В 267.1 статье Бюджетного Кодекса РФ (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2013) указываются основные методы осуществления финансового контроля, в числе которых указана ревизия.
Под ревизией понимается комплекс разновидностей проверок финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, выраженная в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности. Иначе говоря, ревизия представляет собой комплексную проверку, направленную на изучение взаимосвязи хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. [4]
Цель ревизии - совершение контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственно-финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и иных ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами.
Главной задачей ревизии становится проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по направлениям, указанным ниже:
1) осуществляемой деятельности должна соответствовать учредительным документам предприятия;
2) обоснованность расчетов сметных назначений и их исполнение;
3) бюджетные средства используются по целевому назначению;
4) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
5)соблюдение финансовой дисциплины и достоверности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
6) действия с основными средствами и нематериальными активами;
7) полнота и своевременность расчетов;
8) инвестиционные операции;
12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
13) основательность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
14) формирование финансовых результатов и их распределение. [1]
Классификации ревизии реализовывается по следующим категориям:
1. По способу назначения существуют:
*Проведение плановых ревизий предусматривается в годовых и квартальных планах работы контрольно-ревизионных органов.
*Внеплановые ревизии проводятся при неудовлетворительном состоянии производственной и финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, наличии данных о нарушениях и злоупотреблениях, а также по требованию следственных и других органов.
2. По степени охвата данных выделяют:
*Сплошные ревизии предназначены для проверки всех хозяйственных операций организации за период, прошедший после последней ревизии.
*Выборочная ревизия - разновидность сплошной. В этом случае ревизуется не вся хозяйственно-финансовая деятельность проверяемой организации, а лишь интересующий ревизоров круг вопросов за соответствующий промежуток времени. Выборочная ревизия может быть предназначена для проверки состояния складского хозяйства, выдачи и списания материалов или для проверки кассовых и банковских операций и т. д. за проверяемый период времени. Выборочные ревизии проводят как в плановом, так и внеплановом порядке в зависимости от цели и назначения такой ревизии.
*При комбинированном охвате данных, документы одних типов (например, кассовые ордера) изучаются сплошным порядком, а документы других типов (например, путевые листы) рассматриваются выборочно.
3. По степени охвата подконтрольного объекта различают:
*Полная охватывает проверку всей документации за весь период. *Частичная ревизия так же затрагивает всю документацию, но ограничиваются более коротким промежутком ревизуемого времени. *Комплексная - охватывает комплекс взаимосвязанных документов производственной и финансово-хозяйственной деятельности субъекта.
*Тематическими ревизия проводится в целях проверки состояния отдельных направлений экономической и социальной деятельности хозяйствующего субъекта для детального изучения конкретных вопросов, выявления и устранения в них недостатков. В качестве примера можно указать ревизию фондов специального назначения.
4. По содержанию ревизии могут быть:
*Документальные - выполняется проверка и контроль первичных документов, бухгалтерской и статистической отчетности, нормативной и другой документации. *Фактические - основываются на изучении фактического плана проверяемых объектов, за данными их проверки в натуральном выражении, значит она не может быть всеохватывающей. [2]
В процессе реализации ревизии принимают участие эксперты и специалисты. Отличие ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля заключается:
- в содержании;
- порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); - в проведении только наделеными правами и полномочиями органами и субъектами (например, ревизоры); - ревизия осуществляется только комиссионно;
Ревизии проводят определенные органы, а именно: Счетная палата РФ; Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России; Федеральное казначейство Минфина России; территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.
По окончании проведения ревизии составляется акт, в который вносятся результаты проверки. Акт ревизии - официальный документ, на основании которого делаются выводы о деятельности учреждения и принимаются соответствующие финансовые, административно-правовые, экономико-хозяйственные решения. Ревизор несет полную ответственность за точность и правдивость составленного им акта ревизии. Ошибки и неточности в материалах ревизии недопустимы. Акт - основной документ, отражающий все недостатки и нарушения, выявленные в ходе ревизии. Кроме того, он свидетельствует о качестве проведения ревизии, уровне подготовленности, образованности, объективности и честности ревизора. Акт ревизии состоит из трех частей: вступительной (вводной), описательной (основной) и результативной (заключительной). [3]
Список использованной литературы:
1.Иванова Е.Л. «Контроль и ревизия. Конспект Лекций» / Учебное пособие / М: «Ньютон», 2009 г. - с. 79.
2. Шуплецова Ю. И. «Финансовое право : конспект лекций» - 3-е изд. доп. и перераб./ Учебное пособие -- М.: Юрайт-Издат, 2009. - с. 36.
3.Кузнецова О. Н. Контроль и ревизия деятельности организаций: теория и практика // Молодой ученый. — 2015.
4.Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 23.07.2013).