МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Бородин Д.С. 1, Бизюков Н.А. 1, Прохода И.А. 2, Белоножко А.А. 2
1Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
2ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время довольно актуально использовать в трудовых отношениях режим секретности (конфиденциальности). Доступ к секретной информации имеют ограниченное число лиц. Считается, что типология конфиденциальной информации была установлена Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года [1].

Охрана коммерческой тайны в рамках трудового договора:

Предприятие обязано:

Ознакомить под расписку лицо, для которого доступ к этой информации является частью работы.

Ознакомить под расписку лицо с режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение.

Создать лицу необходимые условия для соблюдения режима секретности.

Работник обязан:

Соблюдать режим секретности.

Не использовать коммерческую информацию в личных целях без согласия предприятия.

Передать предприятию все носители информации при расторжении трудового договора.

Объектом исследования является коммерческая тайна предприятия.

Предмет исследования - изучение механизма защиты коммерческой тайны предприятия.

Цель: исследования изучить обязанности работников предприятия, определить меры по защите коммерческой тайны, выявить последствия по разглашению коммерческой тайны.

Коммерческая тайна – это секретная информация о деятельности предприятия, охраняемая законодательно. Информация, составляющая коммерческую тайну это сведения любого характера такие как: производственные, технические, организационные, экономические и д.р.; результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере которые имеют потенциально коммерческую ценность при попадании ее к третьим лицам, у которых нет законного доступа к ее обладанию. Обладатель коммерческой тайны – это лицо владеющее информацией, составляющая коммерческую тайну и на законном основании контролирующая доступ к этой информации и имеет право устанавливать в отношении ее режим коммерческой тайны. Также каждый обладатель это коммерческой тайны имеет определенный доступ. Доступ к коммерческой тайне – ознакомление определенных лиц с коммерческой информацией, согласие ее обладателя на законном основании сохранять конфиденциальность этой информации. Но если обладатель имеет доступ он должен понимать все нюансы по поводу ее разглашения. Разглашение коммерческой тайны – действие или бездействие в результате которых информация в любой важной форме попадает к третьим лицам без согласия предприятия [3].

Меры по охране коммерческой тайны:

Определение перечня документов составляющие коммерческую тайну

Установление ограниченного доступа к этой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за ее соблюдением

Учет лиц допущенных к коммерческой тайне

Нанесения на носители коммерческой тайны должны содержать гриф секретности с указанием обладателя этой информации.

К защите и охране подлежит не вся информация, а наиболее важная для собственника, ограничения которой приносит ему пользу или прибыль и при попадании к третьим лицам несёт угрозу предприятию. К такой информации относят: 1) информация, содержащая государственную тайну. К ней присваивается соответствующий гриф секретности (секретно, совершенно секретно, документы особой важности); 2) Конфиденциальная информация. К ней относят сведения содержащие коммерческую тайну и касающиеся личной жизни граждан. Также засекречивать информацию и ограничивать к ней доступ может только её владелец или заверенное им лицо. Чем важнее информация, тем сильнее защита. При допуске лиц к этой информации они должны знать, что одну информацию следует оберегать тщательнее чем другую в зависимости от грифа секретности, которую устанавливает владелец. Владельцами такой информации могут быть: государство и его структуры. Здесь защищается информация, относящаяся к государственной тайне или иная информация, принадлежащая государству; Предприятия, акционерные общества. Охраняется информация, находящаяся в собственности и составляющая коммерческую тайну [4]. Предприятия в России используют следующие основные способы защиты:

законодательная защита - основывается на использовании прав организации (предприятия) которые охраняются законодательством Российской Федерации. При нарушении данных прав лицо, пользующееся этой информацией должен обратиться в уполномоченные органы.

физическая защита – включает в себя охрану предприятия, использования специальных помещений, ужесточенный пропускной режим.

Не все сотрудники могут быть допущены к коммерческой информации. Сначала идёт ознакомление с документами, а также проводится собеседование кадровой службы с кандидатом. Кандидат заполняет анкету, проходит тесты в том числе профессиональные и психологические. Психологические качества кандидата очень важны, они позволяют выявить его слабости, устойчивость психики, преступные наклонности и умение хранить информацию. После этой проверки происходит заключение двух документов:

трудового договора. В нём должен содержаться пункт об ответственности работника за коммерческую тайну и соблюдение мер безопасности

договора о неразглашении коммерческой информации, в котором кандидат обязуется не разглашать секретные сведения которые ему будут известны по мере работы. Он будет нести ответственность за их разглашение или несоблюдение режима секретности.

Далее непосредственная деятельность работника начинается с испытательного срока. По его окончании принимается окончательное решение. Принятого работника на постоянную работу необходимо ознакомить с порядком доступа к секретной информации и режимным объектам. Работник может знакомиться с секретной информацией только в том объеме в котором необходимо для выполнения поставленных работ. Для контроля за объёмом используемой информации на каждую должность определён объём допустимой информации. Выход за этот объём считается нарушением безопасности. Эффективным способом защиты секретной информации является ограничение физического доступа т.е. ограничение перемещения персонала в зоны предприятия не связанная с их функциональными обязанностями. Перемещение таких работников на закрытые участки разрешается только после согласования с руководством [5].

Другим не менее эффективным способом защиты информации является разбивка однородной информации на отдельные блоки и ознакомление сотрудников только с необходимым блоком, что не даёт сотруднику возможности узнать о положении дел предприятия в данной сфере в полном объёме. Угрозой безопасности предприятия может быть уволившийся работник. Не имея обязанности перед фирмой, он может разглашать секретную информацию как конкурентам, так и криминальным структурам. В целях контроля таких работников они должны подписывать договор о неразглашении секретных данных в личных интересах или в интересах других лиц. В противном случае все убытки, которые понесёт предприятие в следствии разглашении работником секретной информации могут быть взысканы в судебном порядке. Обеспечение экономической безопасности предприятия требует большие размеры финансовых затрат, использование одновременно всех рассмотренных методов могут позволить себе только крупные платёжеспособные предприятия. Существуют также штрафы за разглашение коммерческой тайны. Но и законом не запрещено наказывать работников за нарушения условий договора «о неразглашении коммерческой тайны». Предприятие может взимать деньги или добиться уголовной ответственности за нарушение данного договора. В уголовном законодательстве Российской Федерации предусмотрена статья №183 [2]. В которой указывается, что противозаконное распространение коммерческой информации грозит виновному в виде: штрафа в пределах одного миллиона рублей; ограничения занятия определенным видом деятельности в течении трёх лет; исправительных или принудительных работ от двух до трёх лет; заключения виновного под стражу на срок до трёх лет (в особых случаях до семи лет).

Вывод: в данной статье рассмотрели механизмы, понятие, способы защиты, порядок допуска работников к коммерческой информации и пришли к выводу что для обеспечения надёжности коммерческой информации нужно тщательно анализировать все аспекты, касающиеся предоставления и защиты коммерческой тайны. Так же следует не забывать про действующее законодательство, которое предусматривает полную ответственность за разглашение коммерческой тайны предприятия. Рекомендуется ужесточить административную и уголовную ответственность в отношении коммерческой тайны.

Список литературы:

Указ президента PФ «Об учреждении перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. Указа от 23 сентября 2005 года №1111). Статья №188

Уголовный кодекс РФ «О разглашении коммерческой тайны в которой предусмотрена ответственность за нарушение данного закона» статья №183.

Безгодов Е.В. Режим коммерческой тайны. Защита конфиденциальности информации // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. 2008. № 52. С. 232-236. - 200

Бондаренко Э.Н. Проблемы ответственности работника за разглашение конфиденциальной информации // Российский ежегодник трудового права. 2009. № 4. С. 239-242. - 200

Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право, 2005, № 3

Просмотров работы: 158