ОЦЕНКА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПОЕЗДОВ МИРА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОЦЕНКА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПОЕЗДОВ МИРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы активно укрепляется тенденция развития высокоскоростных пассажирских сообщений в разных странах мира. Некоторые из них придают увеличению протяженности сети высокоскоростных железных дорог более высокий приоритет, чем повышению скорости поездов. Мировым лидером по протяженности высокоскоростных железных дорог остается Китай - более 22тыс. км.

Рейтинг высокоскоростных поездов по лучшей маршрутной скорости

В данном обзоре сравнивается состояние высокоскоростных сообщений в 2017 и 2015 гг. Для корректности проводимого исследования в качестве базы для сравнения были выбраны расписания движения поездов по рабочим дням в мае и июне 2017 г. Расписания для выходных и праздничных дней, а также специально назначаемые поезда не принимались к рассмотрению.

В 2015 г. поезд, следующий по маршруту Шицзячжуан – Чжэнчжоу, занимал первую позицию с маршрутной скоростью 283,4 км/ч и продолжал бы оставаться на этой позиции, если бы 21 сентября 2017 г. не было бы восстановлено движение поездов со скоростью 350 км/ч: теперь по линии Пекин – Шанхай обращаются 14 поездов G10 Fuxing с максимальной скоростью 350 км/ч. Они преодолевают 1318 км за 4 ч 28 мин с маршрутной скоростью 318,9 км/ч.

Более примечательны изменения в части используемого подвижного состава. Высокоскоростные поезда первого поколения активно заменяются подвижным составом второго и третьего поколений. При этом во многих случаях поезда более поздней постройки не отличаются лучшими скоростными характеристиками относительно заменяемых. Основным критерием для железнодорожных компаний является себестоимость место –километра, что зачастую важнее развиваемых поездами скоростей.

В Японии поезда серии 0, с которых в 1964 г. началась история высокоскоростного движения на линиях Синкансен, полностью выведены из эксплуатации в 2008 г. К настоящему времени завершена также эксплуатация поездов серии 100, 200 и 300. Эволюция подвижного состава Синкансен продолжается: в 2016 г. компания JR Central сообщала о начале строительства предсерийного 16-вагонного поезда N700S с целью испытаний новшеств, вносимых в конструкцию подвижного состава нового поколения, предназначенного для магистралей Токайдо и Санъё Синкансен.

Во Франции выводятся из эксплуатации поезда TGV первого поколения, а также значительная часть поездов Eurostar, которые были специально построены для работы на маршрутах, проходящих через тоннель под Ла – Маншем. Компания 23 мая 2017 г. ввела в обращение на маршруте Лондон – Брюссель 17 электропоездов Velaro e320 постройки Siemens. Ранее они курсировали между Лондоном и Парижем. Eurostar планирует продлить маршруты обращения этих поездов до Амстердама, поскольку Velaro e320 на даны момент оборудованы европейской системой управления движением поездов ETCS, необходимой для работы на этом маршруте.

Железные дороги Германии (DB) приступили к замене поездов ICE первого поколениями поездами серии ICE 4. Первые два предсерийных поезда были введены в опытную коммерческую эксплуатацию в конце 2016 г. на линии Гамбург - Мюнхен; еще четыре поезда добавятся к ним в конце 2017 г. до начала крупномасштабных поставок. В рамочном договоре предусмотрена гарантированна поставка 119 поездов с последующим увеличением общего их числа до 300 ед.

Ветераном высокоскоростного движения является британский дизель-поезд HST, появившийся в 1976 г. и развивавший скорость до 200 км/ч, что вывело Великобританию в 1977 г. на второе место в рейтинге высокоскоростного движения вслед за Японией. Эти поезда прошли ремоторизацию и модернизацию, поэтому есть основания предполагать, что их срок службы на магистральных линиях превысит 50 лет (рис. 1). Альтернативной является возможность использования некоторых поездов HST для перевозки посылок и легковесных грузов.

Страны - лидеры рейтинга высокоскоростного движения

Анализы статистических данных подтверждает замедление роста величины маршрутной скорости в высокоскоростном движении. До недавнего времени ни один оператор не показывал максимальную скорость выше 320 км/ч в регулярных пассажирских перевозках. Это означает, что оптимальной считается маршрутная скорость примерно 280 км/ч. Для ее поддерживания необходимо точное следование графику, отсутствие ограничений скорости по состоянию структуры.

Рис. 1.Один из ветеранов высокоскоростного движения – дизель-поезд InterCity 125 (HST) в цветах бывших Британских железных дорог

Первые четыре позиции в рейтинге стран с высокоскоростными пассажирскими перевозками за 2 последних года не изменились. Безусловным остается лидерство Китая, который эксплуатирует самую протяженную сеть высокоскоростных магистралей и крупный парк высокоскоростных поездов. В число лидеров высокоскоростного движения, выполняющих перевозки поездами с маршрутной скоростью не менее 250 км/ч, входят Китай, Франция, Япония (рис. 2), Испания, Тайвань, замыкает шестерку Италия. Примечательно, что маршрутная скорость самых быстрых итальянских поездов – пяти поездов Frecciarossa одинакова с лучшими тайваньскими экспрессами и составляет 256,4 км/ч.

В следующую группу участников рейтинга с маршрутной скоростью от 200 до 250 км/ч входят Германия, европейские поезда международных сообщений, Республика Корея и Турция. Эксплуатируемые в России поезда «Сапсан» вплотную приблизились к этой группе маршрутной скоростью 198 км/ч. Важно отметить, что такая скорость достигается не на реконструированной линии, по которой курсируют также грузовые, пассажирские и пригородные поезда.

Рис. 2. Высокоскоростной поезд серии 700 железной дороги JR Central

В Великобритании лучшие показатели скорости не изменились, однако в 2017 г. появился поезд независимого оператора Grand Central, отправляющийся в 19 ч 52 мин с лондонского вокзала Кингс – Кросс в Донкастер. Используя удобную вечернюю нитку графика движения по магистрали Восточного побережья, этот экспресс достигает маршрутной скорости 172,9 км/ч и является единственным высокоскоростным дизель – поездом.

Конкуренция операторов

В данном обзоре представлены поезда трех независимых операторов: Italo (рис. 3) - оператора NTV (Италия), SRT (рис. 4)- оператора Supreme Railways (Республика Корея) и Лондон- Донкастер- оператора Grand Central (Великобритания).

В перспективе в рейтинг 2019 г. может войти и Марокко, где к середине 2018 г. планируется открытие высокоскоростной линии Танжер – Кенитра. Марокко станет первой африканской страной в этом рейтинге.

Коммерческие императивы

Статистические данные демонстрируют тенденцию к незначительным изменениям в расписаниях движения высокоскоростных поездов, при этом для основных поездов график остается неизменным. Наблюдается также увеличение числа промежуточных остановок между конечными станциями, что естественно снижает маршрутную скорость, поскольку тратится дополнительное время на разгон и замедление.

Рис.3. Поезда Italo частного оператора NTV (вверху) и его конкурент Frecciarossa 1000 государственного оператора Trenitalia

Затраты на электроэнергию также являются весьма значимым фактором, поскольку расход энергии на тягу возрастает пропорционально квадрату скорости поезда. На основании имеющихся данных можно утверждать, что для высокоскоростных магистралей , по которым возможно движение со скоростью до 300-320 км/ч, существующие значения средних скоростей на сегодняшний день близки к своему пределу. Поэтому с достаточно высокой вероятностью можно утверждать, что в ближне- и среднесрочной перспективе не следует ожидать значительного прироста маршрутной скорости.

Список использованной литературы

1.Список скоростных поездов [электронный ресурс]/Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (15.11.2018г.)

2.[электронный ресурс].-Режим доступа: http://rly.su/book/export/html/6669 (15.11.2018г.)

3.[электронный ресурс].-Режим доступа: https://moluch.ru/archive/67/11206/ (15.11.018)

Просмотров работы: 12