БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АЗОТА ДЛЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АЗОТА ДЛЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Бектурганова Д.Р. 1, Дейнеко К.А. 1, Пашкова Е.В. 1
1Ставропольский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Азот является элементом, необходимым для существования животных и растений, он входит в состав белков (16—18 % по массе), аминокислот, нуклеиновых кислот, нуклеопротеидов, хлорофилла, гемоглобина и др. В связи с этим значительное количество связанного азота содержится в живых организмах, «мёртвой органике» и дисперсном веществе морей и океанов. Это количество оценивается примерно в 1,9•1011 т. Сине-зеленые водоросли усваивают газообразный азот из атмосферного воздуха. Растения добывают азот из почвы в виде растворимых нитратов и соединений аммиака.

Основная функция и способность азота – образовывать пептидные связи и формировать все разнообразие белков, а также участвовать в составе множества биологически активных гетероциклов. Азот необходим всем живым организмам для синтеза азотсодержащих строительных блоков - аминокислот, из которых образуются белки и нуклеиновые кислоты.

Азот в виде аминогруппы -NH2 входит в состав различных биолигандов, играющих огромную роль в процессах жизнедеятельности (аминокислоты, нуклеотиды, нуклеиновые кислоты).

Физиологическая роль азота в организме ассоциируется, прежде всего, с белками и аминокислотами, их метаболизмом, участием в жизненно-важных процессах и влиянием на эти процессы. Аминокислоты являются исходными соединениями при биосинтезе гормонов, витаминов, медиаторов, пигментов, пуриновых и пиримидиновых оснований и т.д. Белки в пересчете на сухой вес составляют 44% от массы тела.

Изменения в содержании белков и аминокислот, расстройства их метаболизма могут быть вызваны различными причинами. Среди этих причин – их недостаточное (или избыточное) поступление, нарушение переваривания и всасывания белка в желудочно-кишечном тракте, расстройство процессов экскреции азота и его соединений. Интегральным показателем состояния белкового обмена является азотистый баланс, т.е. разница между количествами азота, поступающего извне и выводимого из организма за сутки. Сдвиги в обмене белков сопровождаются разнообразными клиническими проявлениями. Известны многочисленные аминоацидопатии – последствия нарушения промежуточного обмена аминокислот (фенинилаланина, лейцина, валина и др.).

В последние годы оксид азота (NO) воспринимается как один из важнейших иммунотропных медиаторов. NO синтезируется из аминокислоты L-аргинина в присутствии фермента NO-синтетазы. Главным источником и местом образования NO в организме является эндотелий, общая масса которого в теле человека достигает 1,5 кг.

Функции оксида азота в организме весьма многообразны. NO участвует в поддержании системной и локальной гемодинамики, способствует снижению повышенного тонуса гладкой мускулатуры сосудов и обеспечивает поддержание нормального уровня артериального давления. NO выступает в роли нейротрансмиттера в желудочно-кишечном тракте, мочевыводящей и половой системе, активируя цГМФ. При иммунном ответе NO является стимулятором фагоцитоза и киллинга внутриклеточных паразитов. При сепсисе, под влиянием цитокинов, происходит высвобождение NO в больших количествах, что способствует развитию септического шока. Оксид азота играет важнейшую роль медиатора, в патогенезе бронхиальной астмы, хронического гломерулонефрита, туберкулеза, рассеянного склероза, болезни Крона, различных опухолей, а также СПИДа.

Благодаря способности NO инактивировать Fe-содержащие ферменты, происходит гибель внутриклеточных микроорганизмов, жизнедеятельность которых зависит от присутствия железа и других биоэлементов.

Список литературы:

Волосова Е.В., Безгина Ю.А., Пашкова Е.В., Шипуля А.Н., Глазунова Н.Н., Мазницына Л.В. Использование ТСО в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин / В сборнике: Образование. Наука. Здоровье - 2017 сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Ставропольский государственный аграрный университет. 2017. С. 3-5.

Романенко Е.С., Дергунова Е.В., Францева Н.Н. Информатизация химии в высших учебных заведениях // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 2 (6). С. 8-10.

Шипуля А.Н., Безгина Ю.А., Волосова Е.В., Пашкова Е.В. Курс лекций по органической химии : Учебное пособие / Ставрополь, 2014.

Волосова Е.В., Безгина Ю.А., Пашкова Е.В., Шипуля А.Н. Исследование оптическими методами биоматериалов с химически иммобилизованными в их структуру ферментами класса протеаз / В сборнике: Применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК 2016. С. 74-75.

Шипуля А.Н., Безгина Ю.А., Волосова Е.В., Пашкова Е.В. Химия : рабочая тетрадь / ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет». Ставрополь, 2016.

Брыкалов А.В., Некольченко Л.А., Романенко Е.С., Кривошеев Н.В., Шипуля А.Н., Безгина Ю.А., Плющ Е.В., Глазунова Н.Н., Горохова С.Г., Головкина Е.М. Совершенствование методики обучения и активизации учебно-исследовательской работы студентов на кафедре химии и защиты растений / В сборнике: Информационные и коммуникационные технологии и активизация учебного процесса в вузе Ставрополь, 2005. С. 20-22.

Брыкалов А.В., Плющ Е.В. Синтез и исследование сорбентов с ионообменными и гидрофобными свойствами // Успехи современного естествознания. 2004. № 7. С. 42.

Романенко Е.С., Дергунова Е.В., Волосова Е.В., Францева Н.Н. Преподавание химии по новым инновационным технологиям / В сборнике: Совершенствование учебного процесса в высшей школе на основе инновационных методов обучения Сборник научных трудов по материалам научно-методической конференции. 2012. С. 91-92.

Шипуля А.Н., Безгина Ю.А., Волосова Е.В., Пашкова Е.В. Физическая и коллоидная химия: рабочая тетрадь / ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет». Ставрополь, 2016.

Брыкалов А.В., Романенко Е.С., Некольченко Л.Н., Кривошеев Н.В., Шипуля А.Н., Горохова С.Г., Плющ Е.В., Гудиев О.Ю. Вопросы совершенствования организации самостоятельной работы студентов по химическим дисциплинам / В сборнике: Информационные и коммуникационные технологии и их роль в активизации учебного процесса в вузе 66-67 научно-практическая конференция. 2004. С. 24-26.

Шипуля А.Н., Волосова Е.В., Безгина Ю.А., Пашкова Е.В. Обучение химии иностранных студентов / В сборнике: Образование. Наука. Здоровье - 2017 сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Ставропольский государственный аграрный университет. 2017. С. 125-127.

Шипуля А.Н., Безгина Ю.А., Волосова Е.В., Пашкова Е.В. Химия : рабочая тетрадь / Ставрополь, 2015.

Просмотров работы: 4081