Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сачкова А.Х. 1, Овсянникова Е.А. 1
1МГТУ им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы. Дошкольный возраст является подходящим этапом для закладывания основ гармоничного развития ребенка, формирования личности. Однако на современного ребенка в ситуациях социальной нестабильности влияет немало отрицательных факторов, которые ведут к увеличению количества детей, имеющих страхи. Это такие страхи, как боязнь смерти, темноты, одиночества, болезней и так далее. Сам по себе страх считается продуктивной, стимулирующей к развитию, эмоцией. Любой ребенок, развивающийся в норме, должен бояться. Однако существует грань, за которой обычный страх может превратить ребенка в невротика. Поэтому, проблема изучения вариантов преодоления страхов у детей, является актуальной уже на протяжении не одного десятка лет.

Многие авторы рассматривают возможность коррекции страхов у малышей различными методами, однако, до сегодняшнего дня, малоизученным остается вопрос о возможности преодоления данного симптомо-комплекса у дошкольников методом сказкотерапии.

Современные исследователи (А.И. Захаров, A.M.Прихожан, В.К. Вилюнас, Г. Эберлейн и др.) утверждают, что с помощью сказкотерапии можно преодолевать такие проблемы детей, как нарушения самооценки, трудности в общении и так далее. Особую эффективность сказкотерапии авторы видят в работе с детьми дошкольниками. Это ученые связывают с тем, что у детей хорошо развит механизм идентификации, который является обязательным условием развития гибкости поведения, умения рассматривать проблемы с различных аспектов. Именно поэтому метод сказкотерапии используют при ведении коррекционной работы по борьбе с детскими страхами. Между тем в психологической литературе мало внимания уделяется гендерному аспекту преодоления страхов у дошкольников, нет разработок для практических психологов по проблеме коррекции и преодоления страхов у представителей различных полов.

В связи с вышеизложенным, можно сформулировать противоречие между возможностями дошкольного детства в преодолении детских страхов и отсутствием методических разработок по проблеме коррекции страхов у мальчиков и девочек посредством сказкотерапии.

Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: Каковы приемы коррекции детских страхов с помощью сказкотерапии?

Анализ исследований и публикаций. Многоплановый анализ проблемы детских страхов представлен в работах отечественных и зарубежных ученых: З. Фрейда,Р.В. Овчаровой, А.И.Захарова и других ученых. Авторы изучали природу детских страхов, причины и особенности их проявления в дошкольном возрасте.

По мнению А.И. Захарова, страхи – это «ощущение беспокойства либо тревоги, возникающие в ответ на реальную либо воображаемую угрозу».

Изучая природу детских страхов, ученые выделили возрастные особенности проявления данного симптомо-комплекса. Например, в 2-3 года, многие малыши боятся темноты и животных, в 3-4 года – сказочных героев и насекомых, в 5-6 лет – катастроф и пожаров.

Рассматривая вопрос о методах преодоления страхов, мы изучили возможности сказкотерапии в коррекции данного симптомо-комплекса.

Мы выяснили, что на сегодняшний день у специалистов термин сказкотерапия вызывает неоднозначные ассоциации. Например, для одних –это лечение сказками, для других эффективный способ коррекции различных отклонений в поведении и развитии малыша.

Нам ближе всего показалось определение, Т.Д. Зинкевич Евстигнеевой, по мнению которой «сказкотерапия» это «набор способов передачи знаний о социальной реализации человека, сообразной его духовной природе».

Психологи (Т. Д. Зинкевич Евстигнеева, Т.М. Грабенко) метод сказкотерапии рекомендуют использовать при ведении коррекционной работы с агрессивными, тревожными либо застенчивыми малышами. Однако, по нашему мнению, с помощью сказки можно не только преодолевать нарушения самооценки, трудности в общении, но и бороться с таким сомптомо-комплексом, как детские страхи.

Таким образом, в результате анализа литературы мы пришли к выводу, что у специалистов сказкотерапия вызывает различные ассоциации. Для одних – это лечение сказками, а другие считают, что это прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни. Мы выяснили, что возможности использования метода сказкотерапии для коррекции страхов у дошкольников изучались различными авторами, однако, гендерный аспект проблемы остался малоизученным. Таким образом, мы смогли сформулировать цель работы.

Цель работы: Изучение метода сказкотерапии как способа коррекции детских страхов.

Таблица1. Критерии и методики исследования

Критерии

Методики

1

Количество страхов

А.И. Захаров, М.А. Панфилова «Страхи в домиках»

2

Преобладающий страх

3

Интенсивность

А. И. Захаров « Мои страхи»

Сначала мы провели методику Захарова А.И. и Панфиловой М.А «Страхи в домиках» с целью выявления общего количества страхов у детей.

В результате эксперимента выяснилось, что у 60% детей количество страхов превышает норму. Из 10 участников исследования самое большое количество страхов –16 страхов выявлено у одного мальчика, а по 13 страхов у двух девочек и одного мальчика.

Наиболее часто у детей данного возраста встречается страх собственной смерти и смерти родителей, также частотны, оказались страхи пожара и войны, стихии, транспорта, то есть страхи из группы причинения вреда собственному здоровью. Реже у детей проявляются пространственные страхи – глубины, высоты, страх замкнутого пространства, а также страх больших улиц.

Далее нами была проведена проективная методика «Мои страхи» А.И Захарова. Суть методики заключается в том, что после предварительной беседы, целью которой является актуализация воспоминаний малыша о том, что его пугает, ребенку предлагается на листе бумаги с помощью цветных карандашей нарисовать его страхи.

В результате мы выделили преобладающие страхи: оказалось, что девочки больше всего боятся пожара, темноты и животных; мальчики –смерти, темноты и злых героев.

Мы проанализировали специальную литературу Ионовой Н. В., по проблеме применения сказкотерапии, и выяснили, что существует множество вариантов использования данного метода на практике.

Опираясь на результаты собственного эксперимента и исследования Т.Д. Зинкевич Евстигнеевой, мы подобрали методы сказкотерапии и возможные сказки, которые доступны для коррекции преобладающих страхов у мальчиков и девочек дошкольного возраста. Так, нами были подобраны сказки и приемы сказкотерапии для мальчиков. 

Таблица 2. Варианты коррекции страхов средствами сказкотерапии у мальчиков

Преобладающий страх

Форма работы со сказкой

Пример сказки для коррекции страха у мальчиков

1

Темноты

Интерпретация сказок

Г. Х. Андерсен « Гадкий утенок»

2

Пожара

Постановка (разыгрывание) сказок

«Три поросенка», «Иван Царевич и серый волк»

3

Животных

Сочинение сказок

Е. Базимова «Рыцарь и темнота»

При подборе сказок для мальчиков мы учитывали психологические особенности мальчиков, предпочитающих сюжеты, в которых главному герою требуется помощь, либо герой сам спешит на помощь другим. Мальчики – активны, действенны по натуре, поэтому и методы сказкотерапии следует использовать соответствующие. Например, мальчикам, страдающим страхом злого героя, готового кого-то съесть, обидеть, похитить и т.д., подойдет сказка «Три поросенка» или «Иван царевич и серый волк». При этом можно использовать такие методы, как интерпретация, разыгрывание сказок или сочинение сказок.

При подборе сказок для девочек мы также учитывали их психологические особенности. Девочки по натуре своей мечтательны, любят творческую и художественную деятельность, склонны к выдумке и фантазированию.

Так, для коррекции страха боязни, темноты, одиночества, замкнутого пространства у девочек, можно использовать психокоррекционную сказку «Светлячки» или сказку Т. Вершининой «Волшебница Темнота». С девочками можно использовать сказочную куклотерапию или сказочное рисование.

Таблица 3.Варианты коррекции страхов средствами сказкотерапии у девочек

Преобладающий страх

Форма работы со сказкой

Пример сказки для коррекции страха у девочек

1

Темноты

Сказочная куклотерапия

Т. Вершинина «Волшебница темнота», «Светлячок»

2

Пожара

Сказочное рисование

С. Я. Маршак «Пожар»

3

Животных

Постановка (разыгрывание сказок)

И.Я. Крылов «Медведь в сетях», «Трудолюбивый медведь»

Таким образом, в результате исследования мы пришли к выводу, что сказкотерапия позволяет проводить эффективную работу по коррекции и преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста. При этом следует учитывать психологические особенности мальчиков и девочек, и подбирать сказки в соответствии с преобладающими страхами у представителей различных полов.

Список использованной литературы:

1. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб, 2000. –224 с. - С. 1.

2. Зинкевич Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. –СПб, 2006. –208 с. - С. 2.

3. Ионова, Н. В., Горбунова, В. А. Особенности проявления страхов у дошкольников 67 лет // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. - С.3.

Просмотров работы: 274