ПРОФИЛАКТИКА ЗРЕНИЯ. БЛИЗОРУКОСТЬ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФИЛАКТИКА ЗРЕНИЯ. БЛИЗОРУКОСТЬ.

Смирнова Д.Р. 1, Мищенко И.В. 1
1 Северный (Арктический) Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последнее время число лиц, страдающих проблемой заболевание зрением, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек.

Близорукость присуща в основном молодым. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение, работа за компьютером), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях.

Если вовремя не принять меры, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие - к частичной или полной утрате трудоспособности.

Близорукость может быть врождённой, а может появиться со временем, иногда начинает усиливаться — прогрессировать. При высокой степени близорукости — постоянная коррекция, величина которой для «дали» и для «близи» определяется по переносимости. Если очки недостаточно повышают остроту зрения, рекомендуется контактная коррекция. Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно, достигает высоких степеней до 30.0-40.0 дптр.(диоптрий), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной – миопической болезнью. Постоянно прогрессирующая миопия – всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Большинство мероприятий индивидуальной профилактики близорукости или ее прогрессирования должны быть направлены на улучшение режима и условий занятий и отдыха детей и взрослых. Только правильное распределение занятий и отдыха в течение дня в соответствующих норме санитарно-гигиенических условиях, отведение достаточного времени для прогулок и занятий спортом, нормального сна создают оптимальные условия для работы органа зрения детей, благотворно влияют на организм и являются мерами профилактики близорукости.

Профилактика близорукости или ее прогрессирования должна начинаться с выяснения наследственности и определения клинической рефракции у детей до года, но не позже 1—2 лет жизни. У всех детей необходимо ежегодно проверять остроту зрения, а при показаниях и клиническую рефракцию. Кроме того, следует следить за правильной посадкой детей во время рисования, лепки, чтения как дома, так и в детских садах и школах, а также правильностью освещения. Обучение правильной посадке школьников при чтении и письме должно с одинаковой настойчивостью проводиться как в дошкольных учреждениях, так и в школе, и дома.

Несколько простых советов по профилактике близорукости:

1. Если человек вынужден длительно заниматься или читать, необходимо делать между 40-минутными занятиями 5—10-минутные перерывы. При чтении желательно, чтобы книга не лежала на столе, а стояла на подставке.

2. При зрительной утомляемости следует несколько раз в день по 2—3 мин проделывать простое упражнение с меткой на стекле. Встать перед окном, предварительно поместив на стекло маленькую бумажную метку. Посмотреть на нее, затем перевести взгляд на какой-нибудь предмет за стеклом, задержать на нем взгляд в течение нескольких секунд. Затем опять посмотреть на метку на стекле и снова вдаль. Повторить это упражнение несколько раз.

3. Еще одно простое упражнение: голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вверх, вниз. Нужно непрерывно следить за ним глазами.

Эти упражнения не займут много времени, но помогут снять зрительное напряжение и предотвратить возникновение спазма аккомодации, миопии.

Лечение миопии, как и любого заболевания, зависит от многих факторов и подразделяется на два основных метода:

1) консервативный (ношение очков, правильный режим зрительной работы, режим питания, профилактические упражнения для снятия усталости глаз);

2) хирургический.

Близорукому человеку для существования в нашем современном обществе необходимы очки. К сожалению, они не в состоянии остановить развитие настоящей миопии, но способны избавить глаз от напряжения зрения при взоре вдаль, следовательно, и от дальнейшего быстрого ухудшения зрения. Таким образом, очки являются не только средством для улучшения зрения, но и терапевтическим средством. В наше время существует еще один метод улучшения зрения – контактные линзы, жесткие и мягкие (для взрослых).

Хочется заметить, что миопия опасна не тем, что человеку приходится носить очки, тем более что миопия слабой и средней степени (до 3—4Д) вообще считается в некоторых научных кругах оптимальной рефракцией (таким пациентам в старости и пожилом возрасте не приходится пользовать очками для чтения, иногда наоборот – они совсем снимают очки, которые носили всю жизнь). Миопия опасна прежде всего своими осложнениями. В связи с высокой степенью миопии (свыше 6,0Д) могут возникать кровоизлияния на сетчатке, отслойка сетчатки, дистрофические изменения, которые могут привести к потере зрения вообще. Провоцирующими факторами могут быть тяжелые физические нагрузки, роды, стрессы, травмы и др.

Создание специального режима зрительной работы заключается прежде всего в правильном пользовании очками, обеспечении хорошего освещения, удалении рассматриваемых при работе предметов на возможно большее расстояние от глаз, правильного соотношения между аккомодацией и конвергенцией.

Игра в бадминтон через сетку и без нее, в течение 15- 20 мин.

В целях подкрепления своей работы точными данными, было проведено исследование - опрос по выявлению оценки остроты зрения среди студентов 1 курса ВИШ. В опросе приняли участие 40 человек, из них – 20 девушек и 20 юношей в возрасте 17-18 лет. 22 человека (55) - имеет нормальное зрение, а 18 человек (45) - близорукость. Ни у кого не выявлено дальнозоркости, так как в большинстве она присуще более старшему поколению (ухудшение зрения с возрастом). Среди 45% с близорукостью: 11человек (27,5%) - девушки, 7 человек (17,5%) - юноши, а среди 55% с хорошим зрением: 9 человек (22,5%) - девушки, 13 человек (32,5%) - юноши. Среди опрошенных с близорукостью, большинство носят очки 30%, 7,5%- носят линзы и 7,5% - нет необходимости в очках/линзах.

Рисунок 1. Процентное соотношение выбора причин ухудшения зрения среди студентов ВИШ

Согласно проведенным исследованиям, 48% студентов имеют нормальное зрение на протяжении всего времени обучения. У 22% не наблюдалось отрицательной динамики (при этом 16% имеют миопию слабой степени, 6% — миопию средней степени). У 23% студентов за время обучения миопия усилилась в пределах 1 дптр, у 7% — более чем на 1 дптр.

Если вы замечаете, что все вокруг, за исключением ближайших предметов, расплывается и колеблется, не желая принимать четкие очертания, значит, у вас, скорее всего, близорукость. Причина близорукости заключается в том, что в напряженном состоянии находятся косые мышцы, опоясывающие глазное яблоко. В тот момент, когда вы смотрите на близкие предметы, эти мышцы сжимаются, но не могут расслабиться тогда, когда вам нужно посмотреть вдаль. Чтобы этого избежать, нужно следить за состоянием своих глаз, хотя бы ходить к офтальмологу. Наше зрение очень хрупко, но очень важно. Мы сначала видим картинку, а только потом все остальное. Глаза – это основной открыватель мира. Когда вы научитесь расслаблять глаза, вам наверняка захочется доставить им удовольствие. А что может доставить глазам большую радость, чем созерцание любопытных вещей

ЛИТЕРАТУРА:

Большой медицинский энциклопедический словарь. Под ред. Н. Трофимовой. – М.: Эксмо, 2006. – 768 с.: ил.

Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан. Занятия физкультурой при близорукости. – М., 1983.

Д. Робсон. Откуда берется близорукость [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bbc/com/russian/science/2015/01/150129_vert_fut_why_are_we_short_sighted (Дата обращения: 25.10.2018).

Просмотров работы: 2