ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»

Жеенкулова К.Т. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время превратилась в актуальную. Отражение необходимости повышения финансовой грамотности граждан лежит в основе нормативных документов. В 2018 году появился ряд основополагающих документов, которые закрепили серьезность намерений государственной власти повысить финансовую грамотность населения. Это — «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ» и «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года», где финансовая грамотность рассматривается как ресурс и условие развития страны [7].

Начинать работу по формированию основ финансовой грамотности детей необходимо с дошкольного возраста, так как данный период является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально—правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» [9].

Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования. Несмотря на то, что экономическое воспитание дошкольников за рубежом имеет длительную историю Д. Лассар, Б. ПэрэД. Фридман, Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон и др., в России внимание на экономическое воспитание дошкольников было обращено в последнее двадцатилетие.

Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.

Позднее идею раннего ознакомления ребенка с деньгами изучали Г.Л. Магилевская. Г.А. Острикова. И.А. Сасова, А.Ф. Аменд, Е.Е. Парамонова, А.А. Нуртдинова, В.А. Кузьменко, А.А. Горчинская, Г.А. Бордовский, Г.Э.Королёва и др. Исследования А.Д. Шатовой посвящены изучению возможностей экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом комплексного подхода, представляющего собой синтез нравственного, трудового, экономического аспектов образования. В исследованиях А.Д. Шатовой, А.А. Смоленцовой, Л.Н. Галкиной выделены основные подходы к реализации задач экономического образования детей дошкольного возраста [10]. Однако потенциал клубного часа как средства формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста используется в меньше степени, а эта форма очень интересна и эффективна.

Анализ существующих исследований позволяет различить понятия «экономическое воспитание» и «финансовая грамотность».

В пособии Галкиной экономическое воспитание трактуется как формирование заинтересованного отношения у детей к экономическим знаниям, умениям, к труду, его результатам, ко времени, к природной среде, к денежным средствам и т.д. и выявление этого отношения в конкретной деятельности, которая представляет собой способ участия в экономической жизни общества [2].

В Экономическом словаре дается такое определение понятию экономическое воспитание: «организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания учащихся, в процессе осуществления которой они усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил, производственных отношениях, действующем хозяйственном механизме [1].

Различные трактовки определения финансовой грамотности представлены в работах отечественных и зарубежных ученых. В фокус современных исследований финансовая грамотность населения попала сравнительно недавно: за рубежом — с конца ХХ века, в России — с начала XXI века [Акентьев Р.]. На сегодняшний день нет общепринятого научного определения понятия «финансовая грамотность».

А.В. Зеленцова характеризует финансовую грамотность как «способность физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные финансовые решения» [4].

Л.Ю. Рыжановская формулирует рассматриваемое понятие следующим образом: «Способность принимать осознанные решения в отношении использования личных финансовых ресурсов и управления такими ресурсами» [8].

О.Е. Кузина пишет: «Финансовую грамотность принято определять, как знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий» [6].

М.Ю. Шевяков дает следующее определение: «Способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности» [11].

Существует значительное количество определений понятия «финансовая грамотность». На наш взгляд наиболее охватывающее и точное определение рассматриваемого понятия формулирует М.Ю. Шевяков: «Способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности».

Исходя из всех вышеизложенных определений понятию «финансовая грамотность», можно сделать вывод, о том, что основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста это совокупность знаний и установок ребенка в сфере финансового поведения, необходимых для решения жизненных задач.

По мнению А.Д. Шатовой, «смысл работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно —развивающая среда» [10].

Педагогу дошкольного образования необходимо знать, что в процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Необходимость формирования позитивных установок отражена в ФГОС ДО. В образовательной области «Познавательное развитие» предусмотрено «формирование позитивных установок к различным видам труда…» [12].

Педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог — ребенок — родитель» при наличии специально созданной предметно — пространственной среды.

Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом. В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях. Упражнения такого рода могут быть репродуктивными, основанными на воспроизведении способа действия, полностью регламентируемого педагогом в виде образца, предписания, инструкции, правила, алгоритма, определяющего, что и как надо делать (технология изготовления продуктов труда), и продуктивные упражнения, которые характеризуются тем, что способ действия дети должны полностью или частично открыть сами (например, придумать способ безотходной технологии приготовления блюда из картофеля и др.).

Изучив психолого-педагогическую литературу по поставленной проблеме, мы сделали вывод о разнообразии форм и методов формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного. Вместе с тем, в нашей работе мы предлагаем педагогическую технологию «Клубный час».

Педагогическая технология «Клубный час» предложена Н.П. Гришаевой. Она заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу [3].

Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Основные цели «Клубного часа»:

воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

учить детей ориентироваться в пространстве;

воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

поощрять попытки ребенка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;

помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1) тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренник часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.

2) организационные моменты «Клубного часа»;

3) периодичность и длительность «Клубного часа»;

4) правила поведения детей во время «Клубного часа»

5) порядок начала программы «Клубного часа» [3].

Обогатить проведение клубного часа по формированию основ финансовой грамотности детьми более сложным содержанием помогут сюжетно-ролевые игры, наглядно-иллюстративный материал, например, «Оптовичок», «Супермаркет», «Турагентство», «Дороже – дешевле», «Семейный бюджет», лабиринт «Найди невыключенный прибор», карта-схема «Путешествие в городе» и другие [5].

Например, обыгрывание сюжетно–ролевой игры «Поход в магазин» во время клубного часа, – может являться своеобразной эффективной шкалой правильного обращения с деньгами. Это тренирует различные навыки: самостоятельность, самоконтроль, внимательность, навыки счета, навыки общения. Сложить цены, не проворонить сдачу, не забыть товар в магазине – это хорошие стимулы для развития качеств дошкольника.

Таким образом, анализ психолого-педагогической, научно-экономической литературы и исследований в области экономического воспитания позволяет отметить наличие значительного числа работ по данной проблеме, затрагивающих начальное, среднее и высшее звено системы образования.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки в финансовой деятельности. Однако, педагогическая технология «Клубный час» является, на наш взгляд, эффективным средством по формированию основ финансовой грамотности дошкольников, способствующая пониманию детей о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений.

Список литературы:

1.Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст]. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

2.Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд– во Челяб. гос. пед. ун– та, 2015.  89 с.

3.Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст] / Н.П. Гришавева. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184 с. – (Тропинки).

4.Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Текст] / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.- 2012. – 112 С.

5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические [Текст] / авт. –сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

6.Кузина, О.Е. Финансовая грамотность молодежи [Текст] / О.Е.Кузина // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4 (92). С. 157-177.

7.Подболотова М.И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2015. — №4. — С. 83 —91. — Режим доступа: https://elibrary.ru

8.Рыжановская, Л.Ю. Финансовая грамотность как элемент человеческого капитала и фактор социально-экономического развития [Текст] / Л.Ю. Рыжановская // Финансовый журнал. 2010. № 4. С. 151 -158.

9.Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. — 2018. — №12. — С.22— 26. — Режим доступа: http://dovosp.ru

10.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 255 с.

11.Шевяков, М.Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности [Текст] / М.Ю. Шевяков, Н. Евсеева // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. 2011. № 1 (10-11). С. 30-35.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

Просмотров работы: 313