Идеи дизайн мышления - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Идеи дизайн мышления

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Концепция дизайн-мышления впервые была разработана Гербертом Саймоном – американским экономистом второй половины XX века и на текущий момент зарекомендовала себя в качестве достаточно эффективной методологии, используемой для решения различных проблем и вопросов. Изначально, концепция дизайн-мышления предполагает использование творческих инструментов вместо сугубо аналитических и технических для поиска оптимальных решений. Подобный подход позволяет наиболее эффективно раскрыть потенциальные стороны инновационного менеджмента и дает возможность найти неординарные и наиболее эффективные решения за счет своих достоинств и особенностей.

Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методика, которая помогает найти нестандартные решения задачи, ориентированные на интересы пользователя.

В основе дизайн-мышления лежит принцип антропоцентризма. Любой, кто использует этот принцип, подчиняет свое исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии. Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».

Внедрение концепции дизайн-мышления может быть актуально практически для любых сфер бизнеса, вне зависимости от его направления деятельности и размеров. Так, этот метод может решить задачи, стоящие как перед индивидуальным предпринимателем с небольшим штатом, так и использовать среди высшего руководства крупной компании для проведения масштабной реорганизации бизнеса и выхода на новые рынки.

Классическая модель дизайн-мышления предполагает четкий поиск разрешения поставленных проблем в несколько этапов. Данные этапы выделяются следующим образом:

поиск проблемы;

фокусировка на рассматриваемом вопросе и четкое его исследование;

проведение формирования идей;

выбор оптимальной идеи;

создание прототипа;

тестирование и внедрение решения;

проведение оценки результата;

Каждый из вышеозначенных этапов имеет свои ключевые особенности, инструменты применения и нюансы, и поэтому их следует рассмотреть более подробно. Однако, на каждом этапе должны использоваться как дивергентные, предусматривающие многочисленность решений и творческий подход инструменты, так и конвергентные, предполагающие применение точных и заранее определенных методов.

Наиболее эффективным инструментом в соответствии с современными методиками дизайн-мышления для поиска проблемы является эмпатия. Именно эмпатия позволяет определить основные боли потребителя, его ключевые потребности и желания, а значит – при её применении появится возможность создать по-настоящему востребованный продукт, предложить идеальный для конкретной целевой аудитории вариант услуги, или найти наилучшее решение организационных вопросов в рамках управления персоналом. В данном случае, этот сбор информации реализуется путём использования следующих источников: Первичные. К таким относится проведение анализа непосредственных клиентов или целевой аудитории внедряемых решений. Вторичные. Эти источники предполагают использование общей информации из СМИ, статистических данных и открытых достижений иных участников рынка.

Несмотря на то, что вторичные источники не предполагают непосредственно творческого процесса, их игнорирование недопустимо в концепции современного ведения бизнеса. Анализ вторичных источников может значительно упростить определение проблемы и снизить затраты времени и ресурсов на анализ первичных источников и поиск решений в принципе.

Для проведения же эмпатического исследования при поиске проблемы в дизайн-мышлении следует применять несколько методов:

Наблюдение. Пассивное наблюдение за представителями целевой аудитории, их желаниями и потребностями позволяет достаточно полноценно создать картину желаемого решения. Однако необходимо отметить, что наблюдение должно быть скрытым (но в рамках закона), что позволит избежать возможных искажений информации. Одним из методов наблюдения может являться способ «один день из жизни», особенно актуальный для решения внутренних организационных вопросов.

Глубинное интервью. Метод глубинного интервью с конечной целевой аудиторией позволяет наиболее точно определить её потребности. Для проведения глубинного интервью есть множество рекомендаций, однако основные достаточно просты. Максимальная наивность – интервьюер должен не показывать наличие каких-либо знаний в той сфере, которая интересна представителю целевой аудитории, что позволит ему открыться. Отсутствие закрытых вопросов с однозначными ответами – все вопросы интервью должны подразумевать развернутые ответы, а не односложные «да или нет».

Фокусировка является вторым этапом процесса решения проблемы.

На этом этапе необходимо систематизировать информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, проанализировать ваши наблюдения и выделить ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

3 этап – генерация идей. После того, как вы определили основную проблему пользователя, придумайте и проработайте решения. Это тот самый момент, когда нужно «думать вне коробки».

Выбирать оптимальную методику может каждый конкретный руководитель, однако ключевые принципы всегда остаются одинаковыми:

1.Отсутствие критики. Наличие критики недопустимо, даже самая позитивная критика тормозит процесс создания идей. Даже самые абсурдные идеи должны спокойно выражаться и фиксироваться. Легче всего реализовать это с помощью метода «Да, и». То есть, каждый участник процесса в отношении чужих идей должен пытаться развить их, но не отвергнуть изначально.

2.Широкая выборка участников. Участники процесса генерации идей должны находиться в различных частях как горизонтальной, так и вертикальной иерархии, что позволит более широко рассмотреть проблему. Однако все вышестоящие участники должны высказываться только после своих подчиненных во избежание эффекта соглашательства с начальством.

3.Четкая фиксация. Все идеи должны записываться и сохраняться в рамках генерации идей для их последующего анализа.

Чтобы все прошло успешно, откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте все, даже самые бредовые мысли. Только после того, как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

Прототипирование, задача этого этапа — проверить работоспособность ваших идей на практике. Для этого не нужно запускать бетонный завод или разрабатывать выверенный по пикселям макет. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

Прототип поможет:

- в случае успеха найти верное решение, заметить недостатки, доработать его и создать продукт;

- в случае неудачи опровергнуть вашу гипотезу, сохранить время и деньги.

Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — возвращайтесь ко второму этапу и попробуйте определить проблему заново.

Последний этап - тестирование. В конце вы тестируете готовый продукт и лучшие решения, которые вы разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: вы можете использовать результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи клиентов о прототипе или рабочей версии.

Дизайн-мышление – преимущества и недостатки

Анализ применения дизайн-мышления демонстрирует, что данная концепция имеет как определенные преимущества, так и недостатки. К достоинствам этого процесса можно отнести:

1. Повышение уровня вовлеченности персонала в деятельность организации. Облечение поиска по-настоящему инновационных решений.

2. Максимально четкое удовлетворение потребностей конкретного потребителя.

Однако имеются у этого процесса и минусы. К недостаткам дизайн-мышления как метода можно отнести:

1. Значительную ресурсоемкость.

2. Проведение любых этапов дизайн-мышления требует отрыва работников от исполнения их прямых обязанностей.

3. Отсутствие гарантий. Дизайн-мышление как метод поиска решений не всегда может гарантировать достижение определенных результатов в сравнении с классическими методами организации труда и управления персоналом.

Что является самой большой ценностью от объединения дизайн-мышления и управленческих подходов?

В первую очередь, это возможность гарантировать, что конечные результаты проекта (будь то продукт, сервис, цифровой инструмент и так далее) действительно отвечают запросам потребителей и соответствуют их ожиданиям, привычкам и меняющимся технологическим трендам.

Во-вторых, это помогает должным образом определить бизнес-кейс — существующую проблему или возможность на стадии определения проекта. Данный подход, безусловно, требует более высоких инвестиций в начале (что связано с проведением более глубоких исследований поведения пользователей), но в последствии они окупаются многократно.

Стартапы Pulse, Wonolo, Basecamp Insights, Everest, а также такие крупные компании, как Apple, Facebook, Coca-Cola, Samsung, Phillips, Barclays и Virgin Group — все выигрывали от применения дизайн-мышления, как драйвера инноваций и роста.

Применение дизайн-исследований позволили AirBnb превратиться из убыточного стартапа в крупнейший мировой бизнес.

Именно благодаря тому, что сотрудники стартапа решили сами попробовать пройти путь пользователя, они обнаружили, что фотографии, выложенные на тот момент на сайте, отпугивают своим качеством.

В этот момент они приняли решение, которое не укладывается в стандартную бизнес-модель развития компании — они поехали с профессиональным фотографом отснять все выставленные на тот момент квартиры. Несмотря на то, что это решение было немасштабируемым и не смогло бы сработать как долгосрочная стратегия, в рамках дизайн-мышления такие эксперименты поощряются. В результате это решение стало судьбоносным и продажи Airbnb моментально возросли в два раза.

Как внедрить дизайн-мышление в бизнесе?

В первую очередь, при внедрении дизайн-мышления в бизнесе, необходимо понимать, что данный процесс должен вводиться для достижения строго определенных целей. Использовать метод просто ради его использования, без осознания его полезности и практичности, равно как и понимания недостатков – недопустимо.

Дизайн-мышление можно применять для решения практически любых проблем. Под целевой аудиторией могут подразумеваться и просто сотрудники компании, если нужен поиск оптимальных решений в рамках управления персоналом.

В процессе дизайн-мышления работодателю или руководителю не следует использовать жесткие рамки и административные методы воздействия, так как они ограничивают все достоинства этой методики. Однако в административных документах рекомендуется заранее определить все этапы, перечень участников, и порядок проведения процедур. В противном случае, данный процесс будет происходить хаотично и неэффективно.

Список используемой литературы

Дизайн-мышление [Электронный ресурс] /. – https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/dizajn-myshlenie.html

Что такое дизайн-мышление и как его применять [ Электронный ресурс ] /. – https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_dizayn_myshlenie/

Что такое дизайн-мышление и почему оно становится основой инновационных компаний [Электронный ресурс] /. – https://vc.ru/flood/12776-design-mining

Просмотров работы: 157