БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Мурзагалиева Ж.С. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. г.Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Российской Федерации проявляется необходимая сознательность и ответственность. Но в тоже время, не обходится и без инцидентов – на ряде железных дорог снижается уровень трудовой и технологической дисциплины, растет число аварий. Из-за нарушения безопасности движения создается угроза для жизни и здоровья пассажиров, происходит порча и утрата грузов, выходит из строя дорогостоящая техника – государству наносится материальный ущерб.

1.Основные опасности на железнодорожном транспорте.

1.1 Опасность пожаров на железнодорожном транспорте.

Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов – теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т.п.), на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины.

Следует отметить, что больше всего пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Поэтому разрабатывают более эффективные мероприятия по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.

Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожаро – и взрывоопасных грузов, а также за выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в вагонах, в том числе при сопровождении проводниками. При осмотре и подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспламеняющимися грузами. При обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, не плотностей в дверях, люках, печных разделках и т.п. неисправности немедленно устраняют или производят перегрузку грузов в исправные вагоны.

В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.

При перевозке электрооборудования особое внимание обращают на состояние междувагонных электросоединений, осевого шкива, подвески генератора, запоров крышек аккумуляторных ящиков, карданно – редукторного привода, наличие и исправность различных предохранительных устройств, заземляющих элементов и других средств защиты. Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности должны быть устранены до подачи вагонов под посадку пассажиров.

На локомотивах, дизель- и электропоездах нужно следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Необходимо проявлять осторожность в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.

Перед отправлением в рейс, локомотивная и поездная бригада обязана тщательно проверить наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами.

1.2 Опасность влияния ядовитых веществ

К вредным веществам относят различные газы, пары и пыль, выделяющиеся при технологических процессах.

Предприятия железнодорожного транспорта отличаются многообразием производственных процессов и технологических операций. По выделению вредностей наиболее опасными являются производственные помещения, в которых выполняют работы малярные, по переработке полимеров, зарядке аккумуляторов гальванические, сварочные и другие, а также основные цехи щебёночных и шпалопропиточных заводов.

При окрасе подвижного состава в воздух выделяется сложный комплекс опасных вредностей (толуол, ксилол, красочный аэрозоль), содержание которых при пульверизационном способе окраски превышает допустимые нормы. В процессе сварочных и наплавочных работ выделяются окись углерода, окислы марганца и железа, фтористые соединения. При этом загрязнение воздушной среды теми или иными веществами зависит от типа обмазки применяемых электродов. Наименьшее загрязнение наблюдается при автоматической сварке под флюсом и электрошлаковой сварке.

Загрязнение воздуха парами масляного аэрозоля, бензола, толуола, ксилола наблюдается в машинном отделении тепловоза, в стойловой части депо, отделении ремонта топливной аппаратуры и в других помещениях. Воздух в кузнечных и кузнечно–рессорных отделениях загрязняется угарным и сернистым газами, окислами азота, аэрозолю металлов, а в механическом отделении – окисью углерода, аэрозолю окислов железа и смазачно – охлаждающей жидкости и другие.

1.3 Опасность влияния тепловых излучений.

На предприятиях железнодорожного транспорт к горячим производствам, в которых излучение оказывает существенное влияние на организм человека, относятся литейные и кузнечные участки, пропиточные, термические и сварочные отделения, а также отдельные сварочные посты и секции тепловозов.

Инфракрасное облучение при работе в машинном отделении тепловозов во время их осмотра и ремонта достигает 7,5 – 9,6 кДж / /(м2*ч), что значительно выше оптимального.

Опасные ситуации возникают при устранении отказов электрооборудования локомотивов в пути следования. В условиях дефицита времени и стрессового состояния при поиске и устранения отказа повышается вероятность ошибочных действий локомотивных бригад.

На деповском ремонте локомотивов и вагонов определённую опасность представляет выполнение работ на металлообрабатывающих станках, с использованием домкратов, механизированных приспособлений, электроинструмента и д.р. специфические опасности характерны для сварочных работ.

1.4 Опасность аварий и травм

Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в которых ощущается специфика труда и его повышенная опасность. Рабочие места и рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению подвижной состав. Для выполнения ряда технологических операций работающие вынуждены соприкасаться с подвижным составом. Условия труда усложняются ещё и тем, что железные дороги работают круглосуточно и в любое время года и при любой погоде.

К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в тёмное время суток.

Одной из основных причин повышения опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габаритом подвижного состава. Целый ряд технологических операций, выполняемых дежурными по стрелочным постам, составителями поездов, осмотрщиками и регулировщиками скорости движения вагонов, осуществляется в пределах поперечного очертания подвижного состава. При повышении служебных обязанностей работникам некоторых профессий железнодорожников приходится многократно пересекать пути.

Воздействие климатических факторов вносит ряд дополнительных трудностей. В зимний период ухудшается состояние производственной территории. Из – за снежных заносов усложняются условия переходов путей, передвижения по междупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность падений. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой, затрудняющей движения, ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению. Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Даже в период одной рабочей смены могут измениться в широком диапазоне температура окружающего воздуха, его влажность, скорость движения. Поэтому спецодежда и спецобувь железнодорожников, работающих на открытом воздухе, должны обладать свойствами, обеспечивающими нормальные условия работы при резкой перемене погоды.

С изменением погоды связан целый ряд отказов в работе технических устройств железнодорожного транспорта. В сильные морозы увеличивается число механических повреждений из–за снижения прочности металла, замерзания смазки и т.д. При гололёде увеличивается опасность обрыва контактного провода. Интенсивные снегопады приводят к отказам в работе стрелочных переводов. Устранение отказов технических устройств сопряжено с повышенной опасностью, так как производится в непосредственной близости от движущегося подвижного состава или в опасных зонах.

На электрифицированных участках железных дорог большая группа работников в той или иной мере связана с обслуживанием электроустановок.

Непосредственной опасностью поражения электрическим током при обслуживании контактной сети угрожает работникам при нарушении ими правил безопасности. Работы на контактной сети производятся с изолированных площадок дрезин или съёмных вышек. Ограниченное время, в течение которого должны быть выполнены работы в условиях движения поездов и маневровых передвижений, создаёт трудности безошибочного соблюдения правил безопасности.

Опасность поражения электрическим током имеется на работах, выполнение которых связано с прикосновением к элементам цепи обратного тока – к рельсам и соединённым с ними устройствами. Такими работами заняты монтёры контактной сети СЦБ и связи, монтёры пути.

Для работников представляет опасность касание контактной подвески, находящейся под рабочим или наведённым напряжением. Прежде всего это возможно на работах по погрузке и выгрузке вагонов. Опасность поражения наведёнными потенциалами имеет место при ремонте пути, особенно бесстыкового, когда длина рельсовой плети составляет сотни метров.

Поражение электрическим током работников энергоучастков может произойти на территории тяговых подстанций при нарушении правил обслуживания электроустановок. Повышенная опасность электротравм существует при обслуживании электроподвижного состава и тепловоза

Одна из характерных опасных ситуаций связана с выходом на крышу. Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в которых особо остро ощущается специфика труда и его повышения опасность. Рабочие места и рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению подвижной состав. Для выполнения ряда технологических операций работающие вынуждены соприкасаться с подвижным составом. Условия труда усложняются ещё и тем, что железные дороги работают круглосуточно и в любое время года и при любой погоде.

Большая часть контингента железнодорожников занята работой непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в тёмное время суток.

Одной из основных причин повышения опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габаритом подвижного состава. Целый ряд технологических операций, выполняемых дежурными по стрелочным постам, составителями поездов, осмотрщиками и регулировщиками скорости движения вагонов, осуществляется в пределах поперечного очертания подвижного состава. При повышении служебных обязанностей работникам некоторых профессий железнодорожников приходится многократно пересекать пути.

Воздействие климатических факторов вносит ряд дополнительных трудностей. В зимний период ухудшается состояние производственной территории. Из – за снежных заносов усложняются условия переходов путей, передвижения по междупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность падений. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой, затрудняющей движения, ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению. Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Даже в период одной рабочей смены могут измениться в широком диапазоне температура окружающего воздуха, его влажность, скорость движения. Поэтому спецодежда и спецобувь железнодорожников, работающих на открытом воздухе, должны обладать свойствами, обеспечивающими нормальные условия работы при резкой перемене погоды.

2.Пути уменьшения опасности в поездной и маневровой работе

Заместителям Министра, начальникам: управлений МПС, железных

дорог, отделений железных дорог, руководителям предприятий иорганизаций уделять первостепенное внимание повышению безопасности движения как одному из важнейших качественных показателей работы железнодорожного транспорта. Принять меры к предупреждению и устранению причин, порождающих крушения, аварии и случаи брака в поездной и маневровой работе, для чего:

2.1. Обеспечить должную организацию ввода новых Правилтехнической эксплуатации железных дорог, инструкций по сигнализации,по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах,своевременное внесение изменений в действующие нормативные акты,связанные с ПТЭ и указанными инструкциями. Особое внимание при этомуделить качеству изучения этих документов и проверке их знанияжелезнодорожниками, связанными с движением поездов.

2.2. Решающее значение придать укреплению трудовой итехнологической дисциплины железнодорожников, связанных с движениемпоездов, созданию им надлежащих условий труда и быта Осуществить комплекс мер, направленных на повышение качестваих профессиональной подготовки и технической учебы, предусмотрев:

2.2.1. переработку программ производственного обучения с расширением вопросов предупреждения аварийности, издание методическихрекомендаций и учебных пособий по обеспечению безопасности движенияпоездов;

2.2.2. оснащение учебных кабинетов предприятий современнымитренажерами, киноаппаратурой, электронными экзаменаторами, другимитехническими средствами и наглядными пособиями, способствующимизакреплению знаний и выработке навыков действий в нестандартныхситуациях;

2.2.3. введение зачетной системы проверки знанияжелезнодорожниками Правил технической эксплуатации железных дорог,других нормативных актов и должностных инструкций.

2.2.4. Широко использовать все возможные формы материального иморального поощрения железнодорожников, обеспечивающих безопасностьдвижения. Наиболее отличившихся работников, и в первую очередьпредотвративших крушения и аварии, представлять в установленномпорядке к отраслевым и государственным наградам.Нанесенный материальный ущерб от брака в работе, крушений иаварий возмещать с соответствующих предприятий, а также с виновных лицв порядке, установленном законодательством.

2.2.5. Обобщать и повсеместно распространять положительный опытпредприятий, а также отдельных железнодорожников, работающих безнарушений безопасности движения поездов.

3. Пути уменьшения опасности в области технических средств транспорта.

Заместителям Министра, начальникам: управлений МПС, железныхдорог, отделений железных дорог, руководителям организаций и линейных предприятий:обеспечить содержание в постоянной исправности технических средств транспорта, а также внедрение приборов и систем диагностикидля предупреждения аварийных ситуаций;осуществить работы по приведению хозяйств в соответствие справилами технической эксплуатации железных дорог, предусматривая для этого ежегодно необходимые ассигнования;по каждому хозяйству, железной дороге, отделению железной дорогии предприятию ежегодно разрабатывать задания по внедрению техническихсредств, предусмотренных Государственной программой по повышениюбезопасности движения на период 1993 - 2000 гг., планами научно -исследовательских и опытно - конструкторских работ МПС, а также новыхтехнологий, устройств и приборов, созданных на местах.

Начальникам: управлений МПС, железных дорог, отделенийжелезных дорог и руководителям линейных предприятий особое вниманиеуделять безопасности движения пассажирских поездов, обеспечивая приэтом:

3.1.профессиональный отбор локомотивных бригад для вождения

пассажирских поездов из числа наиболее опытных машинистов и помощников

машинистов, имеющих право управления локомотивом;

3.2.исправное содержание локомотивов, пассажирских вагонов имоторовагонного подвижного состава, приемку их командным составом изплановых видов ремонта, проверку технического состояния в эксплуатациипо графику, утвержденному начальником отделения железной дороги;

3.3.соблюдение графика движения и порядка пропуска пассажирскихпоездов по станциям, регламента переговоров между машинистамипассажирских поездов, поездными диспетчерами и дежурными по станциям,особенно на подходах к раздельным пунктам при изменившихся условияхприема и пропуска поездов;

3.4.ежегодные проверки ТРА станций с разработкой и доведением доисполнителей организационных, технических мер и прежде всего в частиисключения возможности выхода подвижного состава на маршрутыследования пассажирских поездов;

3.5.сопровождение пассажирских поездов начальствующим, ревизорско -инструкторским и диспетчерским составом по утвержденным начальникомжелезной дороги и начальником отделения железной дороги графикам спринятием мер по устранению выявленных недостатков;

3.6.ежесуточное рассмотрение выполнения графика движения пассажирских поездов и оперативное расследование срывов, допущенных при пропуске ихпо станциям и проследовании по участкам.

Начальникам железных дорог и начальникам отделений железныхдорог обеспечить выполнение требований нормативных документов в частисоблюдения мер безопасности при перевозке опасных грузов ипроизводстве маневровой работы с вагонами, загруженными этими грузами,утвердить перечень конкретных лиц, отвечающих за организациютехнического обучения и инструктажа работников, непосредственносвязанных с перевозками опасных грузов.

4.Основные профилактические меры по обеспечению безопасности.

Безопасность движения на железнодорожном транспортеобеспечивается путем осуществления комплекса профилактических мер:

4.1. Укомплектование и расстановку кадров в соответствии сустановленными нормативами численности и профессиональнымитребованиями.

4.2. Профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные сдвижением поездов.

4.3. Научно обоснованную организацию труда и управлениепроизводством.

4.4. Укрепление трудовой и технологической дисциплины, решениесоциальных вопросов.

4.5. Периодическое медицинское обследование работников, связанных сдвижением поездов, а также предрейсовыйконтроль за состояниемздоровья локомотивных бригад.

4.6. Организацию технического обучения кадров и повышения ихквалификации, отработку практических навыков действий в нестандартныхситуациях.

4.7. Периодические испытания работников, связанных с движениемпоездов, в знании ПТЭ, других нормативных актов и должностныхинструкций.

4.8. Анализ состояния безопасности движения, выявление "узких"мест, разработку и осуществление мер по их устранению.

4.9. Регулярное проведение внезапных проверок (в т.ч. ночных)несения службы работниками, связанными с движением поездов и

маневровой работой.

4.10. Проведение еженедельных дней безопасности движения.

4.11. Широкое использование материальных и моральных формстимулирования обеспечения безопасности движения, а также применениематериальной ответственности за причиненный ущерб от брака, аварии иликрушения.

4.12. Расследование каждого случая нарушения безопасности движенияс разбором результатов в установленном порядке.

4.13. Осуществление постоянной работы по повышению качества ремонтаи содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов,устройств сигнализации и связи, электроснабжения, железнодорожныхпереездов и других технических средств транспорта.

4.14. Содержание в исправном состоянии и эффективное использованиесредств дефектоскопии и систем диагностики.

4.15. Осуществление по утвержденному графику проверок состояния ииспользования устройств и приборов безопасности, и принятие мер поустранению выявленных недостатков.

4.16. Проведение постоянной работы по созданию и внедрению новыхустройств, приборов безопасности и систем диагностики.

4.17. Сертификацию технических средств железнодорожного транспортаи лицензирование производственной деятельности предприятий поих

ремонту.

4.18. Проведение осмотров хозяйства и ревизий железных дорог,отделений железных дорог и предприятий с установленной периодичностью.

5.Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах.

Нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе

на железных дорогах классифицируются:

5.1.крушения поездов;

5.2.аварии;

5.3.особые случаи брака в работе;

5.4.случаи брака в работе.

К крушениям поездов относятся:

столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездамиили подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских илигрузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых:погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди,или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их изинвентаря.

К авариям относятся:

столкновения пассажирских поездов с другими поездами илиподвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских поездах наперегонах и станциях, не имеющие последствий столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездамиили подвижным составом, сходы подвижного состава в грузовых поездах наперегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в п. 2, но врезультате которых допущено повреждение локомотивов или вагонов вобъеме капитального ремонта;

столкновения и сходы подвижного состава при маневрах,экипировке и других передвижениях, в результате которых:погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди,или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их изинвентаря.

К случаям брака в работе относятся:

отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за трениябуксы или других технических неисправностей;

саморасцеп автосцепок в поезде;

взрез стрелки;

отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за нарушениятехнических условий погрузки, угрожающего безопасности движения;

неисправность устройств АЛСН на локомотиве в пути следования,врезультате которой затребован вспомогательный локомотив;

обрыв автосцепки подвижного состава;

падение на путь деталей подвижного состава;

неисправности пути, подвижного состава, устройств СЦБ и связи,контактной сети, электроснабжения и других технических средств, врезультате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по одному из путей или на станции сверх времени, установленного графикомдвижения, на один час и более;

неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером позаявке начальника вагона - путеизмерителя приказа о закрытии движенияна участке или ограничения скорости движения поездов до 15 км/час;

сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других

передвижениях, не имеющие последствий, указанных в п. 3.3;

столкновения подвижного состава при маневрах, экипировке и другихпередвижениях, не имеющие последствий, указанных в п. 3.3, но прикоторых повреждены локомотивы в объеме ремонта ТР-1 или вагоны вобъеме текущего отцепочного ремонта (или более сложных ремонтовподвижного состава).

Железнодорожный транспорт– это вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днём и ночью независимо от времени года и атмосферных условий. Железные дороги имеют высокую провозную способность.

Однако постройка железных дорог требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий.

На железнодорожном транспорте высока доля расходов, мало зависящих от размеров движения (ремонт зданий и других устройств, содержание административно–технического персонала); она составляет около половины общих расходов по эксплуатации. Всё это определяет высокую эффективность применения железных дорог. А, следовательно, нельзя недооценивать безопасность на железнодорожном транспорте. Чтобы соответствовать эффективности использования железных дорог, безопасность при их использовании должна быть на предельно высоком уровне.

Список использованной литературы.

1. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт. – М.: Транспорт, 1987.

2. Осипова О.Я., Транспортное обслуживание туристов, М.: Академия, 2004

3. Степановских А.С., Экология: Учеб.для Вузов.– М.: ЮНИГИДАНА, 2001.

4. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений..– М.: Академия, 2004.

5.В.И.Гапеев, В.И. Егоренко, Безопасность движения на железнодорожном транспорте, Минск 1996.

Просмотров работы: 1174