это самый короткий по времени период, в который человек проходит великий путь в своем развитии. Через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.

Это сложный для развития личности период, для которого ключевой в социальной ситуации развития является линия подросток – сверстники. Ведущими видами деятельности выступают иснтимно-личностное общение со сверстниками и общественно-полезная деятельность. В это время у человека формируются такие важные аспекты личности как чувство взрослости, личностная рефлексия и новый уровень самосознания, формируется автономная мораль и Я-концепция, происходит переоценка ценностей.

Эмпатия играет важную роль в становлении личности подростков, так как способствует установлению личностного взаимодействии, помогает приобщится к миру переживаний других людей . Она определяет нравственные качества и круг общения подростка. Относительно подросткового возраста её рассматривают как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого. Она включает: умение верно распознавать эмоциональное состояния другого, выражать сочувствие, стремление к содействию и реальное содействие.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ У ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1. Описание методик используемых в ходе эмпирического исследования.

Теоретический анализ литературы по теме исследования потребовал эмпирического исследования. Целью данного эмпирического исследования являлось изучение уровня эмпатии у школьников подросткового возраста. Выбор данных методик обусловлен тем, что они позволяют определить уровень эмпатии.

Базой для проведения исследования было выбрано «МБОУ Щебетовская школа им. М.А. Македонского г.Феодосии Республики Крым». В исследовании принимало участие 12 человек, 6 девушек и 6 парней, в возрасте от 14 до 16 лет, которые являются учащимися девятого класса данной школы, исследование проводилось в октябре 2018 года.

Для достижения поставленной цели были подобраны и обоснованы психодиагностические методики, направленные диагностику уровня эмпатических способностей.

На первом этапе исследования:

1. Происходило непосредственное знакомство с испытуемыми где сообщалась цель посещения;

3. Получалось согласие испытуемых задать им ряд вопросов;

4. Была проведена ознакомительная беседа с использованием формализированного перечня вопросов;

5. Проводилось эмпирическое исследование по двум методикам; во время проведения исследования испытуемые задавали дополнительные вопросы, уточняющие понятия, включенные в личностные тесты.

В процессе эмпирического исследования были использованы следующие методики:

1. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко.

Диагностической целью данной методики является определение уровня эмпатических способностей.

Данная методика состоит из 36 утверждений, с которыми испытуемому предлагается согласиться или не согласиться. Методика содержит 6 шкал:

«Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

1. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

2. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпати-руемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпа-тируемому и обратно.

3. Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

4. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

5. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационноэнергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

6. Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов.»

Нормативы методики:

30 баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии;

29-22 — средний;

21-15 — заниженный;

менее 14 баллов — очень низкий.

2. Методика «Опросник диагностики способностей к эмпатии» А.Мехрабиан, Н. Эпштейн.

Опросник состоит из 33 утверждений, с которыми испытуемому предлагается выразить своё согласие «+» или несогласие «-».

Нормативы:

Для юношей:

26-33 – высокий;

17-25 – средний;

8-16 – низкий;

0-7 – очень низкий.

Для девушек:

30-33 – высокий;

17-25 – средний;

8-16 – низкий;

0-7 – очень низкий.

2.2. Эмпирическое исследование уровня эмпатии у школьников подросткового возраста.

С целью изучения уровня эмпатии в подростковом возрасте применялись методики «Диагностика уровня эмпатических способностей», «Опросник диагностики способностей к эмпатии». Результаты исследований представлены ниже.

Результаты по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей» отображены в виде диаграммы и представлены ниже на рисунке 2.1..

Рисунок 2.1. - Результаты по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей»

Анализ полученных данных показывает, что большинство опрошенных юношей (50%) имеют очень низкий уровень эмпатических способностей. Треть юношей (33%) показали заниженный уровень. Оставшаяся часть испытуемых (17%) имеет средний уровень эмпатических способностей. Среди девушек не был выявлен очень низкий уровень эмпатических способностей. Одна половина испытуемых девушек (50%) показали заниженный уровень, вторая половина (50%) – средний уровень. В целом, можно говорить о том, что уровень эмпатических способностей у испытуемых находится в низких и средних значениях, как у юношей, так и у девушек. Однако все же можно говорить о том, что в соотнесении с половой принадлежностью, юноши менее склонны к проявлению эмпатии, тогда как у девушек она выражена больше. Это можно считать результатом того, что девочки раньше усваивают нравственные нормы и в целом более ориентированы на общение, в то время как у мальчиков больше оринтация на предметные достижения.

Вторая методика также была направлена на выявление уровня способностей к эмпатии. Результаты исследования по методике «Опросник диагностики способностей к эмпатии» представлены ниже на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. - Результаты по методике «Опросник диагностики способностей к эмпатии»

Анализ полученных результатов показывает, что большая часть опрошенных юношей (67%) показали средний уровень способностей к эмпатии, оставшиеся испытуемые (33%) – низкий уровень. Среди девушек у полвины опрошенных (50%) выявлен высокий уровень способностей к эмпатии, треть (33%) показа средний уровень и у наименьшего числа испытуемых (17%) выявлен низкий уровень способностей к эмпатии. В целом можно говорить о том, что способности к эмпатии у испытуемых по результатам данной методики находятся на допустимом уровне, однако у девушек уровень проявления эмпатии в среднем выше. Это можно объяснить особенностями социализации девочек, проявляющимися у них в конформности и поиске социального одобрения. Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают значимое место в общении подростков. Возможно это также связано с более быстрыми темпами развития девушек в данном возрасте.

Вывод

В ходе проведенного исследования по теме «Эмпирическое исследование уровня эмпатии у школьников подросткового возраста», были сделаны следующий вывод – девушки в подростковом проявляют больший уровень способностей к эмпатии, чем юноши. Это может быть связано с:

разными темпами развития в данный период

с тем что девушки быстрее усваивают социальные нормы и нормы общения,

с большей у девушек ориентацией на общение

с проявлением конформности и поиском социального одобрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над данным исследованием, были изучены особенности подросткового возраста и эмпатические способности в данный возрастной период.

Подростковый возраст - период жизни человека, в который он проходит сложный путь в своём развитии. Он наполнен внутренними конфликтами подростка с окружающими и с самим собой, разрешив которые он обретает чувство личности.

В пубертатный период происходит формирование таких аспектов личности как Я-концепция, новый уровень самосознания, личностная рефлексия, автономная мораль, чувство взрослости, происходит переоценка ценностей.

Социальной ситуаций развития выступает линия подросток - сверстники, тогда как ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. Важным для установления социальных контактов и общения качеством является эмпатия. Относительно подросткового возраста её рассматривают как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого. Она даёт возможность верно распознавать эмоциональное состояния другого, выражать сочувствие, выражать стремление к содействию и реальное содействие.

В ходе эмпирического исследования было выявлено что в целом способности к эмпатии у подростков находятся на допустимом уровне, однако есть различия относительно половой принадлежности. У юношей уровень эмпатических способностей более низкий, тогда как у девушек эмпатия проявляется на более высоком уровне. Такие результаты могут объяснятся тем, что, у девушек в пубертатный период темпы развития больше чем юношей, они быстрее усваивают социальные нормы, в целом больше ориентированы на общение, тогда как у юношей в пубертатный период более выражена ориентация на предмет ные достижения, девушки проявляют большую конформность, что способствует установлению социальных связей.

Также, стоит сказать о дальнейших перспективах развития данной темы. В силу того, что эмпатия является очень важным качеством для общения и взаимодействия людей, касающиеся её вопросы будут актуальны на протяжении всей жизни человечества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.  Большой психологический словарь. М.: Олмапресс, 2004. – 632с.

2. Волчкова Н.И. Особенности эмпатии у современных подростков [Электрон-ный ресурс]//Психологя, социология и педагогика, 2012. №6 //http://psychology.snauka.ru/2012/06/705

3. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 376с.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.

5. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. - 992с.

6. Кырова М. А., Кувалдина Е. А. Особенности эмпатии у современных подростков [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 36–40// http://e-koncept.ru/2015/95544.htm.

7. Левицкая Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. — 2016. — №9. — с.1036-1039.

8. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). 2-е изд. Л.: Медицина, 1985. - 416с.

9. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Класс, 1994. - 144с.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2006. – 460c.

11. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск : Бестпринт, 2010. - 76 с.

12. Ситяева, С.М. Психологические особенности эмпатии подростков // Амурский научный вестник. – 2013. – №3. – 151-158с.

14. Современный психологический словарь/ Под ред.Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 857с.

15. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста/Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка// Под ред.Г.В.Бурменской. - М.: МПСИ, 2004. – 656c.

16. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: МПСИ: Флинта, 1999. – 672c.

17. Хелен Би, Развитие ребенка. «Питер» М. 2004. – 760с.

18. Чикер В.А., Сольц Е.В., Жезмер Н. М., Джос П. Стресс и особенности его особенности преодоления российскими подростками [Электронный ресурс] // http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2733

19. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. - 252с.

Просмотров работы: 2011