ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Панченко И.А. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Железнодорожный транспорт является сложной производственно-экономической и социальной системой со своей внутренней, только ей присущей территориально-производственной и функциональной структурой. В этом значении он выступает и как самостоятельная отрасль национального хозяйства, и как отрасль материального производства, продолжающая процесс создания стоимости товаров в сфере обращения.

Безусловно, железнодорожный транспорт необходимо совершенствовать, так как отказ от этого приведёт к резкому замедлению темпов экономического роста в стране. Дабы не допустить этого, была разработана государственная Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ на максимально возможную перспективу - до 2030 г.

«Целью стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации является транспортное обеспечение ускоренного экономического роста в России на основе эффективного развития и модернизации железнодорожного транспорта, гарантирующего единство экономического пространства Российской Федерации и реализацию конституционных прав граждан на свободу передвижения и достижение глобальной конкурентоспособности транспортной системы».

Эффективная деятельность железнодорожного автотранспорта Российской Федерации — базы транспортной инфраструктуры государства — представляет исключительную значимость в формировании условий для модернизации, перехода в современный путь формирования и стабильного увеличения государственной экономики, содействует формированию условий для обеспечения лидерства Российской федерации в изменяющейся международной финансовой концепции.

От капитала и качества деятельности железнодорожного автотранспорта находятся в зависимости не только перспективы последующее социально-финансовое становление, но и способности страны качественно осуществлять подобные важные функции, как охрана государственного суверенитета и безопасность государства, усиление целостности пространства, предоставление потребности людей в транспортировках, разработка критериев с целью выравнивания социально-экономического развития регионов, увеличение ресурсной независимости и всемирной конкурентоспособности Российской Федерации.

Железнодорожный транспорт исторически считается основным звеном в автотранспортной системе Российской федерации и как главный тип путей сообщения содержит обильную историю и замечательные традиции. Его доля в ВВП составляет 4,7%, в стоимости основных производственных фондов страны - 13%, в среднегодовой численности работников - 2,7%.

В соответствии с сведениями Росстата о грузообороте различных видов транспорта, железнодорожный транспорт не прекращает повышать собственную часть на рынке транспортных услуг: в I квартале 2018г. Грузооборот транспорта, согласно заблаговременным сведениям, составил 1382,1 млрд. тонно-километров, в том числе железнодорожного — 636,6 млрд., автомобильного — 55,2 млрд., морского — 7,6 млрд., внутреннего водного — 5,4 млрд., воздушного — 1,7 млрд., трубопроводного — 675,5 млрд. тонно-километров.

Рис. 1. Грузооборот по видам транспорта

Пассажирооборот транспорта всеобщего использования в I квартале 2018г. составил 107,6 млрд. пасс. - километров, в том числе железнодорожного — 23,9 млрд., автомобильного — 26,9 млрд., воздушного — 56,8 млрд. пасс. - километров.

Рис. 2,3. Пассажирооборот транспорта общего пользования

Но сегодняшнее положение российских железных дорог без изменения темпов модернизации способно быть системным ограничением социально-экономического формирования государства.

Политика формирования железнодорожного транспорта Российской Федерации вплоть до 2030 года утверждается Правительством Российской Федерации. В основе её разработки находится формирование стабильной платформы и инструмента организации усилия страны , и предпринимательского общества согласно заключению перспективных финансовых вопросов и достижению больших социально-значимых итогов.

Политика формирования железнодорожного транспорта ориентирована на разрешение последующих вопросов:
1. «создание условий для реализации основных геополитических и геоэкономических целей Российского государства;

2. формирование инфраструктурного базиса для социально-экономического роста Российской экономики;

3. обеспечение транспортной доступности точек ресурсного обеспечения и промышленного роста, а также мест работы, отдыха, лечения, образования, национальных культурных ценностей - для каждого гражданина России;

4. приведение уровня качества и безопасности перевозок, в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами;

5. создание достаточных провозных способностей и необходимых резервов для полного удовлетворения спроса на перевозки при конъюнктурных колебаниях;

6. глубокая интеграция в мировую транспортную систему;

7. поддержание высокого уровня готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях, соответствующего требованиям обороноспособности и безопасности страны;

8. повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта;

9. сохранение социальной стабильности в отрасли и высокое качество жизни железнодорожников как важной составляющей российского общества, приоритетность молодёжной политики, эффективная социальная поддержка ветеранов железнодорожной отрасли;

10. внедрение высоких стандартов организации труда, его максимальной производительности и достижения на этой основе устойчивого обеспечения перевозочного процесса квалифицированными кадрами».

Развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает два этапа.

Инновационный этап развития железнодорожного транспорта (2008-2015 годы).

«Увеличение объёмов инвестиций в 2010 году в 2 раза и в 2015 году не менее чем в 3 раза Проект от 22.05.2007 «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года». к уровню 2006 года. Ускоренное усовершенствование имеющейся материально-технической основы области: абсолютная смена подвижного состава и технических средств с истекшими сроками работы на новейшую технику с значительной производительностью и невысокой ремонтоёмкостью; устранение барьерных зон с ограничениями провозных способностей и формирование их научно-технических запасов; увеличение нижних ограничений скоростей перемещения до 60 км/час, увеличение маршрутных скоростей в пассажирском сообщении в 15 км/час. Осваивание новейших продуктовых и географических рынков автотранспортных услуг. Введение инноваторских технологий в сфере эксплуатации и ремонтных работ объектов железнодорожного автотранспорта.

Начало финансирования инвестиционных проектов за счёт бюджетных средств и средств Инвестиционного фонда, активное применение механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП) и сокращение перечня имущества, ограниченного в обороте, для финансирования инвестиций. Первоочередные проекты: строительство дополнительных главных путей на 3,2 тыс. км действующих железнодорожных линий, организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург - Хельсинки, развитие подходов к портам Ванино, Сов. Гавань и др.
Постройка скоростных линий. Активизация проектно-изыскательских трудов с целью постройки новейших железнодорожных линий.

Государственное тарифное регулирование услуг железнодорожного транспорта гармонизируется с процессами поэтапного перехода к либерализации ценообразования в других естественных монополиях».

Этап динамичного расширения сети железных дорог. (2016-2030 годы).

«Полномасштабная реализация государственной стратегии развития железнодорожного транспорта. Увеличение железнодорожной сети на 22,3 Проект от 22.05.2007 «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года». тыс. км. Дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного пассажирского движения».

Формирование инфраструктурных условий с целью развития новейших пунктов финансового подъёма в государстве.

Вывод на международный уровень научно-технического и технологического развития железнодорожного транспорта.

Глобальная конкурентоспособность российской автотранспортной системы. Повышение международного контейнерного транзита вплоть до 1 млн. контейнеров в год.

Завершение формирования эффективного рынка перевозок.

По минимальному варианту (основан на энерго-сырьевом сценарии развития экономики) погрузка в 2030 г. прогнозируется в объёме 1970 млн. тонн, с ростом к уровню базового 2006 г., в 1,5 раза. Грузооборот прогнозируется в объёме 3050 млрд. тонн-км, с ростом в 1,56 раза, пассажирооборот — в 1,14 раза и превысит 202 млрд. пасс-км.

По максимальному варианту (основан на инновационном сценарии развития России) погрузка к 2030 г. возрастёт в 1,64 раза и достигнет 2150 млн. тонн. Грузооборот в 2030 году возрастёт по сравнению с 2006 годом в 1,69 раза и составит 3300 млрд. тонн-км, пассажирооборот — в 1,3 раза и превысит 231 млрд. пасс/км.

Также была разработана «Программа развития скоростного и высокоскоростного движения».

Основной мишенью программы развития высокоскоростного и скоростного движения считается увеличение скоростей движения пассажирских поездов, уровня и качества пассажирских перевозок в жд транспорте.

Осуществление программных мероприятий позволит обеспечить совершенствование автотранспортных взаимосвязей, сформировать для пассажиров наиболее заманчивые условия, увеличить удобство и защищенность пассажирских перевозок, уменьшить время в дороге. Создание привлекательных условий транспортного обеспечения даст возможность заинтересовать на железнодорожный транспорт дополнительный поток пассажиров с авиационного и автомобильного транспорта, уменьшить нерентабельность пассажирских транспортировок и воздействие транспорта на экологию. Организация скоростного и высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте также гарантирует снижение необходимости в маневровом составе, сохранение и последующее поощрение научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счёт размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.

Основными задачами Программы, направленными на достижение поставленных целей являются:

развитие производства нового поколения скоростного и высокоскоростного подвижного состава;

выбор полигона высокоскоростного и скоростного перемещения пассажирских поездов;

организация скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог;

создание технических средств для скоростного и высокоскоростного движения;

подготовка сотрудников для обеспечивания высокоскоростного и скоростного перемещения.

В проекте имеются три комплекса мероприятий согласно увеличению быстроты перемещения в железнодорожном транспорте:

Повышение маршрутных скоростей дальних пассажирских поездов до 70-90 км/ч, следующих на расстояния более 700 км. Обслуживание будет осуществляться пассажирскими вагонами со спальными местами.

Организация скоростного железнодорожного движения после реконструкции действующих линий между крупными региональными центрами скоростными поездами, маршрутная скорость которых находится в пределах до 160-200 км/ч, и время поездки не превышает 7 часов.

Создание высокоскоростных железнодорожных линий, на которых обеспечивается движение со скоростями до 350 км/час.

Осуществление Стратеги и развития железнодорожного транспорта и Программы развития скоростного и высокоскоростного движения, в соответствии с предсказуемыми итогами, способны гарантировать достижение установленной цели и решение требуемых государственных вопросов в области железнодорожного транспорта.

Таким образом, мы видим, какое количество колоссальных вопросов пред властью и компанией ОАО «РЖД», какие намечается реализовать в будущем. Установленные цели требуют достаточно много финансовых, трудовых, материальных ресурсов. Благодаря потоку инвестиций, которые на сегодняшний день поступают на железнодорожный транспорт, и большому количеству экспертов, все без исключения установленные задачи должны быть решены.

Список использованной литературы

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Дата официальной публикации: 30.03.2011 г. Ссылка на ресурс: http://doc.rzd.ru;

2. Заседание Правительства Российской Федерации. Первый вопрос повестки — о проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2018–2020 годы./16 ноября 2017 года, 12:30, Дом Правительства, Москва. Ссылка на ресурс: http://government.ru;

3. Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Ссылка на ресурс: http://dprof38.ru;

4. Гагарина Л. Г. «Перспективы развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года»/Статья/Ссылка на ресурс: http://www.gagarinalg.ru;

5. Федеральная служба государственной статистики. Оперативная информация «Транспорт в I квартале 2018 года», «Основные показатели перевозочной деятельности транспорта». Ссылка на ресурс: http://www.gks.ru;

6. Экономика и управление. Дата публикации: 06.09.2018./Статья/Ссылка на ресурс: https://moluch.ru.

Просмотров работы: 1163