Введение
Одним из видов легкой атлетики является спортивная ходьба. Её скорость в 2 раза выше, чем при обычной ходьбе. При спортивной ходьбе развиваются сила, выносливость и волевые качества. Соревнования по этому виду легкой атлетики проводятся на дорожках стадионов и на обычных дорогах, на дистанции от 3 до 50 км. Техника спортивной ходьбы имеет циклический характер, т. е. определенный цикл, повторяемый многократно на протяжении всей дистанции и, в отличие от других циклических видов легкой атлетики, жестко ограничен правилами соревнований. В спортивной ходьбе не должно быть фазы полета, т. е. всегда должен быть контакт с опорой, и опорная нога в момент вертикали должна быть выпрямлена в коленном суставе.
Техника спортивной ходьбы
Основу техники спортивной ходьбы составляет один цикл действия, который состоит из двойного шага, шага левой ноги и шага правой ноги. Цикл содержит: два периода одиночной опоры, два периода двойной опоры и два периода переноса маховой ноги.
Период одиночной опоры одной ноги совпадает с периодом переноса другой ноги. Период двойной опоры очень кратковременный, порой его можно и не увидеть. Период одиночной опоры более длителен и делится на две фазы: 1) фаза жесткой передней опоры; 2) фаза отталкивания. Период переноса тоже имеет две фазы: 1) фаза заднего шага; 2) фаза переднего шага. Эти фазы присутствуют как в периоде переноса или опоры для левой ноги, так и для правой ноги.
Движение рук и ног в ходьбе строго перекрестно. При ходьбе таз движется по трем осям: сагиттальной, вертикальной и поперечной. Из всех движений таза следует придавать наибольшее значение движению вокруг вертикальной оси, т.к. это увеличивает длину шага.
Основными характеристиками техники ходьбы являются:
- угол наклона туловища и величина вертикальных колебаний ОЦМ (общего центра массы) тела;
- длина и частота шагов и их зависимость от скорости ходьбы;
- периоды и фазы ходьбы;
- уменьшение длительности двойной опоры с увеличением скорости ходьбы;
- критический темп и критическая скорость ходьбы.
Продолжительность двухопорного периода в несколько раз меньше продолжительности одноопорного периода и зависит от скорости.
При относительно невысокой скорости передвижения (2,6 м/с) время двойной опоры может составлять 0,06 с, при возрастании скорости оно уменьшается до 0,01 с и меньше. При высокой скорости передвижения скороход не всегда правильно определяет появление фазы полета, так как ее появление не всегда совпадает с субъективной оценкой самих скороходов.
Примерная критическая скорость ходьбы — 4,45 м/с, при ее достижении ходьба переходит в бег. Критическая скорость зависит от тренированности спортсмена, у которого после специальных тренировочных занятий продолжительность периода двойной опоры увеличивается, а скорость ходьбы возрастает. Критическая скорость может быть выше, если скороход не удлиняет шаг, а идет оптимальным или несколько укороченным шагом.
Основные отличия спортивной ходьбы
- высокая скорость передвижения;
- высокая частота движений, достигающая 200 и более шагов в минуту;
- длина шага превышает 100 см, а у ведущих скороходов 115-120 см;
- выпрямленная опорная нога с момента постановки до момента вертикали;
- значительные движения таза вокруг вертикальной оси;
- активные движения рук в переднезаднем направлении.
Умение идти свободно и без лишнего напряжения оптимально сочетает длину и частоту шагов – это является наиболее важным условием совершенной техники ходьбы.
Задачи спортивной ходьбы
Задача 1. Ознакомить с техникой спортивной ходьбы.
Технику спортивной ходьбы показывает преподаватель. Показ следует проводить с обычной скоростью или в медленном темпе, сопровождая краткими объяснениями. Обучающихся необходимо расположить так, чтобы преподавателя, демонстрирующего технику спортивной ходьбы, можно было видеть и сбоку, и спереди, и сзади. Создавая представления о технике спортивной ходьбы для занимающихся, преподавателю целесообразно использовать кинограммы и видеоматериалы.
После рассказа и демонстрации техники ходьбы занимающимся предлагается самим пройти 2-3 раза по 50-80 м. Преподаватель должен отметить наиболее серьезные ошибки (скованность движений, согнутые ноги, утрированная ходьба и т.п.) и назвать возможные варианты их устранения.
Задача 2. Обучить движению ног и таза при спортивной ходьбе.
Основным средством обучения в данном случае является медленная
ходьба, при которой выпрямленная нога ставится на грунт с одновременным поворотом тела и движениями рук, как при обычной ходьбе, оставаясь в таком положении до момента вертикали. В дальнейшем скорость движения постепенно увеличивается, главным образом за счет частоты шагов.
Обучая быстроте вынесения маховой ноги вперед, выполняется «семенящая» ходьба (шаг 60 – 80 см), ходьба по кругу диаметром 5-6 м и ходьба «змейкой» (на 2-4 м вправо, затем влево). Эти упражнения чередуются с ходьбой по белым линиям беговой дорожки или по начерченной линии (50-60 м).
Для обучения поворотов таза вокруг вертикальной оси применяются противоположные повороты плечевого пояса и таза (плечи вправо, таз влево и наоборот), ходьба с «закручиванием», при которой движение правой ногой производится не столько вперед, сколько влево и наоборот.
При неполном выпрямлении ноги в опорной фазе следует применять ходьбу в гору, акцентируя внимание на выпрямлении ноги в коленном суставе, ходьба по дорожке в обратном направлении.
Чтобы ликвидировать излишнюю напряженность, можно выполнять упражнения на месте и в движении, попеременно перемещая тяжесть тела с одной ноги на другую.
Все перечисленные упражнения в процессе обучения повторяются несколько раз в зависимости от освоения отдельных элементов техники.
Задача 3. Обучить движению рук и плечевого пояса при спортивной ходьбе.
Во время спортивной ходьбы руки должны быть согнуты под прямым или тупым углом и двигаться прямолинейно, не пересекаясь в средней плоскости. Необходимо следить за тем, чтобы плечи были опущены, а руки двигались свободно, без лишнего напряжения.
Для решения этой задачи рекомендуются следующие упражнения:
ходьба в положении «руки за спиной или за головой»; ходьба со сцепленными перед собой руками; ходьба с палкой, помещенной в локтевых суставах на плечах или за спиной.
Если стоит цель увеличить амплитуду работы рук, то рекомендуется ходьба с опущенными руками. Дистанция ходьбы в указанных упражнениях 100–150 м. Количество повторов упражнений зависит от правильности их выполнения и скорости усвоения движений.
Задача 4. Обучить технике спортивной ходьбы в целом.
В процессе овладения техникой спортивной ходьбы необходимо многократно повторять различные упражнения, направленные на освоение отдельных элементов ходьбы в целом. С этой целью следует обращать особое внимание на: положение туловища и головы; мягкость, раскрепощенность движений туловища, рук и ног; достаточную длину шага; свободный перенос ноги с возможно низким переносом стопы; своевременный (не ранний) отрыв пятки от грунта; согласованность всех движений.
Основными средствами обучения технике спортивной ходьбы в целом будут: ходьба с различной скоростью на различные дистанции (400-800 м и более) с указанием ошибок в движениях ног, таза, рук, положении туловища; ходьба с нахождением оптимального соотношения длины и частоты шагов.
Задача 5. Совершенствование техники спортивной ходьбы.
При совершенствовании техники спортивной ходьбы обучающийся должен найти удобный для себя темп ходьбы с оптимальным сочетанием длины, частоты шагов и соотношением количества вдохов и выдохов с количеством шагов, мягкость, раскрепощенность движений туловища, ног и рук и, наконец, общую слаженность всех движений. Немаловажное значение на данном этапе обучения будет играть повышение уровня общей и специальной физической подготовленности на фоне постепенного увеличения отрезков ходьбы (400 -2000 м и более) с включением подъемов и спусков различной крутизны. В процессе обучения закрепляется правильный стереотип движений.
Заключение
Спортивная ходьба – весьма сложный вид легкой атлетики и требует серьезного подхода для достижения высоких спортивных результатов. Для достижения высоких результатов в спортивной ходьбе, необходимо в совершенстве обладать техникой данного вида легкой атлетики, уметь выполнять задачи, поставленные тренером и развивать следующие качества: выносливость, силу, целеустремленность, настойчивость, упорство и другое.
Список литературы
http://www.fizkult-ura.ru/sci/legkay_atletika/3
https://studbooks.net/802410/turizm/metodika_obucheniya_sportivnoy_hodbe