Формирование компонентов отношения к здоровью у будущих врачей-педиатров - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование компонентов отношения к здоровью у будущих врачей-педиатров

Больных М.А. 1, Чижкова М.Б. 2
1ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
2ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последние годы, в связи с ростом заболеваемости и снижением качества жизни всех категорий населения, в теории и практике психологии здоровья актуализировалась проблема индивидуальной ответственности человека за состояние своего здоровья. Система избирательных связей индивида с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или угрожающих здоровью людей, а также отражающая определенную оценку человеком своего физического и психического состояния в научной литературе рассматривается сквозь призму понятия «отношение к здоровью», как социокультурному феномену, механизму совершенствования здоровья на уровне индивида, группы и общества.

Студенческий возраст – период становления и укрепления черт характера, определенных привычек и установок, а также сензитивный период преобразования и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации. Специфика обучения студентов в медицинских вузах (более высокая учебная нагрузка, значительное количество практических и лабораторных занятий на клинических базах и в ЛПУ, включение в общение с пациентами и их родственниками и др.) предъявляет высокие требования к состоянию физического и психологического здоровья будущих специалистов. Однако исследования показывают, что в данных вузах отмечаются серьезные нарушения здоровья обучающихся на всех этапах обучения (С.Н. Алексеенко, 2013; И.Э. Есауленко, 2009; С.В. Миронов, 2014; И.Р. Шагина, 2010 и др.). Таким образом, изучение сформированности компонентов отношения к здоровью в студенческом возрасте является не только теоретически актуальной, но и практически значимой проблемой, так как позволяет определить и разработать психологические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья в период обучения в медицинском вузе.

Опираясь на вышесказанное, мы поставили перед собой цель исследования: определить содержательные особенности сформированности отношения к здоровью у студентов 1-го курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России (далее ОрГМУ).

Объект исследования: отношение к здоровью у студентов 1 курса педиатрического факультета ОрГМУ.

Предмет исследования: содержательные особенности отношения к здоровью у студентов 1 курса педиатрического факультета ОрГМУ.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме отношения к здоровью в студенческом возрасте.

2. Изучить компоненты отношения к здоровью у студентов 1 курса педиатрического факультета ОрГМУ.

3. Провести анализ выраженности компонентов отношения к здоровью у студентов-первокурсников педиатрического факультета ОрГМУ.

4. Составить комплекс психологических заданий и упражнений по формированию когнитивного, эмоционального, поведенческого и ценностно-мотивационного компонентов отношения к здоровью у студентов педиатрического факультета.

1. Теоретический анализ проблемы отношения к здоровью у студентов

1.1. Понятие и структура отношения человека к своему здоровью

Весомый вклад в решение проблемы отношения к здоровью вносит психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития [11]. Главной сферой интересов психологии здоровья является базовая категория «здоровье», приобретающая при ускоряющихся ритмах и темпах социального времени все более многостороннее и многоплановое содержание.

«Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов; это такое качественное состояние организма, которое позволяет ему в конкретных климатогеографических, экологических и социальных условиях чувствовать себя с физической, психической, социальной и нравственной точек зрения наиболее комфортно» [2, с.89].

Расширяют и уточняют данное определение представления авторов о здоровье как о динамическом состоянии человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патогенный процесс), характеризующемся энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служащим основой проявления биологических (выживаемость – сохранение особи, репродукция – продолжение рода) и социальных функций (Г.Л. Апанасенко, 2000); комплексном и вместе с тем целостном, многомерном динамическом состоянии, развивающимся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющим человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (П.В. Казначеев, 2000); интегративной характеристике личности во всей полноте её проявлений, отражающую сущность и цель основных биологических, социокультурных и интрапсихических процессов, интегрирующих личность (О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, 2001) и др.

С точки зрения характеристики индивидуального здоровья, отмечает Т.Н. Семенкова с соавт., здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни [16, с.83]. По мнению В.П. Петленко, следует выделять следующие разновидности индивидуального здоровья: соматическое, физическое, психическое, сексуальное, нравственное [13].

Наряду с индивидуальным, подчеркивает Т.Н. Семенкова с соавт., здоровье человека следует рассматривать также с точки зрения исторического и возрастного измерения [16, с.85]. В последнем случае учитывается то, что для каждого этапа возрастного развития человека характерны свои специфические критерии здоровья, соответствующие характерной для этого возраста морфофункциональной организации выполняемой социальной роли.

Отношения – внутренняя сторона «связи человека с действительностью, содержательно характеризующей личность как активного субъекта с его избирательным характером внутренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной действительности» [10, с.101]. Отношения человека могут рассматриваться как «система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния» [цит. по: 4, с.215].

Отношение к здоровью – один из элементов самосохранительного поведения, заключающегося в степени осведомленности (компетентности) в области здоровья, включение здоровья в высшую иерархию ценностей индивидуумов, а также наличие адекватной степени самооценки [6, с.10].

Несмотря на многообразие точек зрения (Н.П. Абаскалова, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, М.В. Антропова, Г.Л. Апанасенко, Е.М. Белостоцкая, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев, К.И. Д. Бьюдженталь, Грум-Гржимайло, И.В. Дубровина, И.В. Журавлева, Э.М. Казин, К. Левин, Д.А. Леонтьев, А.Г. Маджуга, Г.С. Никифоров, Х. Хекхаузен, и др.), наиболее часто отношение к здоровью определяется через изучение и описание когнитивного, эмоционального, поведенческого и ценностно-мотивационного компонентов [4].

Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как повреждающее, так и укрепляющее влияние на здоровье человека и т.п. Основными показателями отношения к здоровью на когнитивном уровне являются представления человека о здоровье и его основных критериях, а также знания об основных принципах здорового образа жизни (И.В. Бовина, 2007; О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, 2001; Ю.А. Шайдуллина, 2006 и др.).

Эмоциональный (чувственный, аффективный) компонент отношения отражает особенности переживаний и чувства субъекта к своему здоровью или его изменению. Эмоциональная природа отношения к здоровью раскрывает субъективную и личностно значимую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми (В.Н. Мясищев, 1995). Место и взаимосвязь данного компонента с другими в структуре отношения к здоровью на сегодняшний день изучены недостаточно. Проблема состоит в том, что влияние переживаний человека по поводу своего здоровья может быть как конструктивным, так и деструктивным, может, как гармонизировать структуру отношения, так и обострять противоречия внутри него [4, с.227].

Поведенческий компонент отношения можно понимать как актуализацию деятельности человека по сохранению здоровья. Основным эмпирическим показателем отношения человека к своему здоровью на поведенческом уровне является наличие деятельности по заботе о своем здоровье, которая, в свою очередь, характеризуется набором следующих показателей: формы заботы о здоровье – их количество, частота, периодичность; наличие соответствующих навыков и умений; характер и частота обращаемости за медицинской помощью (лечебной и профилактической); поведенческие стратегии в ситуации болезни.

Ценностно-мотивационный компонент раскрывает внутренний механизм регуляции поведения человека, основанный на высокой субъективной значимости здоровья и его осознании в качестве предпосылки реализации своих жизненных задач, а также активно-позитивном стремлении к его сохранению и укреплению. Ценностно-мотивационный компонент играет роль связующего звена между когнитивным и поведенческим компонентами отношения к здоровью; благодаря ему усвоенное содержание понятий здоровья и здорового образа жизни реализуется в поведении [там же, с.218].

Изучение отношения к здоровью в научной литературе осуществляется также сквозь призму выявления закономерностей и механизмов, лежащих в основе его формирования и развития. Таким образом, анализ отношения на когнитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотивационном уровнях предполагает рассмотрение его особенностей на разных этапах онтогенеза, в том числе, в студенческом возрасте.

1.2. Особенности отношения к здоровью в студенческом возрасте

Студенчество – социальный, экономический, интеллектуальный и творческий потенциал нашей страны. Объединенное определенными возрастными границами (17-25 лет), интенсивным умственным трудом в процессе профессионального обучения, образом жизни и особым возрастным менталитетом, студенчество, при этом, отличается неполнотой, неустойчивостью и перманентностью своего социально-группового статуса в силу становления в качестве субъекта деятельности и общественных отношений.

В ходе анализа медицинских карт студентов-медиков в период с августа 2015 и февраля 2016 года в количестве 393 человек (73% девушек и 27% юношей) выявлено следующее распределение: 19,1% обучающихся назначена основная группа здоровья (к ним отнесены здоровые или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья студенты со средним или выше среднего физическим развитием), 45,5% - подготовительная группа (для здоровых студентов при условии слабого физического развития или недостаточной функциональной подготовленности) и 35,4% назначена специальная группа, к которой относят студентов с хроническими заболеваниями [17].

За время обучения в вузе удельный вес студентов, страдающих хроническим заболеванием, увеличивается в 1,5 раза (с 51,3% до 74,8%). В структуре общей заболеваемости ведущие позиции занимают болезни органов дыхания (43,7%), болезни органов пищеварения (22,0%) и болезни мочеполовой системы (7,6%) [17, с.7]. Вместе с тем 87,1% респондентов считают себя практически здоровыми, в то время как 22,5% из них имеют хронические заболевания, и на каждого студента-медика в год приходится 2,1 острых заболеваний. Только 12,9% опрошенных имеют возможность выезжать летом для отдыха за пределы региона; 62,1% студентов ведут гиподинамический образ жизни, из которых 65,9% девушек [3, с.14].

Студенты медицинских вузов, отмечает С.В. Миронов, обращаются за медицинской помощью в основном при заболеваниях с выраженной симптоматикой (болезни мочеполовой системы, болезни глаза и его придаточного аппарата) и при заболеваниях, препятствующих посещению занятий. Болезни органов дыхания являются наиболее частой причиной, по которой студент не посещает занятия и нуждается в документальном подтверждении наличия заболевания. Высокий уровень заболеваемости болезнями мочеполовой системы и глаза, полагает автор, обусловлен особенностями образа жизни современных студентов [9, с.12].

Отношение студентов вуза к своему здоровью – системное, личностное, динамично-развивающееся новообразование, система жизненных проявлений, которая способствует гармонизации индивидуальности личности с условиями жизнедеятельности, взаимосвязь личности с объектами и явлениями действительности, сохраняющими или разрушающими здоровье человека [6, с.11].

Общий уровень отношения студентов к своему здоровью, по мнению Р.М. Давлетшиной, характеризуется как репродуктивный. При этом юноши считают, что их здоровье зависит от внешних факторов: врачей, плохой экологии, если заболевают, то не видят в этом своей вины, не считают себя ответственными за свое здоровье и проявляют заботу о нем только в случае крайней необходимости. Девушки, в отличие от юношей, целенаправленно уделяют внимание своему здоровью, забота о нем доставляет им удовольствие, своевременно обращаются за помощью, следят за правильным выполнением всех предписаний специалистов [6, с.12-13].

Экспериментальным путем Е.П. Пчелкиной были выявлены внутренние противоречия в ценностных предпочтениях студентов в отношении своего здоровья [15, с.8]. Значимость здоровья характеризуется как высокая только на когнитивном уровне, а на поведенческом она проявляется низкой готовностью и отсутствием реальных действий заботы о нем. Несмотря на высокие притязания в отношении здоровья, когда желание иметь 100% здоровье характерно для 47,6% опрошенных, по большинству систем органов (кроме пищеварительной и эндокринной) студенты демонстрируют нежелание избавляться от проблем в данной системе органов, наличие которых они же указывали. Для многих студентов характерна низкая двигательная активность (примерно треть пропускают занятия по физической культуре в вузе), которая особенно свойственна для имеющих ослабленное здоровье. В распорядке дня и культурном досуге преобладают пассивные способы поддержания здоровья в виде встреч с друзьями (44,4%), занятий за компьютером (32,4%) и прогулок (11,9%), а на сон, питание и физический отдых студенты затрачивают гораздо меньше времени (5%, 3,3% и 3% соответственно) [там же, с.16].

У студентов-медиков, как показывают исследования, проблема отношения к здоровью также характеризуется несформированностью адекватных и устойчивых стереотипов здорового человека и здорового образа жизни [3, с.31-32]. Так, 95,2% студентов считают себя практически здоровыми, но только половина (54,8%) ведет здоровый образ жизни; 45,2% студентов считают, что они имеют полное представление о ЗОЖ, но соблюдать его принципы нет необходимости; 27,8±3,6% учащихся нерегулярно и нерационально питаются, отдавая предпочтение высококалорийной и высокоуглеводной пище в 62,9±3,9% случаев; только 36,4±3,9% систематически занимаются физическими упражнениями разной степени интенсивности; 33,1±3,8% периодически употребляют спиртные напитки; треть опрошенных студентов совмещает работу в вузе с работой в ночное время суток, что приводит к уменьшению продолжительности ночного сна до 6 часов в сутки.

Следовательно, результаты свидетельствуют о неактуализированности представлений о социальной ценности здорового образа жизни и социальных параметров здоровья студентов, проявляющихся в несоответствии между заявляемым признанием его значимости на когнитивном уровне и реализуемом жизненным поведением.

2. Экспериментальное изучение отношения к здоровью

у студентов 1 курса педиатрического факультета

Оренбургского государственного медицинского университета

2.1. Организация и методы исследования

Рассмотренные теоретические положения послужили основой для проведения собственного экспериментального изучения отношения к здоровью студентов ОрГМУ. Исследование было проведено в 2018 году на базе педиатрического факультета. Выборку исследования составили студенты 1 курса педиатрического факультета, общей численностью 73 человека (21 юноша и 52 девушки).

В качестве психодиагностического инструментария выступил опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской, направленный на изучение отношения студентов к своему здоровью в совокупности когнитивного, эмоционального, поведенческого и ценностно-мотивационного компонентов [12].

Опросник состоит из 10 вопросов. Ответы на закрытые вопросы представляют собой так называемые таблицы-наборы, которые содержат от 5 до 10 пронумерованных утверждений. Форма ответов на закрытые вопросы представлена в виде 7-балльной шкалы измерений. Студентам необходимо было оценить каждое из предложенных утверждений в соответствии со степенью выраженности в них качества, заложенного шкалой:

1 балл – совершенно неважно (никогда);

2 балла – не важно (практически никогда);

3 балла – скорее не важно, чем важно (редко);

4 балла – не могут сказать;

5 баллов – скорее важно, чем не (иногда);

6 баллов – очень важно (часто);

7 баллов – безусловно важно (всегда).

Когнитивный компонент опросника включает в себя 4 и 5 вопрос. Максимальная сумма баллов – 84, минимальная – 12. На когнитивном уровне рассматривается степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни. Эмоциональный компонент – 6 и 7 вопрос. Сумма баллов колеблется от 140 до 20. Эмоциональный компонент включает в себя оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему. Поведенческий компонент представлен 8 и 10 вопросом. Диапазон значений варьируется от 14 до 98 баллов. Поведенческий компонент характеризуется степенью соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни. Ценностно-мотивационный компонент, включающий 1, 2 и 9 вопросы, оценивался от 23 до 161 баллов. Ценностно-мотивационный компонент отличается такими показателями как: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

Первичная обработка данных включала в себя детальное изучение каждого компонента отношения к здоровью у студентов 1-го курса.

2.2. Особенности отношения к здоровью у студентов

1-го курса педиатрического факультета

Обработка полученных данных проводилась в соответствии с выделенными Р.А. Березовской компонентами отношения к здоровью.

Рис.1. Выраженность когнитивного компонента отношения к здоровью у студентов-первокурсников педиатрического факультета ОрГМУ

Как показывает гистограмма (рис. 1), у студентов-первокурсников преобладает высокий уровень знаний о своем здоровье (61,6%).

Как отмечают испытуемые, важное влияние на характер осведомленности в области здоровья на них оказывают врачи и специалисты (28,7%) и научно-популярные книги (24,6%). Совершенно неважными в сфере осведомленности в области здоровья выступают СМИ (12,3%), газеты и журналы (23,2%). Среди факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние своего здоровья, юноши и девушки называют образ жизни (53,4%), особенности питания (49,3%) и недостаточную заботу о своем здоровье (45,2%). Несущественное влияние на состояние здоровья оказывают, как полагают первокурсники, вредные привычки (10,9%).

Эмоциональный компонент отношения к здоровью, как свидетельствует гистограмма (рис. 2), характеризуется умеренным переживанием студентов по поводу состояния своего здоровья (61,6%).

В структуре эмоционального компонента для первокурсников, при благополучном состоянии их здоровья, наиболее характерно состояние «я спокоен» (57,5%), «я доволен» (50,6%) и «я счастлив» (52%). Наименее характерным является состояние «мне это безразлично» (28,7%). При ухудшении состояния здоровья, опрошенные преимущественно находятся в состояниях «я озабочен» (26%), «я чувствую себя подавлено» (24,6%) и «я расстроен» (21,9%). Наименее характерным для них является состояние «мне стыдно» (61,4%).

Рис.2. Выраженность эмоционального компонента отношения к здоровью у студентов-первокурсников педиатрического факультета ОрГМУ

Степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни у студентов 1 курса находится на среднем уровне (67,1%%) (рис.3).

В структуре поведенческого компонента для студентов факультета клинической психологии степень приверженности здоровому образу жизни преимущественно выражается в избегании вредных привычек (36,9%) и посещении бани и сауны (23,2%). Наименее выражены такие действия, как «практикую специальные оздоровительные системы» (60,2%) и «закаляюсь» (46,5%). В случае ухудшения здоровья студенты-первокурсники, как правило, принимают меры самостоятельно (34,1%) и обращаются за советом к друзьям или родственникам (36,9%). В наименьшей степени студенты не обращают внимания на недомогание (28,7%).

Рис. 3. Выраженность поведенческого компонента отношения к здоровью у студентов-первокурсников педиатрического факультета ОрГМУ

Как показывает гистограмма (рис.4), степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья у студентов находится на высоком уровне (54,8%).

Рис. 4. Выраженность ценностно-мотивационного компонента отношения к здоровью у студентов-первокурсников педиатрического факультета ОрГМУ

В структуре ценностно-мотивационного компонента испытуемые выделяют такие доминирующие потребности, как здоровье (71,2%) и счастливая семейная жизнь (67,1%). Наименее важными ценностями для них являются признание и уважение окружающих (1,3%) и интересная работа (1,3%). Необходимыми потребностями в иерархии инструментальных ценностей первокурсники выделяют упорство и трудолюбие (68,4%), здоровье (46,5%) и хорошее образование (43,8%). Незначимыми для них выступают материальный достаток (4,1%). Недостаточную заботу о своем здоровье девушки и юноши 1 курса объясняют тем, что у них в первую очередь «нет на это времени» (32,8%) и тем, что у них «есть более важные дела» (20,5%), и во вторую – отсутствием компании (35,6%), незнанием того, что для этого нужно делать (34,2%) и желанием ни в чем себя не ограничивать (32,8%).

Таким образом, обработка и анализ полученных результатов позволили сделать следующие выводы о характере отношения к здоровью у студентов-первокурсников педиатрического факультета ОрГМУ.

1. Студенты-первокурсники педиатрического факультета имеют достаточную осведомленность по поводу состояния своего здоровья. При этом значимое влияние на информированность о собственном здоровье на них оказывают врачи-специалисты (28,7%), а наименее значимое – газеты и журналы (23,2%). Провоцирующим фактором, оказывающим негативное влияние на состояние здоровья, студенты называют неправильный образ жизни (53,4%). Будущие врачи не придают существенного значения такому фактору, как вредные привычки (10,9%).

2. Отношение к здоровью и его колебания отражаются на эмоциональном состоянии первокурсников. Благополучное состояние здоровья в большинстве случаев сопровождается спокойствием (57,5%), а неблагополучное состояние характеризуется озадаченностью по поводу своего здоровья (26%). Также следует сказать о том, что часть студентов в целом безразлично относится к состоянию своего здоровья (28,7%). Испытуемым не свойственны в ситуациях заболеваний эмоциональные переживания стыда (61,4%).

3. Приверженность здоровому образу жизни у студентов-первокурсников выражается, главным образом, в избегании вредных привычек (36,9%). Наименее выраженной мерой является практика специальных оздоровительных систем (60,2%). Несмотря на высокую значимость роли врачей по поводу осведомленности своего здоровья большинство студентов предпочитают принимать меры самостоятельно (34,1%) и осуществлять самолечение.

4. Здоровье выступает для студентов 1 курса доминирующей по значимости потребностью (71,2%). Достичь оптимального уровня здоровья помогают такие качества, как упорство и трудолюбие (68,4%). Материальный достаток, по мнению студентов, редко играют ключевую роль в обеспечении здорового образа жизни (4,1%). Недостаточную заботу о своем здоровье девушки и юноши 1-го курса склонны объяснять отсутствием времени (32,8%), учебной и наличием «более важных дел» (20,5%).

3. Практические аспекты формирования отношения к здоровью у студентов 1го курса педиатрического факультета

Оренбургского государственного медицинского университета

Полученные в процессе экспериментальной работы результаты послужили основой для разработки комплекса психологических заданий и упражнений, направленных на профилактику и коррекцию отношения к своему здоровью у студентов педиатрического факультета Оренбургского государственного медицинского университета. При этом мы исходили из того, для формирования направленности на здоровый образ жизни необходимо правильно сформировать все компоненты отношения к здоровью, включая когнитивный, эмоциональный, поведенческий и ценностно-мотивационный. Наиболее оптимально указанному условию удовлетворяет такая форма работы, как социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников [14].

Цель социально-психологического тренинга – профилактика и коррекция сформированности компонентов отношения к здоровью у студентов педиатрического факультета ОрГМУ.

Задачи тренинга:

1) формирование знаний о своем здоровье, основных факторов, которые оказывают как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье, а также развитие понимания роли здоровья в жизнедеятельности;

2) выявление и регулирование переживания и чувства, которые связаны с состоянием здоровья или его изменением;

3) развитие степени соответствия действий и поступков требованиям здорового образа жизни;

4) формирование значимости здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, а также развитие степени сформированости мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

Принципы работы тренинговой группы:

1) диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное, полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников;

2) постоянная обратная связь, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий;

3) самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых целей;

4) оптимизация развития – констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом и создание условий для их развития;

5) добровольное участие в тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтересованность студентов;

6) погружение, требующее организации работы крупными временными блоками;

7) изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий;

8) свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах [5].

Форма занятий: малая группа 10-13 человек.

Программа тренинга включает в себя шесть последовательных этапов. В качестве иллюстрации приведем некоторые примеры проводимых заданий и упражнений.

I. Вводное слово ведущего – информирование участников группы о целях и форме занятия.

На первом этапе ведущий говорит об актуальности отношения к здоровью у студентов медицинского вуза, оповещает о том, что компоненты сформированы недостаточно и необходимо провести работу, которая будет проходить в интересной, игровой форме. Здесь же участники знакомятся друг с другом, и принимают общие правила группы, которые примерно могут состоять из следующих пунктов:

- правило принятия – что бы ни делал один из участников группы, он не должен подвергаться критике и оценке;

- правило общей работы – любое задание касается всех, и общая задача заключается в том, чтобы с ним справлялся каждый;

- правило Я-высказывания (говори от своего имени, высказывай свое личное мнение, рассказывай о своих чувствах и состояниях) – это особая речевая форма, при помощи которой можно обнародовать свое мнение, не обижая окружающих;

- обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки; и т.д. по усмотрению участников группы.

На этом этапе участникам можно предложить упражнение «Фотоальбом», направленное на сплочение группы: «Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом. Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения

Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое, желательно не очень сложное, движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу фотоальбома, а там – моя фотография. Теперь ему придется сначала повторить мое имя в сочетании с моим простым движением, а уже потом добавить в альбом свою собственную фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников.

Понятно, что чем длиннее цепочка, тем сложнее запомнить имена и характерные движения всех предшествующих игроков. Тем не менее, попробуем сделать над собой усилие и продлить цепочку с «накоплением» как можно дольше. Если же кто – то из игроков сбился – не может вспомнить имен и движений, то с этого места мы начнем строить новую цепочку, новую серию фотоснимков».

Также можно выполнить упражнение «Чем мы похожи». Суть упражнения состоит в том, что члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплимент». Участникам можно предложить сделать комплимент соседу без слов, жестами. После того, как комплимент закончился, целесообразно провести по кругу опрос: «Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?». Правильность ответа подтверждает или не подтверждает автор комплимента.

Упражнение «Атомы». Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в «молекуле» может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. Объединяются таким образом: нужно стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.

Упражнение «Зеркало и обезьяна». Участники разбиваются на пары и встают друг против друга. Один из пары – «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой – «зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. (Через некоторое время участники меняются ролями). Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также попросить пары работать по очереди. Это поможет ведущему организовать наблюдение и обсуждение.

Обсуждение:

- Какая роль («обезьяны» или «зеркала») давалась легче и почему?

В процессе обсуждения участники приходят к выводу, что важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.

Упражнение «Здравствуй, я рад тебя видеть». Участники группы обращаются друг к другу по очереди. Заканчивая фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть…», нужно сказать что-то хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне.

Упражнение «Счастливое событие». Участникам предлагается вспомнить какое-нибудь радостное событие, когда их окружали близкие им люди – родители, родственники, друзья или знакомые. Важно, чтобы каждый нашел что – то, что действительно ценит и может вспоминать с удовольствием.

Упражнение «Карусель общения». Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим: «Я люблю…», «Меня радует…», «Мне грустно когда…», «Я сержусь, когда…», «Я горжусь собой, когда…».

Упражнение «Встреча взглядами». Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.Возможен и второй вариант. Отличается противоположной постановкой задачи – ни с кем не встретиться взглядом.

Упражнение «Вопрос - ответ». Участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он бросает мяч партнеру. Тот, поймав его, должен перебросить мяч другому члену группы, произнося одновременно с действием собственную реплику, и т. д. Например: «Как ты себя чувствуешь?» - «Хорошо» - «Какое у тебя настроение?» и т. д.

II. Профилактика и коррекция когнитивного компонента отношения к здоровью. На данном этапе важно предоставить совокупность представлений, умозаключений и мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и укрепления здоровья.

Например, участникам можно предложить упражнение «Мозговой штурм»: необходимо назвать как можно больше определений понятия «здоровье»; факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на здоровье; роль здоровья в жизнедеятельности.

Упражнение «Составление портрета здорового человека». Группа делится на 2 подгруппы по принципу «футбол – волейбол». Первая подгруппа получает задание изобразить здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так. Вторая подгруппа получает задание изобразить нездорового человека и объяснить, почему именно так должен выглядеть нездоровый человек.

Упражнение «Интервью». Участники должны разделиться на пары, повернуться лицом друг к другу и по очереди за одну минуту узнать как можно больше друг у друга о понятии «здоровье», «здоровый образ жизни» и т.п. Задача участника – рассказать от своего имени все, что он запомнил.

Упражнение «Цветок здоровья». Студенты делятся на две команды. Каждая команда получает по 7 лепестков, вырезанные из белой бумаги. В течение минуты участники должны на лепестках написать, что нужно для того, чтобы сохранить здоровье (по одному слову), затем соединить лепесточки и озвучить то, что написали.

Ведущий: Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить со школьной скамьи. Какие факторы влияют на здоровье, мы уже с вами выяснили. Давайте продолжим суждение - Здоровье важно и ценно, потому что ...

Также эффективным будет упражнение «Дебаты», которое состоит из нескольких поочередных этапов:

1. Зачитывается памятка участника диспута.

2. Участники разбиваются на 3 команды: «Отрицающие», «Утверждающие» и «Эксперты».

3. На обсуждение выносится вопрос: «Так ли важно вести здоровый образ жизни?»

4. Обсуждение в командах. Команда «Утверждающих» должна аргументировано доказать, что «да» важно вести ЗОЖ, команда «Отрицающих» - «нет».

5. Защита каждой команды своей линии дискуссии.

6. Перекрестные вопросы команд.

7. Подведение итогов дискуссии командой «Экспертов».

Вывод из игры: участники по кругу высказываются о том, как чувствовали себя во время дебатов, и совпадала ли их точка зрения по обсуждаемому вопросу с задачей команды.

Упражнение «Экспресс здоровья».

- Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. У вас есть листочки со словами-ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово.

Участники прикрепляют листики со словами-ассоциациями к плакату с изображением паровоза с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье.

Упражнение «Стена вредных привычек».

- Что мешает нам вести здоровый образ жизни? На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.

III. Профилактика и коррекция эмоционального компонента отношения к здоровью. На этом этапе важно проанализировать эмоциональные переживания и комплекс ощущений, формирующие общий эмоциональный фон здорового человека.

Например, упражнение «Ассоциации»: необходимо называть все ассоциации на слово «здоровье», а также описывать свои ощущения по поводу состояния благополучного и неблагополучного состояния здоровья.

Упражнение «Ритмы свободы» (эмоциональная регуляция посредством дыхательной гимнастики).

Хлопни в ладоши три раза.

Сядь на пол.

Топни правой ногой.

Топни левой ногой.

Поднимись.

Помаши руками.

Глубоко вдохни, задержки дыхание.

Сделай полный выдох.

Медленно, как сдувающийся шарик, опустись на пол.

Медленно поднимись.

Повернись три раза вокруг себя.

Громко скажи: «Я свободен!»

Упражнение«Ведро мусора». Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Посреди комнаты ставится символическое ведро мусора. Участники размышляют, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное». После этого участники рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение «Я в лучах солнца». Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека.

Упражнение «Метод быстрого снятия эмоционального и физического напряжения». Цель: осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения, освоение приемов саморегуляции.

«Муха»: сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха, попытайтесь согнать её (со лба, носа, подбородка и т.д.).

«Лимон»: сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями верх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Представьте, что у вас в правой руке находится лимон и Вам необходимо его сжать, затем левой рукой, затем обеими руками. Затем расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

«Отдых»: исходное положение – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

«Замок»: исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2-3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

«Голосовая разрядка»: сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов – издать резкий звук, например, «Ух!». Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

Упражнение «Волшебный лес чудес». Цель: формирование образа поддержки, ресурсного состояния. 

- «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: «лес – роща» и встанем в две шеренги. Наши руки – это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине». 

Обсуждение:

1. Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?

2. Ваши чувства, когда вы были деревьями?

3. Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

Упражнение «Храм тишины» или «Сад моей души». Цель: cплочение, разрядка.

Храм тишины. Ведущий предлагает участникам сесть поудобней, закрыть глаза и дает инструкцию. «Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного шумного города… Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры… Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны… или радостны. Обратите внимание на звуки, которые вы слышите… Обратите внимание на витрины магазинов… Что вы в них видите?.. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих… Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?.. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице… Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей… Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других… Вы видите на нем большую вывеску: «Храм тишины»… Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной… Побудьте в этом храме… в тишине… Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно… Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к «Храму тишины». Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь».

Сад моей души. Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает. А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.

Упражнение «Моя аффирмация». Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями – аффирмациями.

- Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения.

Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.

Упражнение «Подари улыбку». Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям справа и слева. Важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Упражнение «Внутренняя бесконечность». При выполнении заданий, объединенных под этим названием, участники занятий имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения. Таким образом, студенты приобретают опыт переживания различных эмоциональных состояний.

1. Сейчас все сядут на стулья так, как сидит котенок, который греется на солнышке.

2. Все встанут и идут по кругу, как гордый лев по пустыне.

3. Все садятся так, как сидит обезьяна, которая впервые увидела себя в зеркале.

4. Все встанут и пойдут, как ходит кошка, поймавшая мышь.

5. Сядут, как собака, ждущая своего хозяина.

6. Сядут, как страус, увидевший льва.

7. Сядьте, как змея, которую напугали.

8. Сядьте так, как сидит Золушка, которую не пустили на бал.

IV. Профилактика и коррекция поведенческого компонента отношения к здоровью. На данном этапе важно определить совокупность усилий, стремлений и конкретных действий, направленных на достижение целей здорового образа жизни.

Например, упражнение «Эстафета здоровья»: задача заключается в том, чтобы показывать соседу упражнение и тот должен его выполнить. Целью данного упражнения является взаимодействие участников друг с другом, а также понимание того, что вести здоровый образ жизни можно, выполняя при этом несложные упражнения, которые делать легко, и которые оказывают позитивное влияние. В конце упражнения важно поделиться своими ощущениями.

Упражнение «Живые цифры». Ведущий называет различные цифры, а каждый участник демонстрирует их своим телом. После того, как продемонстрированы все цифры, участники объединяются в тройки и начинают показывать называемые ведущим трехзначные числа (5-7 повторений). Тех, кому удалось лучше всего продемонстрировать числа, можно наградить аплодисментами.

Упражнение «Мое поведение».

- Сейчас мы выполним упражнение, цель которого – научиться различать, когда мы ведем здоровый образ жизни, когда – нездоровый. Вот эта игрушка (можно куклу, которая надевается на руку) будет говорить, что произошло (например, я пошёл гулять с друзьями), а тот, кто берет другую игрушку (надевает другую куклу на руку), должен будет показать, что говорит и как ведет себя в этой ситуации человек, ведущий здоровый образ жизни и не здоровый.

Ведущий от имени игрушки предлагает определенную ситуацию (тебе незаслуженно поставили отработку, ты хочешь посмотреть телевизор, а надо готовиться к семинару и т. п.). После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно предложить участникам придумать свои собственные ситуации.

Важно, чтобы упражнение выполнили все участники, при чем ведущий обращает внимание на то, чтобы они сами оценили ответ как уверенный или неуверенный.

Упражнение «Радуга здоровья».

- Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому, кто его найдет, дарит счастье и богатство. Нарисуйте вашу личную радугу, созданную дождем и солнцем для того, чтобы порадовать вас. Пусть те точки, где радуга опирается на горизонт, обозначают ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в точке будущего вас ждет нечто ценное и очень желательное для вас, идеально подходящее вам в плане сохранения и укрепления Вашего здоровья. Сосредоточьтесь, прежде всего, на радуге, на её цветах, её изгибе. Затем там, где она уходит за горизонт, нарисуйте вашу цель, связанную со здоровьем, которая придет вам в голову во время рисования.

Во время обсуждения участники вносят изменения в рисунок:

- Как мне достичь своей цели?

- Что зависит от меня, а что от других?

- Что уже есть у меня, чтобы достичь этой цели?

- Какие препятствия могут встретиться на пути?

- От чего мне, возможно, придется отказаться?

- Что я выигрываю? Кто, кроме меня может получить удовольствие от достижения этой цели?

- Как я отношусь к этой цели?

Упражнение «Победи своего дракона». Ведущий рассказывает участникам о том, что в каждом из нас есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы, почему-то, миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это муторное и долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.

Участникам предлагается нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности. После выполнения задания участникам предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько, сколько членов в группе.

Обсуждение:

- Что проявилось в этих историях?

- Может ли эта сказка (история) реально помочь победить «своего дракона» и в чем?

- Думал ли кто-нибудь над тем, что действительно можно сделать со своими «драконами»?

Упражнение «Насос и надувная кукла». Ребенок надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Ведущий накачивает куклу воздушным насосом, ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с…с…с» , на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, она выравнивается, сильно напрягается, после этого из нее вынимают насос, кукла постепенно «сдувается» и «опадает».

Растяжка «Бабочка». Сидя на полу захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени разведены в стороны. Пятки придвинуть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Покачать бедрами, как будто бабочка машет крыльями.

V. Профилактика и коррекция ценностно-мотивационного компонента отношения к здоровью. Данный этап направлен на формирование значимости ценности здоровья и развитие мотивации на укрепление и сохранение здоровья.

Например: упражнение «Береги здоровье смолоду»: участникам необходимо вспомнить как можно больше пословиц на тему здорового образа жизни. Затем ведущий зачитывает примерный список пословиц, каждая из которых обсуждается в группе.

- Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

- Береги платье снову, а здоровье с молоду.

- Болен – лечись, а здоров – берегись.

- В здоровом теле здоровый дух.

- Дал бы Бог здоровья, а счастье найдем.

- Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял.

- Закаляй свое тело с пользой для дела.

- Здоров будешь – все добудешь.

- Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

- Физкультурой заниматься будешь – про болезни забудешь.

Упражнение «Старый я, новый я». Члены группы иллюстрируют изменения, произошедшие с ними в ходе тренинга, с помощью коллажей. Одна половина коллажа символизирует «мою прошлую личность», другая – «нового меня». Картинки, символы и слова вырезаются из журналов и приклеиваются на картон. После того, как коллажи закончены, каждый участник демонстрирует свое произведение группе и проводится обсуждение и анализ каждой работы.

Упражнение «Хорошо или плохо» Ведущий выбирает какую-либо характеристику, связанную с понятием «здоровье»; можно записать несколько названных участниками характеристик на листах бумаги и вытянуть одно из них или решить всем вместе, какую характеристику взять. Каждый участник по кругу высказывает свое мнение о предложенной характеристике. При этом первый участник начинает свое высказывание со слов, например, «хорошо вести здоровый образ жизни, потому что..», а следующий начинает со слов «плохо вести здоровый образ жизни, потому что…», и т. д. попеременно. Проводятся два круга для того, чтобы каждый мог отразить позитивную и негативную сторону своего отношения к предложенной характеристике или понятию.

Упражнение «Снаружи – внутрь». В ряд выстроено 6 – 7 стульев спинкой к сиденью. Стулья изображают различные «пласты» личности. Стул с левого края – внешний пласт, видимый всему миру и всем известный. Стул с правого края – самый глубинный пласт, сердцевина личности. Остальные стулья – это промежуточные слои.

Каждый участник по очереди выходит, садится на крайний стул и описывает себя таким, каким он внешне представляется людям. Затем садится на следующий стул и описывает себя уже в соответствии со следующим слоем. Не обязательно пройти все пласты. Можно остановиться на любом этапе, как только возникнет чувство неловкости.

Обсуждение:

1. Что вы чувствовали во время представления?

2. Что вас удивило?

3. Какие различия вы увидели между разными пластами человеческой личности?

Упражнение «Прошлое – настоящее - будущее»

- Нарисуйте отрезок. Разделите его на три части, которые соответствовали бы прошлому, настоящему и будущему. Поставьте значок, где вы находитесь сейчас. Какая часть жизни уже пройдена, а какая - впереди? Поделитесь своими мыслями о прошлом (запишите их под соответствующим отрезком). Что происходит в настоящем, что вас увлекает сейчас? Что вас ждет в будущем?

Упражнение «Ваше здоровье в ваших руках».

- В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. «Живая она или мертвая?» – был следующий вопрос. И старец ответил: «Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!».

Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.

Возьмите бабочки в руки – это ваше здоровье. Оторвите крыло у бабочки. Жалко. А это наше здоровье. Кто надорвал крыло: вы видите, что если его и склеить на нём останется трещина так и ваше здоровье, если к нему не относится, бережно оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.

VI. Завершение тренинговых занятий.

На этом этапе происходит рефлексия результатов занятия, подведение итогов.

Например, упражнение «Психологическая поддержка». Участникам предлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за…». Сосед справа поворачивается к нему и произносит: «Все равно ты молодец, потому что…». Таким образом, называя положительные черты этого участника, он оказывает психологическую поддержку.

Обсуждение:

1. Какая часть задания была для вас наиболее приятной, первая или вторая?

2. Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные качества?

3. Что вы чувствовали, когда слышали от другого свои положительные качества?

Упражнение «Спасибо за приятное общение!»: все становятся в круг. Затем один из участников становится в центр, а другой подходит к нему, пожимает ему руку и произносит: «Спасибо за приятное общение!». Оба остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает её и говорит то же самое. Таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединяется последний участник, круг замыкается и церемония завершается.

Заключение

Здоровый образ жизни студентов – особая сфера внимания государства и общества. Потребность рынка труда в здоровых специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и работоспособности, предъявляют повышенные требования к образовательной среде вуза, являющейся значимым фактором общекультурного развития, формирования индивидуальной ответственности каждого студента за состояние своего здоровья.

Данные многочисленных теоретических и эмпирических исследований с очевидностью демонстрируют необходимость акцентирования внимания на профилактике и пропаганде способов сохранения и укрепления здоровья студентов одного из важнейших условий успешного обучения в медицинском вузе, профессионального и личностного становления.

Проведенный анализ научной литературы послужили основой определения цели исследования – определить содержательные особенности сформированности отношения к здоровью у студентов 1 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России.

В рамках исследования был поставлен ряд задач:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме отношения к здоровью в студенческом возрасте.

2. Изучить компоненты отношения к здоровью у студентов 1 курса педиатрического факультета ОрГМУ.

3. Провести анализ выраженности компонентов отношения к здоровью у студентов-первокурсников педиатрического факультета ОрГМУ.

4. Составить комплекс психологических заданий и упражнений по формированию когнитивного, эмоционального, поведенческого и ценностно-мотивационного компонентов отношения к здоровью у студентов педиатрического факультета.

Обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы. В структуре отношения студентов к своему здоровью выделяются содержательные особенности.

1. В структуре когнитивного компонента отношения к здоровью на осведомленность в области здоровья и здорового образа жизни на студентов врачи и специалисты, а также научно-популярные книги. Несущественное значение имеют газеты и журналы, а также СМИ. Приоритетными факторами, влияющими на состояние их здоровья, опрошенные называют, прежде всего, здоровый образ жизни. В структуре эмоционального компонента для студентов обследованных курсов, при благополучном состоянии их здоровья, наиболее характерно состояние «я спокоен»; наименее характерно – состояние «мне это безразлично». При ухудшении состояния здоровья испытуемые преимущественно переживают состояние «я озабочен». В структуре поведенческого компонента степень приверженности здоровому образу жизни выражается в большинстве случаев в избегании вредных привычек. Наименее выражена у юношей и девушек практика специальных оздоровительных систем. В случае ухудшения физического или психического самочувствия студенты, как правило, принимают меры самостоятельно или обращаются за советом к друзьям или родственникам. В структуре ценностно-мотивационного компонента студенты выделяют такие доминирующие потребности, как здоровье и счастливая семейная жизнь. Наименьшую значимость представляют для испытуемых признание окружающих. К наиболее значимым причинам недостаточной заботы о своем здоровье студенты относят недостаток времени.

2. Когнитивный компонент отношения к здоровью у студентов-первокурсников развит на достаточно высоком уровне. Осведомленность студентов в области здоровья и его существенных характеристик, знания о позитивных (укрепляющих) и негативных (повреждающих) факторах здоровья, понимание роли здоровья в жизнедеятельности человека и обеспечении долголетия остаются достаточно стабильными. При этом поведенческий компонент отношения к здоровью отражает недостаточный уровень сформированности у студентов активной позиции и культуры здоровья, проявляющихся в отсутствии регулярной заботы о своем здоровье, редком обращении за профессиональной медицинской помощью, самолечении. Полученные нами данные созвучны результатам других исследований (Т.В. Белинская, 2005; Р.А. Березовская, 2011; И.В. Журавлева, 2006; В.М. Кабаева, 2002 и др.), констатирующих существующий у студенческой молодежи разрыв между намерениями вести здоровый образ жизни и непосредственными действиями по их реализации. Эмоциональный компонент демонстрирует переживание студентов по поводу ухудшения состояния своего здоровья. Ценностно-мотивационный компонент раскрывает значимость здоровья в системе жизненных ценностей студентов, однако реальное воплощение в практике жизнедеятельности приемов и способов поддержания и укрепления своего здоровья облекается в форму «отложенной реализации» и носит пассивно-выжидательный характер. Другими словами: студенты знают, что такое здоровье и что о нем надо заботиться, но не делают этого.

3. В целях повышения уровня сформированности всех компонентов отношения к здоровью следует вести целенаправленную, систематическую, длительную специальную работу по формированию изучаемого феномена у будущих специалистов. Исходя из этого, нами был составлен комплекс практических занятий и упражнений, направленных на профилактику и коррекцию сформированности компонентов отношения к здоровью у студентов педиатрического факультета ОрГМУ. Основной формой проведения выступил социально-психологический тренинг, способствующий целостному формированию отношения будущих специалистов к своему здоровью в гармоничном единстве когнитивного, эмоционального, поведенческого и ценностно-мотивационного компонентов.

Список литературы:

1. Августова, Л.И., Никифоров, Г.С. Критерии здоровья / Л.И. Августова, Г.С. Никифоров // Ученые записки СПбГИПСР. – 2009. – №1. – С. 92-99.

2. Агаджанян, Н.И. Этнос, здоровье и проблемы адаптации / Н.И. Агаджанян, Г.М. Коновалова, Р.Ш. Ожева // Новые технологии. – 2010. – №3. – С. 88-92.

3. Алексеенко, С.Н. Система обучения в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в медицинском вузе: автореф. Дис. … докт. мед. наук / С.Н. Алексеенко. – М, 2013. – 47 с.

4. Березовская, Р.А. Отношение к здоровью / Р.А. Березовская // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2013. – 400 с. – С. 214-244.

5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание 3-е, стереотипное.

6. Давлетшина, Р.М. Психолого-педагогические детерминанты формирования отношения студентов вуза к своему здоровью в образовательном процессе: автореф. дис. … канд. психол. наук / Р.М. Давлетшина. – Екатеринбург, 2013. – 24 с.

7. Есауленко, И.Э. Влияние условий обучения на состояние здоровья студентов / И.Э. Есауленко, А.С. Фаустов, И.И. Либина, О.И. Губина // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. – 2009. – №2. – С. 55-59.

8. Логачева, Е.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города: автореф. дис. … канд. социол. наук / Е.А. Логачева. – Ростов-н/Д., 2014. – 36 с.

9. Миронов, С.В. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения качества их медицинского обслуживания: автореф. дис. …. канд. мед. наук / С.В. Миронов. – М., 2014. – 25 с.

10. Мясищев, В.Н. Психологические отношения / В.Н. Мясищев // Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. – М., Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1998. – 362 с.

11. Никифоров, Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.

12. Опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской / Психологическая лаборатория [Электронный ресурс]. URL: http://xn----7sbbaeiowbgqig8abjbc7acdh6a9czc6mla.xn--p1ai/downloads.php?cat_id (дата обращения: 15.09.2014)

13. Петленко, В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность / В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко. – СПб.: Вестник Балтийской педагогической академии, 1998. – 120 с.

14. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

15. Пчелкина, Е.П. Ценностные предпочтения студенческой молодежи в отношении здоровья: автореф. дис. …. канд. социол. наук / Е.П. Пчелкина. – М., 2012. – 20 с.

16. Семенкова, Т.Н. Здоровье обучающихся как социальная и адаптивная ценность / Т.Н. Семенкова, Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина // Вестник КемГУ. – 2011. – №1 (45). – С. 83-92.

17. Храмов, В.В., Амирова, И.А. // Потребности здоровьесбережения студентов медицинского вуза в культурно-профессиональном контексте / Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016 – №6 – С. 1155-1157.

Просмотров работы: 103