КРОССФИТ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КРОССФИТ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Кичева И.Е. 1, Каркавцева И.А. 1
1ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Современная система высшего образования традиционна и требует относительных перемен в области реформирования процесса физического воспитания в высших учебных заведениях [6]. Данный факт проявляется в значительных изменениях в области содержания педагогического процесса, оптимизации организационно-управленческих структур, оптимальном поиске наиболее эффективных средств, форм и методов организации учебно-методической работы, соответствующих современным требованиям к профессиональному уровню специалиста в области физической культуры и спорта [2].

Актуальность. В связи с этим является актуальным вопрос о внедрении современных педагогических технологий в процесс преподавания дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях. Студенты заинтересованы не только в развитии основных физических качеств, но и в полноценном совершенствовании двигательных способностей, что не всегда является возможным в рамках традиционной программы занятий по физической культуре [3]. Кроме того, необходимо отметить также значимость совершенствования процесса физического воспитания в связи с участием современной молодежи в программе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" и подготовкой студентов к сдаче контрольных нормативов. Поэтому на сегодняшний день в значительной степени актуальны инновационные педагогические технологии в области физкультурного образования, фитнеса и сбережения здоровья. Среди рассматриваемых технологий в приоритете выделяют такое направление, как функциональное многоборье или кроссфит.

Цель работы – изучение, анализ и верификация данных научных статей и публикаций, современных литературных источников и интернет-форумов для выявления отличительных особенностей такого фитнес-направления, как кроссфит, а также необходимости и эффективности его применения с целью совершенствования процесса физического воспитания студентов.

Такое направление в области физической культуры и спорта как кроссфит или функциональное многоборье появилось менее десятилетия, но уже собрало вокруг себя толпы последователей [3]. Кроссфит – комплекс упражнений, отличающихся высокой интенсивностью, регулярной сменой упражнений, включающий в себя составляющие тяжелой и легкой атлетики, бодибилдинга, пауэрлифтинга, фитнеса, классической гимнастики, гиревого спорта. Впервые термин «кроссфит» фигурирует в 2000 году. Идея кроссфита принадлежит американцу Грегу Глассману его жене Лорен Дженай. Они в 2001 году в Калифорнии открывают первый кроссфит-зал со специальными снарядами. В настоящее время кроссфит это не только система тренировочных упражнений и спортивная дисциплина, но также самостоятельный бренд и коммерческий проект [8].

Данная система представляет собой комплекс тяжелоатлетических, гимнастических и упражнений скоростно-силового характера. Как известно, это направление применяется при подготовке квалифицированных спортсменов, но также широко используется и любителями спорта. Кроссфит включает в себя обширную программу физических упражнений, из которых можно составить программу для занимающегося любого уровня подготовленности. Такие упражнения, как бег, прыжки на скакалке и упражнения на тренажерах, являются доступными для студентов любого уровня подготовленности.

Современная система преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях предусматривает выполнение рассматриваемых физических упражнений на занятиях. Упражнения не станут для студентов новинкой, так как включают элементы многих спортивных дисциплин, таких как, тяжелая и легкая атлетика, гимнастика, плавание, гиревой спорт и т.д. [2]. Следует учесть, что физическая нагрузка требует строго индивидуального подхода с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья занимающихся.

На наш взгляд, при таком подходе поиск рациональных подходов физического воспитания и оздоровления студентов с применением кроссфита на занятиях по физической культуре может являться одним из эффективных путей оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию по следующим критериям:

• универсальность – одно из преимуществ системы физических упражнений, так как подходит для каждого занимающегося в соответствии с его целями и потребностями;

• индивидуальность – система тренировок, при которой строго учитываются уровень физической подготовленности и функциональные особенности организма;

• вариативность – это разнообразие тренировочных программ разной направленности с широким выбором выполнения комплексов физических упражнений;

• доступность – система занятий предусматривает использование знаний, двигательных умений и навыков, доступных и необходимых для занимающихся.

Кроссфит, как учебная и спортивная дисциплина, имеет ряд отличительных особенностей [1]:

во первых, разносторонний характер воздействия на организм студентов и развитие физических и специальных профессионально-прикладных качеств, способствующих повышению эффективности физической подготовленности;

во вторых, быстрота смены условий, приемов, обстановки, заставляют занимающихся мгновенно оценивать ситуацию, действовать находчиво, быстро, инициативно, проявлять самостоятельность в действиях;

в третьих, сочетание высокой эмоциональности и интенсивности выполнения движений поддерживается на фоне эмоционального напряжения, проявления сдержанности и самоконтроля;

в четвертых, соревновательный характер и дух соперничества, стремление превзойти в быстроте и точности действий, в технической и тактической изобретательности приучает занимающихся мобилизовать свои возможности для действий с максимальным напряжением сил и преодолевать трудности.

Основная целью кроссфита является совершенствование физических качеств занимающихся, улучшение работоспособности, а также развитие быстрой адаптации организма к смене нагрузок. В зависимости от таких целей занимающихся, как снижение веса, развитие выносливости или силы, увеличение мышечной массы, система занятий кроссфитом подразделяется на следующие направления [2]:

1) Метаболические тренировки, направленные на улучшение работы сердечно-сосудистой системы и выносливости – бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, прыжки на скакалке и т. п.

2) Гимнастика, способствующая улучшению контроля над собственным телом (весом), – подтягивания, отжимания обычные и с использование колец и брусьев, стойка на руках, приседания без веса, ходьба выпадами и т. д.

3) Работа с отягощениями, развивающая навыки по приложению силы к внешним объектам – тяжелая атлетика и пауэрлифтинг – приседания со штангой, жим штанги, становая тяга и т. д.

Следует отметить, что все эти направления тренировочной системы являются частями одного комплекса и выполняются поэтапно в течение недели. Тренировочные занятия кроссфитом подходят занимающимся любого уровня физической подготовленности. При этом, совершенствуется не только мышечная система человека, но и улучшаются функциональные показатели дыхательной, сердечно-сосудистой систем и адаптационные возможности организма в целом.

Экспериментальные исследования ряда авторов показывают, что кроссфит – многофункциональная спортивная дисциплина, которая является одной из наиболее актуальных, востребованных и эффективных методик общей физической подготовки студенческой молодежи [2, 3, 7]. Так, по результатам опроса, было выявлено, что основной целью занятий являются такие показатели, как развитие выносливости и других физических качеств, похудение, набор мышечной массы и другое.

Важной составляющей кроссфита является вариативность тренировочных занятий, то есть каждая тренировка имеет новую программу. В кроссфите это называется «workout of the day», или WOD – задание на день, которое является составной частью комплексной программы физической подготовки занимающихся [5].

Структура занятия по кроссфиту включают в себя:

общую разминку;

развивающий блок (развитие физических качеств);

15–20 минут высокоинтенсивной тренировки (совершенствование);

заминка (растяжка, стретчинг).

Для повышения мотивации занимающихся возможно применение соревновательного метода тренировки – подсчёт баллов и достижение различных уровней физической подготовки [4]. При этом основными правилами тренировочных занятий являются:

максимальная интенсивность выполнения физических упражнений;

частота тренировочных занятий;

минимальность или отсутствие отдыха;

изменение направления физических нагрузок на каждом занятии.

На тренировочных занятиях по кроссфиту используется различный спортивный инвентарь: гири, набивные мячи, гимнастические снаряды, канаты, кольца, скакалки, тренажеры для гребли и т.д.

Гимнастические упражнения также являются неотъемлемой частью тренировочных занятий по кроссфиту. Основными физическими упражнениями кроссфита являются:

приседания, выпады, жимы, рывки, становая тяга, взятие на грудь и др.;

элементы гимнастики, такие как отжимания, махи, пируэты, подъёмы корпуса, потягивания и т.д.;

упражнения на гимнастических снарядах (брусья, перекладина и др.).

Кроме того, существует и тяжелоатлетический вид физических упражнений. С данными упражнениями стоит быть аккуратнее, так как они требуют высокого уровня физической подготовленности занимающихся. Поэтому начинать необходимо с минимального количества подходов и повторений, а также использовать малые веса, постепенно увеличивая тренировочную нагрузку. К такому виду физических упражнений относятся тяги, жимы, рывки, толчки и подъемы на грудь из различных исходных положений (и.п.). Можно привести следующие примеры кроссфит-упражнений [5]:

«толчок» — подъём штанги с пола и жим над головой;

«бурпи» — начиная с и.п. стоя, быстро принять и.п. упор-лёжа и сделать одно отжимание, после чего быстро вскочить и выпрыгнуть вверх из приседа;

«рывок» — мощный рывок штанги с пола, под которую нужно «подсесть», а затем выжимать из приседа.

«трастер» — жим штанги с плеч, стоя, под которую нужно «подсесть», а затем выжимать над головой.

Пример одного из занятия по физической культуре в университете: 5 кругов по 5 упражнений (10 приседаний со штангой, жим штанги от груди стоя — 10 повторений, тяга штанги в наклоне — 10 повторений, отжимания от пола — 20 повторений, прыжки на скакалке — 30–60 секунд) [5].

Занятия по физической культуре, организованные по системе кроссфит, имеют значительные преимущества по сравнению с интервальной (круговой) тренировкой. Интервальная тренировка – тренировка, основанная на временной смене тренировочных станций, где на каждой станции выполняются физические упражнения (или специальное движение) на конкретную мышечную группу за определенный промежуток времени, целью которой является за ограниченный период времени подготовить организм к выполнению работы высокой интенсивности. Данный вид подготовки имеет строгое ограничение по времени (подхода, отдыха), количества кругов. В свою очередь, тренировочные занятия по кроссфиту – это минимальное использование спортивного инвентаря, это интерес занимающихся, это огромная вариативность физических упражнений, это эффективность тренировочных занятий не только с целью полноценного физического развития, но и с возможностью достижения любой цели занимающегося.

Однако, следует учесть, что кроссфит представляет собой набор высокоинтенсивных физических упражнений, выполняемых друг за другом сетами с максимальной отдачей. Поэтому физическая нагрузка, совершаемая на организм занимающихся во время занятий, не является достаточной для активизации всех групп мышц и требует строго индивидуального подхода с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья занимающихся. Студентов необходимо условно разделить по уровням подготовленности на занятиях с целью четкого контроля над дозированием тренировочной нагрузки. Также следует подобрать несколько видов физических упражнений одинаковой направленности в случае, если занимающиеся затрудняются с выполнением данного вида упражнения. Преподаватель (тренер) должен четко объяснить технику и способы выполнения тех или иных физических упражнений, что крайне важно для эффективности выполняемой тренировочной нагрузки.

Для достижения оптимального эффекта от занятий кроссфитом необходимо грамотно и физиологически обоснованно разработать структуру тренировочного занятия, подобрать необходимые комплексы физических упражнения, которые могли бы обеспечить эффективное воздействие на основные группы мышц.

Главный недостаток занятий кроссфитом – это тренировочные нагрузки, которые носят экстремальный характер, при этом сопровождаются повышенной травматичностью и риском сердечно-сосудистых осложнений [7]. Данный факт, чаще всего, связан с тем, что занимающиеся ориентируются не на технику выполнения упражнений, а на скорость их выполнения и большой вес отягощений, тем самым многократно увеличивая вероятность нанесения повреждений и негативных последствий для организма. Поэтому должен быть строгий контроль преподавателя (тренера) за выполнением тренировочных упражнений и техникой безопасности на занятиях физической культурой.

Кроссфит для подавляющего большинства спортсменов и любителей — это философия здорового образа жизни, включающая занятия спортивной деятельностью, правильное питание, использование разнообразных научно обоснованных диет, определенный объем знаний, мотивацию к саморазвитию и всестороннему самосовершенствованию. Сегодня программа кроссфит адаптирована не только для студенческой молодежи, но и для других слоев населения, активно занимающихся физической деятельностью. Необходимо отметить, что данная система тренировочных занятий максимально функциональна и вариативна.

По результатам экспериментальных исследований многих авторов научных статей доказано, что программа неспециализированной высокоинтенсивной подготовки «Кроссфит» положительно влияет на уровень физической подготовленности студентов [2, 3, 7].

При занятиях кроссфитом отмечается увеличение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, способствующее овладению знаниями современных подходов к организации физической подготовки, навыками и умениями самостоятельной физической тренировки. Занятия кроссфитом удовлетворяют многообразные потребности личности, выполнение которых позволяет развивать физические качества, двигательные умения и навыки, а также содействует удовлетворению таких социально значимых потребностей личности, как стремление к развитию, познанию, общению, положительным эмоциям, достижению конкретно поставленных целей, развитию волевых, нравственных и эстетических черт личности. И как следствие, данная система может существенно повысить показатели физической подготовленности студентов высших учебных заведений.

Также, необходимо отметить тот факт, что систематические тренировочные занятия, в том числе, и занятия кроссфитом, являются отличным средством профилактики таких пагубных привычек у подрастающего поколения, как курение, употребление спиртных напитков и психоактивных веществ.

Заключение. Следовательно, система занятий кроссфитом может являться адекватной альтернативой обычным занятиям физической культурой в высших учебных заведениях. Однако, необходимо учитывать характерные особенности тренировочной программы, индивидуальный подход к занимающимся, а также строгий контроль за четким дозированием физической нагрузки и техникой безопасности на занятиях. Только с учетом использования данных методических рекомендаций, программа тренировочных занятий «Кроссфит» будет оказывать оптимальный эффект на процесс физического воспитания в вузах, выраженный не только в совершенствовании физической подготовленности студентов, но и в повышении общей работоспособности и оздоровления современной молодежи.

Список литературы:

Абдуллина Р.Х. Использование высокоинтенсивного тренинга (на примере кроссфит) на занятиях физической культурой в вузе / Р.Х. Абдуллина, О.Л. Адова // Сб. статей междунар. научно-практ. конф. «Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения» (Сызрань, 28 мая 2016 г.): в 2 ч. Ч. 2 // Междунар. центр инновац. исследований «Омега Сайнс». – Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. – С. 93-95.

Вафина Л.М. Кроссфит как средство повышения эффективности процесса физического воспитания в ВУЗах / Л.М. Вафина, А.З. Гарипова // Психология, социология и педагогика. 2017.№2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/02/7747 (дата обращения: 01.10.2018).

Галимова А.Г. Обоснование содержания высокоинтенсивного многофункционального тренинга кроссфита / А.Г. Галимова, М.Д. Кудрявцев, В.А. Глубокий, Г.Я. Галимов // Вестник БГУ, 2017. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru /article/n/obosnovanie-soderzhaniya-vysokointensivnogo mnogofunktsionalnogo -treninga-krossfita (дата обращения: 09.12.2018).

Зиамбетов В.Ю. Кроссфит как способ повышения эффективности физической подготовки студентов вуза / В.Ю. Зиамбетов, Ю.С. Астраханкина // Молодой ученый, 2016.№7. С. 1061-1063. URL https://moluch.ru/archive/111/27862/ (дата обращения: 28.01.2019).

Зиннатнуров А.З. Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в вузе / А.З. Зиннатнуров, И.И. Панов // Известия ТулГУ. Физическая культура: Спорт, 2014. –№1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krossfit-kak-napravlenie-sovershenstvovaniya-protsessa-fizicheskogo-vospitaniya-v-vuze (дата обращения: 09.12.2018).

Красовская В.И. Традиционные и инновационные образовательные технологии в образовании «Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии» / В.И. Красовская, Г.В. Ханевская // Материалы международной научно-практической конференции 07.03.2013г. Изд-во ФГАОУ ВПО РГППУ: Екатеринбург. – С.165.

Тимохина Н.В, Кроссфит тренировки на занятиях по физической культуре со студентами 3-4 курсов, вред или польза / Н.В. Тимохина, Я.С. Калугина // Наука 2020, 2017. – №3 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krossfit-trenirovki-na-zanyatiyah-po-fizicheskoy-kulture-so-studentami-3-4-kursov-vred-ili-polza (дата обращения: 10.12.2018).

Ханевская Г.В. Кроссфит как форма проведения занятий по физической культуре в высших учебных заведениях / Г.В. Ханевская, В.Ю. Сметанина // Символ науки, 2016. – №5-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krossfit-kak-forma-provedeniya-zanyatiy-po-fizicheskoy-kulture-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah (дата обращения: 02.12.2018).

Просмотров работы: 524