Транссибирская магистраль - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Транссибирская магистраль

Блейле А.А. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. г.Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Транссибирская магистраль или Великий Сибирский путь – это рельсовый путь, который соединяет европейскую часть России с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) регионами. 

Протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 километра и по этому показателю она является самой длинной на планете. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше — 9298км и не совпадает с реальной.

 Транссибирская магистраль расположена на территории двух частей света. На Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию – около 81%. Условной границей Европы и Азии принят 1778‑й километр магистрали.

Вопрос о постройке Транссиба назревал в стране очень давно. В начале XX века обширные районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока оставались отсоединёнными от европейской части Российской империи, в связи с этим возникала нужда в организации пути, по которому можно было бы добраться туда с минимальными затратами средств и времени.

Официальная дата начала строительства Транссиба считается 31 мая 1891 года, когда наследник российского престола и будущий император Николай II заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре. Фактическое начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891 года, когда стартовало строительство участка Миасс – Челябинск.Строительство Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природных и климатических условиях. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной территории, в густой тайге. Она пересекала могучие сибирские реки, многочисленные озера, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты.

Строительство Транссибирской магистрали вышло стране в достаточно солидную сумму. По предварительным расчетам Комитета по сооружению Сибирской железной дороги, ее стоимость определили в 1 455 миллионов рублей золотом. В 1891-1892 годах для Уссурийской линии и Западно‑Сибирской линииза основу взяли облегченные технические условия – уменьшили ширину земляного полотна в насыпях, выемках и на горных участках, а также толщину балластного слоя, укладывали облегченные рельсы и укороченные шпалы, снизили количество шпал на один километр пути, данные действия предпринимались, чтобы удешевить стоимость постройки.

 Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем, была проблема обеспечения строительства Транссибирской магистрали работниками. Чтобы удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах, квалифицированных работников перебрасывали из центра страны в разные регионы страны. 
Значительную часть строителей составили ссыльные солдаты и арестанты. Пополнение рабочей силы шло при помощи привлечения сибирских крестьян и горожан, а также притока крестьян и мещан из европейской России. 
Всего на сооружении Транссибирской магистрали в 1891 году, было 9,6 тысячи человек, в а 1895‑1896 годы, в разгар строительных работ, – 84‑89 тысяч человек, в 1904 году, на завершающем этапе – только 5,3 тысячи человек. На строительстве Амурской железной дороги в 1910 году работало 20 тысяч человек. Многие работы производились вручную, орудия труда были самые простые – топор, пила, лопата, кайло и тачка, но это не повлияло на скорость строительства магистрали, ежегодно прокладывалось около 500‑600 километров железнодорожного пути.
Смычка рельсов Великого Сибирского пути произошла 3 ноября (21 октября по старому стилю) 1901 года, но регулярного движения поездов на всем протяжении магистрали в это время не существовало.

14 июля (1 июля по старому стилю) 1903 года ознаменовано вводом Великого Сибирского пути в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме. 

Непрерывный железнодорожный путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Круговой байкальской железной дороге 1 октября (18 сентября по старому стилю) 1904 года, а 29 октября (16 октября по старому стилю) 1905 года Круговая байкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию. 

18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года было окончено строительство на территории Российской империи, оно завершилось, вместе с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по данному мосту.

В годы Первой мировой и Гражданской войн техническое состояние магистрали резко ухудшилось, после чего начались восстановительные работы. 
В период Великой Отечественной войны Транссибирский железнодорожный путь выполнял задачи вывоза населения и предприятий из оккупированных районов, непрерывной доставки грузов и воинских контингентов на фронт, не прекращая при этом и внутри сибирских перевозок.

В послевоенные годы Великая Сибирская магистраль активно строилась и улучшалась. В 1956 году правительство страны утвердило генеральный план электрификации железных дорог, согласно которому одним из первых электрифицированных направлений должен стать Транссиб на участке от Москвы до Иркутска. Данный план был осуществлен к 1961 году.

В 1990‑х – 2000‑х годах был проведен ряд мероприятий по улучшению Транссиба, которые были призваны увеличить пропускную способность магистрали. В основном, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был убран последний однопутный участок Транссиба. В 2002 году завершена полная электрификация магистрали.

В настоящее время Транссибирская магистраль – мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, которая оборудована современными средствами информатизации и связи. 
На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза – в европейские страны.

Магистраль идет по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ. 
По Транссибирской магистрале перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных, различных размеров и масс, грузов. 
Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог).

Транссибирская магистраль

Интересны факты о транссибирской железной дороге:

Высота насыпи в районе Красноярска достигла 17 метров, а на Забайкальской железной дороге высота кургана достигла невероятных 32 метров!

На разных этапах возведения железной дороги участие приняли 90 тысяч человек.

Железнодорожная станция Слюдянка I (5311 километр), является единственным железнодорожным вокзалом, полностью сделанным из мрамора.

Самый длинный тоннель Транссибирской железной дороги — через реку Амур — 7 км (сейчас не работает). Самый длинный туннель в эксплуатации — Тарманчуканский — 2 км.

Время в пути фирменного поезда, идущего по транссибирской магистрали, составляет 6 суток и 2 часа.

Список использованной литературы:

Великая сибирская магистраль // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1963. — Т. 3 : Вашингтон — Вячко. — Стб. 133.

История железнодорожного транспорта России / Под общ.ред. Е. Я. Красковского, М. М. Уздина. — СПб., 1994. — Т. I: 1836-1917 гг. — С. 145—180. — 336 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85952-005-0.

Просмотров работы: 30