СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность нашего исследования обусловлена увеличением числа подростков - девиантов, ростом детской делинквентности, как следствия такого поведения, а также недостатком сформированных институтов по воспитанию подростков с отклонениями от общепризнанных мерок. На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. В подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера, ведущим для подростка становится общение, но это и возраст когда вероятнее всего могут возникнуть различные девиации. Девиантное поведение, которое понимается как нарушение социальных норм, приобрело массовый характер и привлекает внимание медиков, социологов и работников правоохранительных органов.

Анализ литературы (Кон И.С., Личко А.Е., Беличева С.А, Буянова М.И., Львова М.В., Дубровина И.В. и других исследователей) показал, что в последние годы интерес к данной проблеме значительно возрос, поэтому возрастает необходимость более тщательного исследования данной проблемы и поиска эффективных мер ее предупреждения и коррекции.

Рассмотрев подходы ученых к определению понятия «дeвиaнтное поведение» мы пришли к выводу о том, что однозначной позиции не существует: его определяют как поступок, действия человека и без своевременной педагогической помощи может привести к дальнейшему закреплению различных форм дeвиaнтного поведения (С.А. Беличева, И.А. Невский, Н.Е. Щуркова); это негативная реакция на неудовлетворенность ребенка связями с окружающей средой (А.С. Белкин); оно характеризуется наличием сленга, символики и т.п. (Ю.А. Клейберг).

Анализ литературы показал, что девиантное поведение представителями различных наук трактуется как нарушение социальных норм. В своей работе мы взяли за основу определение, которое дает И.С. Кон: «девиантное поведение - система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы [5]».

Причины и факторы появления дeвиaнтного поведения подростков многообразны и неоднозначны. К основным факторам относят: биологические; психологические; социально-психологические факторы, которые выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания.

Задачей социального педагога при работе с подростками – девиантами является установка доверительных отношений и способствование их развитию, а также создание благоприятных условий для саморазвития и становления самосознания.

Деятельность социального педагога с подростками девиантного поведения в условиях школы будет успешной, если он построит свою работу по направлениям: работа с самим подростком; работа с семьей девиантного подростка; работа с педагогическим коллективом; взаимодействие с другими органами и учреждениями, занимающимися вопросами коррекции девиантного поведения подростков.

В зависимости от решаемой проблемы и характера помощи, социальный педагог формирует систему действий, включающую его самого и тех людей, с которыми он сотрудничает в процессе решения конкретных задач.

Большое внимание социальный педагог в работе с данной категорией уделяет профилактике и коррекции девиантного поведения, при этом предотвращение является ведущим направлением.

В нашем исследовании мы выявили подростков с девиантным поведением и провели с ними комплекс мероприятий, который включал и работу с родителями.

Социально - педагогическая работа с родителями носила информационно - просветительский характер и проходила в форме тематических родительских собраний с привлечением специалистов.

Для подростков был организован лекторий, который состоял из ряда лекций по темам: «Нет наркотикам!», «Последствия алкоголизма», «Умеем ли мы общаться?» и др. Кроме этого проведены тематические классные часы: «Самопознание - что это?», «Профилактика вредных привычек», «Ценности нашего времени», «Куда пойти учиться?».

Для эффективного воздействия на факторы, способствующие формированию девиантного поведения, мы привлекали специалистов (медиков, представителей МВД), использовали активные формы вовлечения детей подросткового возраста в различные виду досуговой работы и помогали правильно организовать свободное время.

Список использованной литературы:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 221с.

2. Коэн А. Исследования проблемы социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций, учебное пособие для ВУЗов. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штилова - М: «Владос», 1999. - 430 с.

4. Клейберг ЮЛ. Психология девиантного поведения. М., 2001.

5. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1989.

Просмотров работы: 44