Социальная инженерия: манипулирование сознанием людей посредством использования IT-технологий. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Социальная инженерия: манипулирование сознанием людей посредством использования IT-технологий.

Ниязбакиев И.И. 1, Новикова А.А. 1
1Тобольский индустриальный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сейчас, интернет - объединение миллиардов информационных ресурсов в виде информационных, новостных, развлекательных, игровых, медиа и других порталов. Объединение множества мыслей людей. В силу своей глобальности, легкости использования, доступности Интернет стал некой отдушиной, способом время провождения, заработком и местом применения техник манипулирования, более эффективного, чем телевидение, поскольку большая часть молодёжи предпочитают интернет. «Возрастное» поколение, имеющее недостаточный опыт пользования современными ресурсами также подвержены разнообразным видам манипулирования.

При наличии особых навыков, например: красноречие, знание психологии и социологии, тактичность, умение пользоваться современными информационными технологиями и т.п., активные пользователи могут воздействовать на массы людей через свои сайты, блоги, форумы, статьи.

Существуют следующие средства манипулирования: интернет, телефон (сотовая связь), рекламные трюки, электронная почта и т.д., а также метод социальной инженерии.

Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения. Как это работает? - Создается определенная проблема, некая «ситуация», которая направлена на то, чтобы вызвать у людей реакцию, необходимую манипулятору.

Обратная социальная инженерия. Как это работает? Жертва манипулирования сама предлагает злоумышленнику нужную ему информацию. Почему? Лица, обладающие авторитетом в технической или социальной сфере, часто получают то, что им нужно, т.к. никто не сомневается в их порядочности.

Использование человеческих качеств людей: доверчивость, наивность, любопытство, жалость и т.д.

Игра на эмоциях, чувствах людей

Привлечение внимания, «рыбная ловля». В результате вашей неосторожности, неосознанности Вы можете попасть на уловку манипулятора.

«Навешивание ярлыков». Манипулятор сознательно оскорбляет человека или другой иной объект обсуждения. И от количества негативной информации окружающие воспринимают предмет или объект обсуждения негативно.

Попадаясь на подобные техники манипулирования в Интернете, люди рискуют быть использованными. Каков механизм воздействия? В интернете нас могут обмануть мошенники, играя на человеческих качествах людей и не только. Это и потеря финансов, и личных данных. В результате доверчивости, неосторожности и (или) невнимательности, Ваш компьютер, телефон, профиль в социальных сетях, электронная почта могут попасть под управление злоумышленников, участвовать в кибер-атаках, рассылке той или информации или в других целях, о которых Вы не имеете представления.

С целью выявления проблемы манипулирования сознанием людей, было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие жители города Тобольска в возрасте от 13 до 55 лет, всего было опрошено 55 респондентов (рис. 1).

 

Рисунок 1. Возрастная категория опрошенных респондентов

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что респонденты в возрасте от 17 до 35 лет менее подвержены манипулированию в интернете, нежели опрошенные респонденты в возрасте от 13 до 16 и от 33 до 55 лет (рис.2).

Рисунок 2. Оценка подверженности манипулированию

Рисунок 3. Мнение респондентов о причинах манипуляции

По мнению респондентов, самыми частыми причинами манипулирования в интернете является неосознанность, неосторожность, невнимательность и использование человеческих качеств (доверчивость, наивность, любопытство и т.д.).

Рисунок 4. Оценка времяпровождения в интернете

Данные, представленные на рис.4 позволяют увидеть когорту самой активной возрастной категории в интернете.

Анализ результатов исследования позволяют сделать вывод, что целью манипулирования является аудитория от 13 лет до 31 гола, поскольку именно они являются самыми активными пользователями. Люди от 13 до 16 лет и люди старше 50 лет, в связи с неопытностью пользования интернет-технологиями, доверчивостью в большей степени подвергаются манипулированию через интернет. Возрастная когорта от 17 до 35 лет более осторожна и мудрее, и почти не подвергаются манипулированию через интернет.

Рекомендации, направленные на защиту от средств манипулирования сознанием людей:

Контролировать эмоции, которые пытается вызвать у вас манипулятор.

Быть бдительным и осторожным, находясь в среде «интернет».

Вести мониторинг разновидности атак манипуляторов, механизм их воздействий.

Популяризировать тренинги психологической устойчивости к манипулированию.

Список использованной литературы:

1. М. В. Кузнецов, И. В. Симдянов Социальная инженерия и социальные хакеры — СПб.: БХВ-Петербург, 2007. — 368 с.: ил. ISBN 5-94157-929-2

2. Н.Я. Ефремова Манипулирование сознанием человека в рамках виртуальной реальности// Вестник ВГУЭС. Территория новых возможностей [электронный источник]. Издательство: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, 2012. - 223 с. - url: http://science.vvsu.ru/files/095942E7-1FCD-4FF2-B1F5-B0CCA6558105.pdf. ISSN 2073-3984. -С.61-68.

3. О.Г. Ламинина Возможности социальной инженерии в информационных технологиях// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки [электронный источник]. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью Наука и образование, Краснодар, 2017, -148 с. - url: http://online-science.ru/userfiles/file/8gxqvk4jrnmhbx3dqi7z9fl2thr0niwe.pdf. ISSN 2220-2404. -С21-23.

Просмотров работы: 146