Сертификация - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Сертификация

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, ра­боты, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

В сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независи­мыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2).

Участвующие стороны представляют, как правило, интере­сы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторо­на).

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертифика­ции, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сертификация продукции (далее — сертификация) — проце­дура подтверждения соответствия, посредством которой неза­висимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребите­ля (покупателя) организация удостоверяет в письменной фор­ме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98)).

Система сертификации — совокупность участников серти­фикации, осуществляющих сертификацию по правилам, уста­новленным в этой системе (Правила по проведению сертифика­ции в Российской Федерации).

Системы сертификации формируются на национальном (фе­деральном), региональном и международном уровнях.

В нашей стране системы сертификации создаются специаль­но уполномоченными на это федеральными органами исполни­тельной власти — Госстандартом России, Министерством здра­воохранения РФ, Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.

В дальнейшем изложение темы будет основано преимуще­ственно на примере системы сертификации, возглавляемой Гос­стандартом России «Системы сертификации ГОСТ Р», которая охватывает товары народного потребления и услуги (работы) населению.

Сертификат соответствия (далее — сертификат) — доку­мент, выданный по правилам системы сертификации для под­тверждения соответствия сертифицированной продукции уста­новленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продук­ции и услуг»).

Декларация о соответствии — документ, в котором изгото­витель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным тре­бованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Таким образом, подтверждение соответствия проводится по­средством не только сертификата, но и декларации о соответ­ствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть под­тверждено декларацией о соответствии, утверждаются постанов­лением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертифи­кации подтверждается соответствие маркированной им продук­ции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Сертификация направлена на достиже­ние следующих целей:

содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроль безопасности продукции (услуги, работы) для ок­ружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждение показателей качества продукции (услуги, ра­боты), заявленных изготовителем (исполнителем);

создание условий для деятельности организаций и предпри­нимателей на едином товарном рынке России, а также для учас­тия в международном экономическом, научно-техническом со­трудничестве и международной торговле.

Следующий пример свидетельствует о высоком социаль­но-экономическом эффекте сертификации: отказ в сертифика­ции и запрет реализации на рынке 100 т. бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн. руб.

Принципы сертификации..

При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами.

1. Законодательная основа сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других нормативных актах.)

2. Открытость системы сертификации. (В работах по серти­фикации участвуют предприятия, учреждения, организации не­зависимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила.)

3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. (Гармонизация явля­ется условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, реги­ональными и национальными системами сертификации других стран.)

4. Открытость и закрытость информации. (При сертифика­ции должно осуществляться информирование всех ее участни­ков — изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон — общественных организаций, предприятий, отдельных лиц — о правилах и ре­зультатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, состав­ляющей коммерческую тайну.)

Обязательная сертификация — подтверждение уполномо­ченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.

Обязательная сертификация является формой государствен­ного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на пред­приятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных зако­нодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными акта­ми Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодатель­но регулируемой сфере».

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потреби­телей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязатель­ной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На ос­новании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продук­ции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация». По существу, «Номенклатура...» — это детали­зированный «Перечень...». Если «Перечень...» представлен классами соответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005—93 — ОКП, по услугам ОК 002—93 — ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура...» — вида­ми продукции (услуг) с шестиразрядным кодом. Если «Перечни...» включают объекты, как подвергаемые в на­стоящее время, так и намечаемые в перспективе для обязатель­ной сертификации, то «Номенклатура...» включает только объекты, подвергаемые в настоящее время обязательной серти­фикации.

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 За­кона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сер­тификации товаров (работ, услуг) должна подтверждатьсяихбезопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации так­же по показателям энергоэффективности.

При обязательной сертификации действие сертификата со­ответствия и знака соответствия распространяется на всей тер­ритории РФ.

Организация и проведение работ по обязательной сертифи­кации возлагаются на специально уполномоченный федераль­ный орган исполнительной власти в области сертификации —Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законода­тельными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. По­этому в России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглав­ляемая Госстандартом России. В рамках этой системы действу­ют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, то­варов легкой промышленности и др.) и однородных услуг (ус­луг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и др.)

Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициа­тиве заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в це­лях подтверждения соответствия продукции (услуг) требовани­ям стандартов, технических условий, рецептур и других доку­ментов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях дого­вора между заявителем и органом по сертификации. Доброволь­ная сертификация продукции, подлежащей обязательной серти­фикации, не может заменить обязательную сертификацию та­кой продукции.

Тем не менее по продукции, прошедшей обязательную сер­тификацию, могут проверяться в рамках добровольной серти­фикации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличие благоприятного биологического воздей­ствия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают на человека.

На 1 января 2000 г. в России было зарегистрировано 104 си­стемы добровольной сертификации.

Система сертификации экологического агропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива»;

Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона (ЦСЦР).

В России в настоящее время преобладает обязательная сер­тификация, за рубежом — добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечива­ет производителю место на рынке. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стан­дартам Франции «NF». По ее результатам продукция маркиру­ется знаком NF. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукции французских фирм проходит через добровольную сертифика­цию.

В России кровно заинтересованы в добровольной сертифи­кации продукции лишь российские экспортеры. По мере ужес­точения конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной

Список использованной литературы

1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации // М.: Юрайт, 2001. 270 стр.

2. Асташенков А.И., Маликова Х.О. Пора вносить измене­ния в Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» // Зако­нодательная и прикладная метрология. 1996. № 2. С. 7—12.

3. Брюханов В.А. О действующих государственных стандар­тах на методы контроля и испытаний // Стандарты и качество. 1996.№ 11. С. 18—20.

4. Брянский А.Н. Метрология и сертификация // Законода­тельная и прикладная метрология. 1997. № 1. С. 38—39.

5. Воробьева Г.Н. О стандартизации услуг // Стандарты и качество. 1998. № 1. С. 30—34.

6. Воронин Г.П. Госстандарт России сегодня: некоторые итоги, проблемы, задачи // Стандарты и качество. 1998. № 12. С.20—23.

7. Добровольная сертификация // Стандарты и качество. 1998. №11. С. 54—56.

8. Исаев Л. К., Малинский В. Д. Метрология и стандарти­зация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов,1996. 169 с.

9. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1998. 465 с.

10. Медведев A.M. О техническом законодательстве ЕС // Стандарты и качество. 1996. № 5. С. 27.

11. Резниченко В.А. и др. Проблемы качества и сертифика­ции в автомобилестроении // Стандарты и качество. 1996. № 9. С. 54—59.

Просмотров работы: 6