ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Суханова Н.Е. 1, Суханова  Л.И.
1САФУ им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире технический прогресс не стоит на месте. С каждым днем появляются новые технологии и изобретения. Развитие, улучшение качества жизни, комфорта, мобильности, все это, безусловно, положительные явления. Но в жизни не бывает так, чтобы предмет или явление имело только одну сторону, всегда есть обратная. К сожалению, с ростом прогресса увеличивается и число чрезвычайных ситуаций. Причиной может служить человеческий фактор, халатность, не владение определёнными знаниями умениями и навыками. Очевидно, что лучше решать причину возникновения чрезвычайной ситуации, а не ее последствия.[1]

Необходимо проверить, какие факторы влияют на устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях.

Цель исследования: выяснить, как влияют занятия физической культурой на поведение в чрезвычайных ситуациях.

Актуальность исследования обусловлена тем, что с каждым годом количество чрезвычайных ситуаций увеличивается, рост террористических актов, снижение численности населения, ухудшение здоровья. Все это происходит из-за отсутствия культуры безопасности.

Занятия спортом являются одним из инструментов для формирования определённых навыков поведения в чрезвычайных ситуациях. В процессе исследования необходимо выяснить, насколько занятия физической культурой и спортом помогают в чрезвычайных ситуациях.

Исследование проводилось в форме анкетирования среди сотрудников пожарной части города Новодвинска. Оно является эффективным, так как сотрудники сталкиваются с чрезвычайными ситуациями ежедневно.

Вопросы анкетирования:

Занимаетесь ли вы спортом? Если занимаетесь, то какими видами спорта?

Согласны ли вы, что занятия спортом дают вам навыки самоконтроля, способствуют выполнению нагрузки в экстремальных ситуациях?

Насколько важна сила и выносливость в чрезвычайных ситуациях?

Насколько важна скорость реакции и объем легких в чрезвычайных ситуациях?

Помогают ли вам занятия спортом улучшить эти навыки?

Сдаете ли вы спортивные нормативы?

Благодаря спорту вы чувствуете, что можете больше? Снижается ли страх перед опасностью?

Исходя из ответов на вопросы анкетирования, можно сделать выводы, что все сотрудники занимаются физической культурой, спортом и придают этому большое значение. Конечно, в современном мире, потребность в высоких показателях физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость) играет уже не такую роль, как в древние времена, так как нет необходимости добывать себе пищу, обороняться и выживать. Но в чрезвычайных ситуациях эти качества, безусловно, важны, они помогут спасти жизнь. Сотрудники пожарной службы сдают различные нормативы и тренируются на специальных площадках, где моделируются чрезвычайные ситуации. Таким образом, они совершенствуют свои профессиональные навыки.

Так же сотрудники отмечают, что занятия спортом влияют на психологическое состояние человека. Занятия спортом дисциплинируют и помогают в стрессовых ситуациях.

Благодаря занятиям, у человека повышается устойчивость к психологическим нагрузкам и стрессу, появляются навыки самоконтроля и умение достигать целей, снижается уровень страха и тревожности перед опасностью. [2] Таким образом, занятия физической культурой и спортом положительно сказываются на поведении человека в чрезвычайной ситуации и могут дать преимущества перед неподготовленными людьми.

А теперь ответим на вопрос: «Как сформировать готовность подрастающего поколения к действиям в чрезвычайных ситуациях?»

В системе образования Российской Федерации преподаются, такие дисциплины, как «Основы Безопасности Жизнедеятельности» (ОБЖ) и «Безопасность Жизнедеятельности» (БЖД). [3] Эти предметы дают теоретическую подготовку, а практической части, как мы думаем, посвящается недостаточно времени. Вероятно, это связано с тем, что отсутствует материально-техническая база для наработки прикладных навыков.

Практические навыки учащиеся могут получать на сборах, соревнованиях, профильных сменах в детских лагерях с военно-патриотической направленностью. Примером может служить военно-спортивная игра «Зарница», которая проводится и в настоящее время.

Рисунок 1 - Прохождение этапа «Колючая проволока» в военно-спортивной игре «Зарница»

Работают секции по пожарно-прикладному спорту, организуются добровольные студенческие отряды, где могут заниматься школьники и студенты различных учебных заведений.

Рисунок 2 - Зональные соревнования по пожарно-прикладному спорту в г. Архангельске

Примером студенческих отрядов в городе Архангельске может служить Добровольный Студенческий Военно-патриотический отряд «Легион», целью которого является патриотическое воспитание студенческой молодежи, подготовка студентов к военной службе, обеспечение правопорядка на улицах Архангельска. Ребята на протяжении года проводят занятия и тренируют двигательные и волевые качества.[4] Добровольный студенческий пожарно-спасательный отряд «Помор-спас», созданный на базе нашего университета, обучает студентов-спасателей и обеспечивает безопасность во время массовых мероприятий.  На протяжении года ребята тренируются на скалодроме, совершают выезды в лес, ходят в походы, где отрабатывают необходимые навыки, в том числе и оказание первой медицинской помощи.[5]

Рисунок 3 - Областные соревнования спасателей, освобождение человека из-под завала

Подобные организации, отряды помогают увеличить уровень подготовки учащихся, связанной с поведением в чрезвычайных ситуациях. Необходимо прививать и развивать навыки еще со школьной скамьи, ведь дети быстрее усваивают информацию и адаптируются к нагрузкам. Таким образом, полученные навыки, а также занятия физической культурой и спортом положительно влияют на формирование психологической и физической устойчивости в чрезвычайных ситуациях.

Список литературы:

1 Pandia [Электронный ресурс] / - Электрон. дан. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/019/22031.phpv ( дата обращения 23.11.2018) . – Загл. с экрана.

2 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - Москва, 1991

3 Межпредметные связи на уроках физической культуры и основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / - Электрон. дан. - Режим доступа: http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2017-01-05-952( дата обращения 18.11.2018) . – Загл. с экрана.

4 Студенческий Спасательный Отряд "Помор-Спас"[Электронный ресурс] / - Электрон. дан. - Режим доступа: https://vk.com/pomorspas ( дата обращения 20.12.2018) . – Загл. с экрана.

5 ДСВПО "Легион"[Электронный ресурс] / - Электрон. дан. - Режим доступа: https://vk.com/dsvpo_legion( дата обращения 20.12.2018) . – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 45