Скоростной поезд Сапсан - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Скоростной поезд Сапсан

Блейле А.А. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. г.Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Скоростной поезд Сапсан

«Сапсан» (Velaro RUS) — высокоскоростной электропоезд (тип электропоездов Velaro произведенный компанией Siemens AG), приобретённый ОАО «РЖД» для использования на российских скоростных железных дорогах (рис1). Был назван в честь птицы (Falco peregrinus). Разработан компанией Siemens специально для России.

«Российские железные дороги» приобрели 8 составов за 276 миллинов евро. Немецкая компания Siemens приобрела контракт оцениваемый в 354 миллиона евро за техническое обслуживание составов в течение 30 лет.

Рисунок 1. «Сапсан» (Velaro RUS)

11 апреля 2005 года в присутствии президента РФ В.В Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера руководитель “Российских железных дорог” Геннадий Фадеев и Siemens Ханс Шаберт подписали соглашение о совместной разработке и производстве 60 электропоездов на базе Intercity-Express с максимальным развитием скорости движения до 300 км/ч; оценивался контракт в 1,5 млрд евро. Предполагалось, что выпускаться и производится поезда будут в России на специально созданном совместном предприятии.

Однако, после прихода на должность президента ОАО “РЖД” Владимира Якунина, планы проекта претерпели весьма значительные изменения.

К маю 2006 года условия контракта были окончательно определены: теперь количество закупаемых поездов стало 8 и сумма контракта уменьшилась до 600 млн евро. О производстве поездов в России речи также больше не шло.

Заключённый контракт предусматривает соглашение о поставке до конца 2010 года 8 высокоскоростных поездов Velaro, а также об их техническом обслуживании в течение 30 лет или на пробег не менее 14 млн км. Стоимость контракта на поставку — 276 млн евро, на техническое обслуживание — дополнительно 354,1 млн евро (общая стоимость организации скоростного движения между Москвой и Санкт-Петербургом составит, как ожидается, более 700 млн евро).Предполагалось, что они придут на смену скоростным поездам ЭР-200, эксплуатирующимся на линии Санкт-Петербург — Москва с середины 1980-х годов, на 2010 год уже используются для скоростного сообщения на линии Москва — Нижний Новгород. Затем планируется организация движения в первую очередь в направлении Казани, а далее Сочи, Самары и Курска, Новосибирска, Красноярска и Омска. Разрабатывается возможность скоростного сообщения до Киева, Крыма и Адлера (через Харьков).

.Будут поставлены поезда следующих типов:

А) односистемный поезд на постоянном токе напряжением 3 кВ версии В1 для эксплуатации на линии Санкт-Петербург — Москва;

Б)двухсистемный поезд двойного питания на постоянном токе напряжением 3 кВ и на переменном токе напряжением 25 кВ частотой 50 Гц версии B2 для эксплуатации на линии Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород;

Японская металлургическая компания «Nippon Steel» осуществит поставку рельсов в объёме 20,15 тыс. тонн для организации высокоскоростного движения на Октябрьской железной дороге. Для руководства этим направлением в ОАО «РЖД» создан специализированный филиал — Дирекция скоростного сообщения, которая в дальнейшем будет осуществлять работы по запуску скоростного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом, Санкт-Петербургом и Хельсинки, а также увеличением скоростей движения на уже действующих направлениях.

30 июля 2009 года скоростной поезд «Сапсан» выполнил первую полную демонстрационную поездку на линии Москва - Нижний Новгород. Регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой 17 декабря 2009 года.

Поезда немецкой компании Siemens для России сконструированы на базе стандартной платформы Velaro, на которой были произведены поезда для Испании — Velaro E. Однако «Сапсан» имеет и ряд конструкционных различий: в частности, воздухозаборники вынесены на крышу, поезда способны будут работать при температуре воздуха до минус 50 градусов, а их салон — шире стандартного европейского почти на 30 см, что связано с габаритом подвижного состава СНГ, который имеет существенные отличия от европейского. Максимальная конструктивная скорость поезда составляет 350 км/ч, по российским дорогам скорость поезда ограничена 250 км/ч. Большую часть пути Москва — Санкт-Петербург поезд будет следовать с максимальной скоростью 200 км/ч, и только на одном участке, между Окуловкой и Малой Вишерой, а точнее Мстинским мостом, он сможет увеличивать скорость до 250 км/ч. На маршруте Москва — Нижний Новгород, по которому поезд начал ежедневно ходить с 30 июля 2010 года, поезд может развивать скорость до 160 км/ч на участке от Петушков до станции Вязники, а на остальном протяжении маршрута лишь не более 140 км/ч. Поезд использует рекуперативное торможение, что позволяет уменьшить затраты на электроэнергию.

Компоновочные решения приведены на рисунке 2 .

Верхний — односистемный поезд на постоянном токе напряжением 3кВ
Нижний — двухсистемный поезд на постоянном токе напряжением 3кВ и на переменном токе напряжением 25-27 кВ частотой 50 Гц.

ГБт — Головной вагон, бизнес-класс, тяговый.

ДТ — Дроссельный, туристический класс, прицепной.

Т — Туристический класс, прицепной.

ТТр — Туристический класс, с трансформатором для переменного тока, прицепной.

Тт — Туристический класс, тяговый

Та — Туристический класс, аккумуляторный, прицепной.

ТаБ — Туристический класс, аккумуляторный, с бистро (ресторан), прицепной.

Рисунок 2.1 Схема компоновки вагонов

Один рейс «Сапсана» обслуживает 21 работник: машинист, помощник машиниста, бортинженер, начальник поезда, 9 проводников, кассир, 7 стюардов, из которых 4 — для вагонов бизнес-класса, 2 официанта вагона-бистро и один бармен. Все они прошли специальное обучение в Германии, а также на базе Центра подготовки авиационного персонала ОАО «Аэрофлот», где их учили иностранным языкам, оказанию первой медицинской помощи и сервису на борту высокоскоростного поезда, в том числе с аспектами психологии. Всего укомплектовано 40 локомотивных бригад. Штат поездных бригад поездов «Сапсан» составляет 82 проводника и 7 начальников поездов.

Интересные факты

Цена билета на скоростной электропоезд «Сапсан» из Санкт-Петербурга в Москву (или в обратном направлении) сопоставима с ценой на авиабилет по данному направлению, а в отдельных случаях покупка авиабилета выходит дешевле, чем поездка на “Сапсане” на данном направлении. При наличии дешёвых авиакомпаний (Авианова, Sky Express) цена поездки на «Сапсане» в два-три раза превышает стоимость полёта на самолётах этих авиакомпаний. При этом, однако, временные затраты на перемещение из Санкт-Петербурга в Москву на поезде меньше, чем на самолете.

Дополнительное обеспечение безопасности

В декабре 2009 года премьер-министр Российской Федерации В. В. Путин выделил средства в размере 1 млрд рублей на охранные мероприятия по маршруту следования «Сапсана». Министерство транспорта предложило, в дополнение к существующей системе видео-наблюдения, разместить посты охраны через каждые 20 км пути. ОАО «РЖД» отказался комментировать новые меры безопасности, ссылаясь на закрытость данных сведений.

Согласно отчету главного ревизора по безопасности Октябрьской железной дороги, по состоянию на декабрь 2010 года на пути движения скоростного поезда «Сапсан» установлен видеоконтроль на семи мостах, восьми вокзалах, двух станциях, а также в депо. Для обеспечения безопасности пешеходов В марте 2011 года на Московском вокзале в Санкт-Петербурге, а также на Ленинградском в Москве начали строить отдельный павильон для досмотра пассажиров поезда «Сапсан». Мера по предотвращению терактов предусматривала установку рамок с детекторами, но для поезда Сапсан было принято решение сделать процедуру отдельной.

«Сапсан» в медийном пространстве

С момента создания электропоезда в декабре 2009 г. «Сапсан» превратился в медийного персонажа: у него появились собственный блог и аккаунт в Twitter. В Интернете появились мультфильмы главным героем которых выступил рисованный Сапсанчик (ОАО «РЖД» подтвердили причастность к этой медиакампании).

Список использованной литературы:

Siemens AG. Контекст при поиске в Web [Электронный ресурс] /Siemens/ Открытые системы.-2014.-N12.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/Wiki/Сапсан_(Электропоезд)

Просмотров работы: 43