КОНКУРЕНЦИЯ АВТОБУСНЫХ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОНКУРЕНЦИЯ АВТОБУСНЫХ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

Зиновьев А.Е. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения г. Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Южно-Уральская железная дорога — начальное звено Великой Транссибирской магистрали одна из 16 филиалов-дорог ОАО «Российские железные дороги», включающий часть железнодорожной сети страны располагающийся на территориях Курганской, Оренбургской, Челябинской областей, заходящая на территории Омской, Самарской, Саратовской, Свердловской областей, республики Башкортостана, а так же в Казахстане на территории Северо-Казахстанской области (транзитный участок на линии Курган — Петропавловск – Омск). Главный управляющий центр дороги находится в Челябинске. Эксплуатационная длина, которой составляет 4545 км, развернутая длина свыше 7500 км. В состав дороги входят: 9 локомотивных депо, 8 вагонных депо, 23 дистанции пути, 11 дистанций электроснабжения, 11 дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций погрузочно-разгрузочных работ, 6 дирекций по обслуживанию пассажиров. Число станций и других раздельных пунктов, имеющих путевое развитие, на ЮУЖД 237. Более половины протяженности магистрали электрифицирована, что позволяет использовать большое количество электропоездов для перевозки пассажиров. Такая же протяженность и двухпутных линий, около 70% стрелок оборудованы устройствами электрической централизации. Дорога оснащена современным оборудованием эктро- и энергоснабжения, системами телеуправления, автоматике и телемеханики. На ЮУЖД работает свыше 50 тысяч работников.

За последние годы расширилось международное сообщение ЮУЖД: были запущены беспересадочные вагоны Челябинск – Пекин, Челябинск – Берлин. А так же было запущено 5 высокоскоростных электропоездов: Челябинск – Екатеринбург, Курган – Екатеринбург, Челябинск – Курган, Оренбург – Орск и Челябинск – Кропачево. И для того чтобы не уступить в пригородных сообщениях на ЮУЖД планируется модернизировать парк пассажирского подвижного состава. Планируется купить 47 и усовершенствовать 25 пассажирских вагонов, купить 10 вагонов электропоездов, 40 вагонов электропоездов непрерывного тока, для того чтобы увеличить результативность загородной пассажиркой сферы должны пригородные пассажирские компании такие как «Курганская пригородная пассажирская компания», «Челябинск-пригород», «Оренбург-пригород» ныне перевозку осуществляет ныне «Свердловская пригородная компания». Имея у себя в собственности электропоезда ЭР 2 (Рис. 1).

Рис.1 Электропоезд ЭР 2

По данным ОАО «РЖД», в августе 2018 года со станций Южно-Уральской железной дороги отправлено 990,5 тыс. пассажиров, что на 4,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них в пригородном сообщении отправлено 637,8 тыс. пассажиров, в дальнем следовании – 352,8 тыс. Всего в январе - августе 2018 года со станций Южно-Уральской железной дороги отправлено 6,2 млн пассажиров, что соответствует показателю аналогичного периода прошлого года. Из них в пригородном сообщении перевезено почти 4,4 млн, в дальнем следовании 1,8 млн пассажиров. В летний период 2018 года со станций ЮУЖД отправлено более 2,8 млн пассажиров, что на 1,7% больше, чем в июне-августе 2017 года. Из них в пригородном сообщении отправлено 1,9 млн. пассажиров, в дальнем следовании – 935,6 тыс. А автотранспортные предприятия перевезли чуть больше пассажиров чем железнодорожные перевозчики из-за того, что вне которых районах просто отсутствует железнодорожное сообщение.

Рис. 2 Электропоезд ЭТ 2М

Снижение пассажиропотока вследствие сильной конкуренции со стороны автобусных компаний как таковой не наблюдается, но все же она присутствует в тех направлениях где автодороги располагаются параллельно железнодорожным путям. На пример в Курганской области конкуренция автоперевозчиков с железнодорожным перевозчиком наблюдается в направлениях: Курган – Шадринск, Курган – Челябинск, Курган – Екатеринбург, где по этим направлениям курсируют электропоезда ЭТ 2М (Рис. 2). Так цена билета на электропоезде Курган – Шадринск составляет 360 рублей, а на автобусе Курган – Шадринск 412 рублей. Курган – Челябинск 550 рублей на электропоезде, 618 рубелей на автобусе. Курган – Екатеринбург 693 рубля на электричке, 806 рублей.

Но конкуренцию можно снизить за счет новых электропоездов «Ласточка» (Рис.3). Скоростной электропоезд "Ласточка" был разработан немецкой компанией Siemens AG. Он состоит из 5 вагонов, общая длина всего состава достигает 130 м. Электропоезд может развивать скорость до 160 км/ч.Что позволит сократить время пути и возможно снизить цену на билет. Цена вопроса — около 450 млн рублей. Для казны Зауралья это серьезные деньги, и пока сложно сказать, решится ли руководство области на приобретение «Ласточки».

Рис. 3 Электропоезд Ласточка

Швейцария обладает самой большой частью региональных железных дорог, приблизительно 40% общей протяжённости направлений национальной железнодорожной сети. В стране функционирует 57 региональных железных дорог, которые принадлежат к категории частных, несмотря на то, что они, как правило, на 90 % находятся в собственности владельцев. Все партнеры вовлечены в систему обслуживания на станциях, включая продажу билетов, составления расписаний перемещения поездов и определения тарифов с мишенью извлечения окончательного итога, большого уровня обслуживания, способного удовлетворить любого пассажира.

В Швеции больше 10-ка частных компаний действуют на рынках пассажирских перевозок. Начиная, с 1996 года 24 региональные транспортные администрации получили возможность выбирать своих управляющих, координировать тарифы и расписания движения на 2000 километров региональных линий, что является 20 % всей сети.

Организация пассажирских перевозок на железных дорогах Германии и Франции. В Германии действует около 300 региональных, или малых, железных дорог, но размер их перевозок не сравним с тем, что выполняют 600 компаний АМЕРИКИ. Каждый день в Германии курсирует 31 тыс. поездов в пригородном пассажирском движении, из их больше 12 тыс. в густонаселённых районах. Ежегодный прирост на 6 % свидетельствует о возможностях железной дороги привлекать и осваивать новые пассажиропотоки. Несмотря на эти положительные стороны необходимо отметить, то что предоставляемые железнодорожникам услуги еще недостаточно удовлетворяют пассажиров. Главная задача - усовершенствование мобильного состава, внедрение более комфортных, технически наиболее надёжных и привлекательных поездов. Весь проект модернизации пригородного сообщения включает, помимо всего остального, использование двухэтажных вагонов с установками кондиционирования воздуха, скорые поезда с наклоняемыми кузовами, инновационные городские железные дороги и моторные вагоны облегчённой конструкции.

Этот процесс уже начался. На дороги поступило 250 двухэтажных вагонов. Вагоны окрашены в красный цвет со светло-серыми полосами и дверями. Новая форма головной части в сочетании с новой окраской способствует повышению привлекательности вагонов для пассажиров. Наряду с внедрением нового подвижного состава разрабатываются оптимальный график движения и оптимальные маршруты поездов. На крупных узловых станциях возможна пересадка на поезда дальнего следования и на другие пригородные поезда. Если дороги не выдерживают графика движения, т.е. выходят за пределы допускаемого времени опоздания, на них налагается штраф.

Во Франции действует закон, который открыл путь на рынок транспортных услуг другим владельцам и положил начало ликвидации монополии Национального общества железных дорог. До настоящего времени региональный транспорт во Франции частично финансировался государством, таким образом, компенсируя расходы Национального общества железных дорог. После принятия нового закона центральное правительство не оплачивает услуги Национального общества железных дорог по организации региональных сообщений, а непосредственно финансирует региональные администрации. Если раньше для региональных и местных перевозок часто использовались вагоны после их эксплуатации на линиях дальнего следования, то сейчас дирекция региональных перевозок заказывает и покупает новые современные вагоны. Для снижения времени поездок, а это в основном поездки с работы и на работу, решено с одной стороны повысить мощность двигателей с целью уменьшения времени на разгон и увеличить длину перегонов, ликвидировав ряд промежуточных станций. Основной особенностью работы железных дорог в странах Европы является острая конкуренция со стороны других видов транспорта, например автобусных пассажирских перевозок. Доля железных дорог в местном и дальнем сообщении превышает 40% пассажирооборота России, в то время как в Германии на долю дальних перевозок, приходящихся на железнодорожный транспорт, составляет всего 11 %, а во Франции - 13%. Одной из особенностей организации движения в странах Западной Европы является то, что внутри страны пассажирские поезда курсируют, как правило, днем, а грузовые - ночью. Это связано с относительно небольшими размерами территорий этих стран. В настоящее время наряду с конкуренцией наблюдается и интеграция различных видов транспорта в освоении пригородных пассажиропотоков. При поездках продолжительностью до одного часа общественным транспортом пользовались лишь 14% пассажиров, в то время как в округе имелись хорошие железные дороги, которые мало использовались. В настоящее время все транспортные предприятия округа работают по договору и по единому тарифу и общему согласованному расписанию различных видов общественного транспорта, в основе которого, как правило, лежит график движения пригородных и городских поездов.

Повышенное внимание на железных дорогах Европы уделяется анализу выполнения графика движения поездов. В частности, на железных дорогах Франции проводится ежегодный анализ причин опоздания всех пассажирских поездов за два летних и два зимних месяца; полученные результаты сравниваются с прошлыми годами. Дорогой анализируются графики пропуска поездов, которые более чем в 10 % случаев имели сбои; при наличии объективных причин графики корректируются. В условиях жесткой конкуренции с другими видами транспорта вопрос снижения себестоимости пассажирских перевозок на железных дорогах стран Европы приобретает особую актуальность. В этой связи интересен опыт повышения экономичности пассажирских перевозок на железных дорогах Германии и Франции.

Особенное внимание на железных дорогах Европы обращается на оформление и оборудование вокзалов. Этот вопрос всегда находится в центре внимания региональных и городских властей, поскольку вокзал есть "лицо" города. Поэтому в разработке проектов и финансировании строительства региональные и городские власти принимают самое активное участие. Для привлечения пассажиров в условиях острой конкуренции со стороны автобусного транспорта на железных дорогах Германии и Франции все большее внимание уделяется маркетингу, для чего в главных и региональных управлениях дальними и пригородными пассажирскими перевозками созданы специальные службы маркетинга. Однако основой конкурентоспособности железных дорог по прежнему остаются: условия приема пассажиров на вокзалах и в поездах, легкость доступа к поезду, безопасность, комфорт, соблюдение графика движения поездов, разнообразие тарифов и хорошо организованная система информации.

Конкуренцию можно снизить и у нас на Курганском отделении ЮУЖД если применить опыты стран рассмотренных в статье. А в частности модернизировать подвижной состав и инфраструктуру, строительства или увеличение скоростных железных дорог.

Список литературы

Южно-Уральская железная дорога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ЮжноУральская_железная_дорога (29.11.2018)

Конкуренция автобусных и железнодорожных перевозок в Германии// Железные дороги мира. – 2015. - №4. – С 38.

Южно-Уральская железная дорога у ОАО «РЖД» на особом счету [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yuzd.rzd.ru (19.11.2018)

Просмотров работы: 12