Игровой метод и его значение на занятиях физической культурой - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Игровой метод и его значение на занятиях физической культурой

Сысоев А.А. 1
1САФУ им. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день спорт является неотъемлемой частью современного мира. Массовый спорт, направленный на приобщение населения к здоровому образу жизни, имеет большое значение.

Многочисленными исследованиями показано, что на современном этапе школьного образования существенно ослабевает отношение детей к уроку физической культуры. Такое положение дел крайне отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, физической подготовленности и физическом развитии [1].

Особо важная роль при этом должна уделяется привлечению молодого поколения к занятиям физической культурой и спортом.

Подготовка молодежи к профессиональной деятельности и поведению в экстремальных ситуациях, которые является элементом профессии — одна из важнейших задач системы физического воспитания. Методически правильное использование средств физической культуры и спорта укрепляет здоровье человека, повышает его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма [2].

Следует обратить внимание на эффективность применения игрового метода в физическом воспитании, данный метод многогранен, он обеспечивает высокий уровень двигательной активности за счет подключения эмоциональной составляющей и желания победить. Достоинством данного метода является, что он успешно может применяться в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физической культуре позволяет получить хорошие результаты в физическом развитии и физической подготовке в относительно небольшом промежутке времени.

Что такое игровой метод в физической культуре?

Это метод использования физических упражнений в игровой форме. Он характеризуется отсутствием жесткой регламентации действий, наличием вероятностных условий их выполнения. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных или облегченных условиях, развития таких качеств и способностей, как быстрота реакции, координация движений, пространственная ориентацию. Соблюдение условий и правил игры содействует воспитанию нравственных качеств: чувства взаимопомощи и сотрудничества, коллективизма, самостоятельности, инициативности, сознательной дисциплинированности, и других ценных личностных качеств. Присущий игровому методу фактор эмоциональности способствует формированию устойчивого интереса и положительного отношения к занятиям физическими упражнениями [3, С. 84].

Процесс обучения должен строиться с учетом реальных физических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и планомерному физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы.

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Все эти качества молодому человеку может дать только игра. Поэтому игровые методы в образовании становятся ведущими. Следовательно, перед физкультурным образованием стоит задача существенного улучшения подготовленности выпускников педагогических вузов к широкому и эффективному использованию игрового метода в физическом воспитании. В связи с ранними сроками начала обучения в школе увеличивается общий охват детей школьного возраста, снижение возрастных границ для занятий спортом, которые лучше всего осуществляются посредством подвижных игр. Неоценимое достоинство подвижных игр состоит еще и в том, что они могут использоваться на любых этапах круглогодичной тренировки. Активизация в применении игрового метода отмечается. Сегодня уже многие специалисты, осуществляющие подготовку педагогических кадров, ясно осознают потенциал и богатство возможностей, представляемых подвижными играми. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что именно подвижные игры в силу присущих им особенностей являются весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Анализ отечественных и зарубежных публикаций о подвижных играх позволяет рассматривать их как осмысленную деятельность, направленную на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях [4].

Игры помогают избежать однообразия в уроках, развивают: тактическое мышление, взаимопомощь, чувство принадлежности к коллективу, командный дух, волю к победе и обеспечивают достаточный уровень подвижности на занятиях. Под этим углом зрения пересматриваются программы по физическому воспитанию, в которых увеличиваются время и количество используемых игр, которые становятся доминирующим средством физического воспитания.

Наиболее характерные признаки игрового метода: ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях, чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы и выполнения действий; высокие требования к творческой инициативе в действиях отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке, комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. Таким образом, игровой метод создает возможности для комплексного развития физических качеств и формирования двигательных навыков. К недостаткам этого метода относится ограниченная возможность для формирования нового, особенно сложного двигательного навыка [5].

Игровой метод тесно связан с соревновательным методом, так как все современные спортивные игры носят соревновательный характер. Это придает играм зрелищность, азарт, интерес. Соревновательная составляющая это неотъемлемая часть любой игры. Современный педагог физической культуры обязательно должен уметь применять эти методы, от этого зависит успех воспитательной деятельности. Направить энергию детей школьного возраста в нужное русло бывает не так просто, и в этом педагогу могут помочь игры и состязания, в которых дети будут не только получать пользу для своего здоровья, но и важные умения. При этом многие игры учат правильно оценивать и принимать ситуацию, обдумывать свои действия, мыслить рационально, и выплескивать психологическое и эмоциональное напряжение.

Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.

Многочисленные исследования показывают, что подвижная игра оказывает разностороннее влияние на личность ребенка. Такая форма игрового взаимодействия создает условия для управления детей собственным поведением, помогает поддерживать благополучное эмоциональное состояние в группе детей. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая позволяет им овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, активно проявлять самостоятельность [6].

Упражнения, выполняемые в игровой форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

Игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка.

Целенаправленно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроизношения. Игры с нагрузкой в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний [7].

Игровые задания, упражнения в игровой форме придают обучению положительную эмоциональную окраску, делают процесс обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей более привлекательным.

Безусловно, участвуя в играх с элементами спорта, дети могут переживать и отрицательные эмоции. По мнению Анохина П.К., отрицательная эмоция – источник внутренней энергии человека, заставляющей его преодолевать трудности на пути к поставленной цели. Если в процессе игр мы будем переключать отрицательные эмоции на действия, игра доставит ребенку чувство удовлетворения и радости, что способствует снятию нервных перегрузок, напряжения [8].

Если говорить о недостатках игрового метода в физическом воспитании, то главным является высокий уровень травматизма. На занятия физической культуры нередки случаи получения травм.

Несмотря на меры предосторожности, предпринимаемые большинством учителей, тренеров и воспитателей, на уроках физической культуры, тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и школьного.

Поэтому на занятиях физической культуры и спорта преподаватель должен особенно внимательно следить за техникой безопасности, и не допускать травматизма. А также учитывать особенности, каждого отдельно взятого ученика.

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, администрации, медицинских работников. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит к травмам. Для того чтобы борьба с травматизмом была успешной, учителя, тренеры, воспитатели должны иметь четкое представление о степени травмоопасности каждого вида, входящего в учебную программу по физической культуре, держать под неусыпным контролем причины, которые могут привести к опасным последствиям [9].

Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового метода.

Таким образом, на базе этих методов можно построить продуктивное и интересное занятие, которое будет соответствовать всем требованиям физического воспитания. При этом возраст в данном случае не имеет значения, это могут быть как дети дошкольного возраста, так и ученики старших классов или студенты. Самое главное грамотно подобрать игру или игровое задание учитывая особенности возраста, а также физической подготовленности той или иной группы. При этом имеется возможность проявить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, т.к. правила игры можно модифицировать и изменять направление развивающих аспектов.

Одним из главных недостатков мы выявили это возможность получения травмы во время игры, задача преподавателя следить за техникой безопасности на уроке и не допускать возникновения опасных ситуаций во время занятия или урока.

Список литературы:

Минниханова Д.И., Чикалов Г.А. Анализ психо-функционального состояния и физической подготовленности школьников младших классов // Волгоградская государственная академия физической культуры, с. 69-73. / [Электронный ресурс] / https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/295413/#1

Стародубцева О.Ю., Красильникова Н.В. Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной деятельности // Вестник Башкирского государственного медицинского университета, – 2015. – №1 с. 97-99. / [Электронный ресурс] / https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/185424/#1

Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Багащенко Ю.А., Близневский А.Ю.. Физическая культура студента: учеб. пособие / – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 172 с.

Физическое воспитание студентов и учащихся: / Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я. Соколова. – Минск 1988. – 255 с.

Гелецкая Л.Н., Бирдигулова И.Ю., Шубин Д.А., Коновалова Р. И. Физическая культура студентов специального учебного отделения: учеб. пособие /. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. – 220 с.

Буданова Е.А., Селиванов В.М., Долгушин А.М. Игровой метод обучения в обучении плаванию детей дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета, Серия Психология. – 2014. – № 4. – с. 79-82. [Электронный ресурс] / https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/152859/#3

Новак О.Н. Пути формирования у дошкольников здорового образа жизни // «Дошкольное образование», – 2013, №4 с. 18. [Электронный ресурс] / https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/102832/#1

Волошина Л.Н., Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе, авт.-сост. Л.Н. Волошина, Ю.М. Исаенко, Т.В. Курилова. – Волгоград. – 2012. – 91с.

Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / Барчуков И.С., Назаров Ю.Н., Егоров С.С. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 431 с.

Просмотров работы: 4131