Современная форма лечебной физической культуры – иппотерапия в настоящее время весьма популярна, где в качестве основного инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые верхом на лошади.
Первый в мире специализированный Центр лечебной верховой езды (иппотерапии) для детей с ограниченными возможностями был создан в1953 году в Норвегии.
В России практика использования иппотерапии началась с открытия в 1991 году в Москве Детского Экологического Центра «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс средств лечебной физической культуры, применяемых и в других реабилитационных центрах. В настоящее время в 45 странах мира действуют центры иппотерапии, как самостоятельные, так и при клубах верховой езды [4].
Целью нашей работы является анализ данных литературных источников и интернет-форумов для выявления особенностей аспектов методики и этапов проведения иппотерапии, как одного из современных методов реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Среди детей-инвалидов много лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Трудности, с которыми сталкиваются дети с ДЦПпорой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация это комплексная многоплановая и поэтапная задача имеющая различные аспекты: медицинский, физический, психический, профессиональный, социально-экономический, личностный [5].
Иппотерапия, как одна из форм лечебной физической культуры, позволяет решать следующие основные задачи:
противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;
развивать физическую активность;
способствовать восстановлению нарушенных функций;
обеспечивать профессиональную реабилитацию;
формировать новые или восстанавливать утраченные навыки;
способствовать интеграции инвалидов в общество.
Иппотерапия оказывает благоприятное влияние на общее состояние человека в случае следующих заболеваний [2]:
припсихоневрологических и соматических расстройств: все формы аутизма, синдром Дауна, неврозы, задержки умственного и физического развития, эпилепсия, некоторые формы шизофрении;
при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ДЦП, родовые травмы, сколиоз, остеохондроз, полиомиелит, радикулит, межпозвонковые грыжи);
при утраченных функциях или потере слуха и зрения, при ампутации в период послеоперационной реабилитации.
Абсолютными противопоказаниями для занятий являются гемофилия, врожденная ломкость костей, любые заболевания в остром и подостром периодах. Относительные противопоказания – некоторые хронические воспалительные заболевания. С особым вниманием следует относиться к наличию болезней почек, диабета, повреждений и некоторых заболеваний поясничного отдела позвоночника.
Иппотерапия – уникальный метод лечения, воздействуя на организм комплексно. Поэтому при влиянии иппотерапии на организм ребенка можно условно выделить два ведущих аспекта: медицинский и социальный [1].
Медицинский аспект:
укрепление и тренировка мышц тела ребенка, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных мышц;
улучшение координации движений и пространственной ориентации, что позволяет ощутить работу мышц во время верховой езды;
повышение физического и психоэмоционального состояния.
При лечении иппотерапией используется комплексный подход. Лечебный эффект данной методики связан со следующими факторами [3]:
температура лошади на 1-1,5 градуса выше тела человека, за счёт чего мышцы ребенка не только массируются движениями мощной мускулатуры лошади, но и разогреваются её теплом;
под воздействием размеренного ритма задействованы все группы мышц всадника, что оказывает благоприятное воздействие на весь организм;
за счёт естественных циклических вибраций создается сильный мышечный корсет, улучшается кровообращение, нормализуется обмен веществ в межпозвонковых дисках;
достигается положительный эмоциональный фон при общении с лошадью.
Социальный аспект:
повышение коммуникативных функции за счёт взаимодействия между занимающимся и инструктором;
интеграция инвалида в общество за счет совместной деятельности;
приобретение и развитие жизненно необходимых и трудовых навыков.
Метод иппотерапии обладает рядом преимуществ по сравнению с другими средствами реабилитации:
Во-первых – это лечение без боли, страха и насилия, без труднопереносимых процедур и препаратов;
Во-вторых, этот метод почти не ограничен противопоказаниями и разнообразен спектр заболеваний и травм, при которых рекомендуется применение иппотерапии;
В-третьих, она сочетает в себе социально-психологическое и лечебно-реабилитационное воздействие.
Конечной целью иппотерапии является максимально возможная физическая, психосоциальная и личностная реабилитация, а также утверждение их социальной интеграции.
Методологические подходы и этапы проведения занятий по иппотерапии.
Выделяется семь основных этапов проведения занятий по иппотерапии. Время и скорость прохождения каждого этапа очень индивидуальна, поэтому план занятия, предлагаемый к каждому этапу, по сути, является лишь примером организации занятий на текущем этапе работы [6].
1 этап – адаптационный.
знакомство,
посадка,
окончание занятия на конюшне.
Ритуальное угощение лошади способствует выработке полезных поведенческих стереотипов в общении с живыми существами. На более поздних этапах угощение становится средством развития эмоционального самоконтроля у ребенка, способствуя формированию у него возможности учета потребностей лошади при взаимодействии с ней.
Инструктор спрашивает у всадника, что понравилось, какие упражнения, отвечает на вопросы всадника или родителей, друзей. Если всадник проявляет интерес, то возможно кормление лошади в деннике сеном [5, 6].
2 этап – создание общего функционального базиса.
На этом этапе, в большей степени, используются специфические возможности иппотерапии (биологические ритмы, ритмическая организация двигательной активности, сенсорная насыщенность занятия), не включаясь активно в сам процесс, а лишь организуя его. Данный аспект даёт возможность задействовать непроизвольные механизмы психики детей.
Всадник, впервые оказывающийся верхом на лошади, испытывает непривычные ощущения «плавающей» точки опоры. Внешне это выражается в том, что всадник постоянно съезжает на бок. Действия инструктора в данной ситуации ограниваются бессловесной механической помощью. Словесная инструкция в данном случае может отвлечь ребенка от сложных переживаний, вызванных новой для него ситуацией, необходимых для активного включения непроизвольной двигательной активности, направленной на поиск равновесия, и восприятия потребностей и возможностей собственного тела [5].
Стимулом на данном этапе служит борьба инстинкта самосохранения, питаемого страхом высоты и потери равновесия, и притягательного воздействия биополя лошади. Реализация стимульных механизмов осуществляется с помощью непроизвольной двигательной активности, направленной на поиск и удержание равновесия. А результаты этой активности запечатлеваются в виде вестибулярно-моторных переживаний, ощущений возникновения комфортного состояния в результате биоритмизации вегетативных функций организма (изменение частоты сердечных сокращений и баланса основных нервных процессов – возбуждения, торможения, температурных ощущений, мышечно-суставных ощущений) [6].
Условия проведения занятия по иппотерапии:
начало движения (после полного расслабления и без управления);
езда.
Внимание всадника акцентируется на поиске равновесия, удержании прямой спины как необходимого условия наиболее полного восприятия движений лошади и удержания равновесия.
3 этап – расширение функционального базиса.
На этом этапе происходит активное пополнение запаса навыков и автоматизмов всадника. При этом базовые уровни продолжают играть важную роль в приобретении новых навыков.
Большую часть времени задействовать непроизвольные познавательные функции (внимание и запоминание, пространственные представления на уровне тела и взаимоотношения тела и внешних объектов). Это осуществляется благодаря тому, что инструктор не спрашивает у всадника о его ощущениях, переживаниях и наблюдениях, а рассказывает ему о них: «Потрогай лошадку, тебе тепло. У нее такая шелковая шерсть густая грива, тебе мягко, приятно ее трогать. Поставь руки ей на плечи. Почувствуй, как двигаются твои ладони, руки, плечи и спина. Она так здорово тебя покачивает!» Инструктор намеренно не актуализирует дистантные анализаторы (слуховой, зрительный и обонятельный), так как вначале важно сформировать образ лошади на уровне «как я ее ощущаю». Таким образом, мы задействуем на этом этапе те формы познания мира, которые доступны всаднику в онтогенезе внутриутробно [6]:
свободная езда;
езда шагом со страховкой и без самостоятельного управления;
активизация непроизвольных познавательных функций;
пополнение уровня двигательных навыков и автоматизмов.
Освоение различных исходных положений в рамках фронтального движения. Предложить всаднику лечь животом на шею лошади, обхватив её руками, а затем спиной на круп. В конце предыдущего упражнения кода всадник уже в значительной мере расслаблен и свободно опирается ладонями на шею и круп лошади, предложить ему самостоятельно или с помощью провести руками вдоль шеи лошади, планомерно переместившись в новое исходное положение [5,6].
4 этап – закрепление навыков и автоматизмов.
Особенность этапа заключается в актуализации работы дистантных анализаторов (обонятельного, зрительного и слухового) и пространственного восприятия на материале изучения строения тела лошади (выделение его частей). Начинается работа над уточнением и расширением пространственных представлений.
Этап включает в себя задачи закрепления моторного навыка поиска равновесия в новых исходных положениях. Осваиваются новые исходные положения.
За счет разнообразия исходных положений дети начинают проще соглашаться на изменения условий езды, приобретают необходимый навык работы с собственным телом.
Формируется целостный образ лошади с помощью всех видов восприятия (тактильного, вестибулярно-моторного, термического, мышечно-суставного, обонятельного, слухового и зрительного):
актуализация моторной и аффективной регуляции;
активизация познавательных функций.
Актуализируется сенсорный опыт прошлых занятий (тактильные, термические и другие ощущения от прикосновения к лошади). Далее предлагается езда с закрытыми глазами по разному виду грунта. Всадник закрывает глаза самостоятельно или с помощью повязки, после чего инструктор акцентирует внимание всадника на слуховых ощущениях - стук копыт по разному виду грунта, звуки издаваемые лошадью. Наблюдаются также другие лошади, проходящие мимо или гуляющие в левадах. После снятия повязок проводится сравнительный анализ зрительных ощущений: сравниваются размеры и взаиморасположение частей тела лошади, масти лошадей. Акцентируется внимание всадника на эту информацию после езды в условиях зрительной сенсорной дипривации (ограничения) в целях обострения зрительной информации, что способствует активации реакции на новизну [5, 6].
5 этап – активация экспансии.
На этом этапе движения выводятся на произвольный уровень. Предлагаются упражнения на произвольное управление собственным телом.
Становится важной задача активизации дистантных анализаторных систем (зрение, слух, обоняние) и пространственных представлений, связанных с освоением пространства за пределами собственного тела. Развивается способность к вербализации пространственных представлений на уровне тела.
Можно вводить для занятий дополнительное оборудование (кегли, стойки, мячи, звучащие предметы и т.д.).
Осваивается новый аллюр - рысь. Езда рысью сочетает в себе сильные переживания страха и восторга одновременно. Так как всадник может кричать от страха во время езды рысью, а после перехода на шаг, просить еще. Выработка возможностей самоконтроля во время езды рысью является важным условием насыщения аффективной экспансии и развития возможности эмоционального контроля. Но это, в свою очередь, приводит к необходимости введения релаксации, так как езда рысью может стать причиной сильного перевозбуждения всадника. Данный аллюр осваивается только, если клинические возможности всадника это позволяют [5]:
езда рысью с опорой (гурта);
расширение зрительного перцептивного поля.
Игра с воздушным шаром или мячом по секторам (начиная со стороны, не ведущей руки спереди). В целях активизации максимального количества функциональных сенсорных систем рекомендуется использование различных по размерам и тактильному ощущению мячей [5, 6]:
расширение слухового поля;
слежение за изменением местоположения под музыкальное сопровождение.
6 этап – произвольное управление движением.
Этап характеризуется направлением основных сил на развитие двигатеьных возможностей всадника произвольно управлять движением и аффектом. На этом этапе достаточно хорошо инициировать совместное выполнение заданий всадниками в малых группах, так как теперь всаднику необходимо соотносить свое поведение с действиями окружающих.
Всадник приобретает новый опыт езды – езды в седле и обучается самостоятельной посадке с земли или низкой подставки.
Продолжается работа по коррекции аффективной экспансии за счет езды рысью (при этом седло и стремена способствуют переживанию новых ощущений), а также дальнейшее развитие пространственных представлений на уровне взаимоотношения тела и внешних объектов [6]. В данном случае используются следующие приемы:
специальные баллистические упражнения (метание, толчки, броски);
посадка самостоятельно с земли или маленькой подставки;
свободная езда;
развитие возможностей эмоционального контроля.
7 этап – познание себя и окружающего мира.
Этап направлен на приобретение новых двигательных навыков, связанных с управлением лошадью:
развитие эмоционального контроля;
игровая деятельность;
эстафеты.
На данном этапе развиваются словесные обозначения пространственных представлений, речь и мышление. Важнейшей задачей этапа является активизация произвольной познавательной деятельности, включающей анализ и синтез собственных представлений, сопоставление их с представлениями других, введение сложных, в грамматическом плане инструкций, установление причинно-следственных событий зависимостей путем логических рассуждений [5, 6].
Таким образом, иппотерапия в целом способствует улучшению общего состояния организма, в том числе нормализации мышечного и сосудистого тонуса, укреплению сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, улучшает осанку и координацию движений, помогает обрести уверенность в себе. Уникальность данной методики заключается не только в физическом совершенствовании ребенка, но и в получении колоссального заряда энергии и просто огромного удовольствия от общения с лошадью. Всё это способствует интеграции в общество детей с ограниченными возможностями, что является основной целью реабилитации.
Список источников литературы:
Спинк Д. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценки работы терапевтической команды. – М.: МККИ, 2001.-128 с.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.
Харчук Ю. Иппотерапия.- Режим доступа: http://www.sudarrb.com/hyppotherapy/.html (дата обращения 15.12.2018).
Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. - М.:ММКИ,2000.-102
Денисенков А.И. Иппотерапия - средство реабилитации больных с ДЦП // www. hippoterapi.ru.
Физическая реабелитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы/Под ред. С.П.Евсеева, С.Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. - 488 с. Часть II. Физическая реабелитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 5.Методы физической реабелитации больных ДЦП. – С.271-278.